Поэтическая исповедь М. Ю. Лермонтова Как часто, пёстрою толпою окружён…


Цели:

  1. Создать условия для расширения представления
    учащихся о лирике М. Ю. Лермонтова, познания
    внутреннего мира поэта.
  2. Способствовать обучению школьников анализу
    стихотворения, выразительному чтению.

Оборудование: компьютер, проектор,
презентация учителя.

Как и всякий настоящий, а тем более великий
поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и,
перелистывая томики его сочинений, мы можем
прочесть историю его души и понять его как поэта
и человека.
(И. Андроников)

Ход урока

  • Орг. момент.
  • Мотивация.

Сегодня на уроке мы продолжим познание
внутреннего мира М. Ю. Лермонтова, опираясь на его
стихотворения, так как поэзия его — своеобразный
лирический дневник, откровенный разговор с самим
собой, поэтому эпиграфом являются слова И.
Андроникова, который всю свою сознательную жизнь
посвятил изучению личности и творчества поэта:
“Как и всякий настоящий, а тем более великий
поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и,
перелистывая томики его сочинений, мы можем
прочесть историю его души и понять его как поэта
и человека”.

Основной вопрос, на который мы постараемся
найти ответ на уроке, — почему неизбежен конфликт
между поэтом и обществом?

1. Рассмотрите портрет М. Ю. Лермонтова и
прочтите, как оценил его внутреннее состояние И.
С. Тургенев, что поможет вам понять душу поэта:

“В наружности Лермонтова было что-то зловещее
и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй
силой, задумчивой презрительностью и страстью
веяло от его смуглого лица, от его больших и
неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно
не согласовывался с выражением почти детских
нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура,
приземистая, кривоногая, с большой головой на
сутулых широких плечах, возбуждала ощущение
неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал
всякий < …>. Внутренне Лермонтов, вероятно,
скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда
его втолкнула судьба. – На бале дворянского
собрания ему не давали покоя, беспрестанно
приставали к нему, брали его за руки; одна маска
сменялась другою, а он почти не сходил с места и
молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них
свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось,
что я уловил на лице его прекрасное выражение
поэтического творчества. Быть может, ему
приходили в голову те стихи:

“Когда касаются холодных рук моих…”

2. Закройте глаза и прослушаете стихотворение
“Как часто пёстрою толпою окружен. . . ”:

Какие картины вы увидели? Какое впечатление
произвело это стихотворение на вас?

3. От ваших личных впечатлений мы переходим к
анализу стихотворения.

  • На сколько частей можно разделить это
    стихотворение?

Ответ: Стихотворение можно разделить на три
части:

1 часть — картина великосветского бала светской
толпы;

2 часть — светлый мир своих воспоминаний;

В 3 части происходит возвращение поэта в чуждый
ему мир.

  • Стихотворение начинается с картины маскарада.
    Какие чувства волнуют поэта?

Ответ:

В начале стихотворения поэт рисует
картину бала в светском

обществе. Перед ним мелькают карнавальные
костюмы, одна назойливая маска сменяет другую,
слышна весёлая музыка, смех. Казалось бы, нет
ничего прекраснее новогоднего праздника. Но
поэту духовно чужды эти пустые и надменные даже
не лица, а маски, и мы понимаем, что это не
маскарадные маски, а маски, за которые прячется
убожество, бездушие и пустота. У этих людей нет
лиц, потому что лицо — индивидуально, здесь же нет
индивидуальности. Поэту душно и тяжело
находиться в этом мире, в мире образов.

4. Просмотрите слайды, перечитайте строки. Вам
предстоит работа по вариантам:

1 вариант 2 вариант
1. Какие детали раскрывают
чувства лирического героя в 1 части
стихотворения?
1. Какой мир возникает в
мечтах поэта?
2. Обратите внимание
  • описание внешности и поведения людей;
  • на краски, цветовую гамму маскарада;
  • звуки, характер музыки
2. Обратите внимание
  • на краски, цветовую гамму;
  • звуки;
  • чувства лирического героя.
3. Какие средства
художественной изобразительности помогли М. Ю.
Лермонтову создать картину бала?
3. Какие средства
художественной изобразительности помогли М. Ю.
Лермонтову создать мир своей мечты?
1 вариант

Ответ:

Пестрая толпа и блеск создают картину суеты,
мимолетности, и все как ненастоящее, фальшивое.
Музыка должна быть красива (в то время танцевали
вальс, мазурку), но она не приносит радости, от неё
нет красоты, только шум. Шепот предполагает
искренность, интимность, но на маскараде
произносят затверженные речи, поэтому шепот
дикий. (Слово дикий означает или людей,
находящихся в первобытном состоянии,. или
нелепый, странный, или грубый).



Записные красавицы с небрежной смелостью
протягиваютдавно бестрепетные руки, то есть
в них нет чувств, они только пытаются сыграть
в чувства, но всё это ложь.

Эпитеты, сравнения, звукопись

(аллитерация: “с”, “ш”, “ч” создают атмосферу
шипения, “3”, “ж” — жужжания)

2 вариант

Ответ:

Чтобы забыться, отдохнуть от этого блеска,
суеты, герой погружается в светлый мир
воспоминаний. Он вспоминает дорогие его сердцу
места: барский дом, сад, спящий пруд, дымящееся
село, туманы над полями.

Цветовая гамма меняется: она яркая, чистая,
радостная (вечерний луч, а он алый, желтые листы,
лазурный огонь, улыбка розовая, зелень трав).

Душевные волнения уступают место спокойствию и
безмятежности, звуки природы (шелест листвы,
тишина).

Когда поэт возвращается в светлый мир детства и
природы, его волнуют чувства любви, нежности и
тоски оттого, что это уже никогда не повторится.
Невозможность погрузиться в этот мир печалит лирического
героя.

Эпитеты, сравнения, метафора, звукопись
(ассонанс: “у” — усиление задумчивости, печали,
“ю”- изображение нежности, любви)

5. Почему поэт, рисуя настоящее и прошлое,
противопоставляет одно другому?

Ответ: Холодному миру масок противостоит
мечта поэта об истинной жизни и счастье, поэт не
только бичует большой свет, но и
противопоставляет ему простую, истинную жизнь,
близкую и дорогую ему. Бездушному миру масок
Лермонтов противопоставляет воображаемый, но в
сущности реальный мир, мир счастья, тишины и
благопол^чия, мир естественный, поэтому
человечный. Образ прекрасной девушки лишь
набросан штрихами, но и он сливается с миром
гармонии и красоты в мечтах поэта. Мир
действительный противостоит миру идеальному,
воображаемом), воссозданному на основе прошлых
впечатлении. Не реальная действительность
привлекает поэта, а мир, созданный воображением
поэта. Недаром настоящее рисуется, как сон, а
воображаемый мир встает как зримый, в реальных
образах. Лермонтов скучал и задыхался в долиной
атмосфере света, куда определила его судьба. Душа
Лермонтова живёт “вольной птицей” только тогда,
когда он вспоминает родные места. Но мечта всего
лишь свежий островок, мечта поэта хрупка:

И шум толпы людской спугнет мечту мою. На
праздник незваную гостью.

Используя приём контраста, Лермонтов не только
изображает негативное отношение к свету, но и
высказывает свою мечту о подлинной жизни, в
которой он единственно счастлив. А счастлив он в
деревне, в максимально приближенном к природе
мире.

6. Какова роль последней строфы стихотворения?
Перечитайте эту строфу.

Несмотря на любовь и привязанность к недавней
старине, лирический герой убежден в том, что
приятные мечты не могут полностью заменить
реальную жизнь. Он видит в них обман, временное
убежище от бури тягостных сомнений и страстей.
Тем не менее, этот мир очень дорог поэту, и
спугнувший мечту “шум людской толпы” вызывает
раздражение и злость. Поэтому ему хочется
смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза
железный стих, облитый горечью и злостью.
Недовольство и раздражение перерастает в
открытый протест. И слово железный стих, в
котором заключено презрение и ненависть, которые
испытывает поэт к этому обществу и воплощаемым
им ложным ценностям, ассоциируется с оружием
поэта.

7. Как вы думаете, каков жанр стихотворения?

Ответ:

Это исповедь поэта, потому что в этом
стихотворении даётся откровенное признание,
рассказ о своих откровенных мыслях, взглядах,
чувствах.

Это и сатира, так как в первой части изображено
резко отрицательное отношение автора к
изображаемому, беспощадно высмеивается
человеческое несовершенство и несовершенство
общества. Это и элегия, так как передаются
глубоко личные, интимные переживания человека,
проникнутые настроением грусти. Во второй части
все признаки элегии — созерцание природы,
сопровождающееся философскими раздумьями о
жизни, любви и т. д.

8. Сделайте вывод, почему неизбежен конфликт
между М. Ю. Лермонтовым и светским обществом?

Ответ:

Это стихотворение, как мы уже говорили,
является лирическим дневником поэта, который
чувствует неприязнь к бездушным людям,
неудовлетворенность пустой жизнью; ему не даёт
покоя мечта о безмятежной юности, но вырваться из
завистливого и душного света не представляется
возможным. Лирический герой не может
существовать вне пёстрой толпы, пусть даже
духовно чуждой ему. В этом трагедия лирического
героя.

9. Что нового мы узнали о внутреннем мире поэта?
Что позволяет М. Ю. Лермонтову сказать: “Моя
жизнь — я сам”?

10. И заключает тему “Поэтическая исповедь”
стихотворение “И скучно и грустно”. Это,
действительно, исповедь поэта, размышление о
смысле жизни, о прошлом и настоящем, любви и
дружбе. Недаром И. Андроников писал: “Лермонтов
исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая
томики его сочинений, мы можем прочесть историю
его души и понять его как поэта и человека”




Следующий: