Поэтическая идея языка

Поэтическая идея языка.

Слова, слова, слова…

В. Шекспир “Гамлет”.

Священное уменье говорить,
Рождать слова и строить фразу.
Я знаю, люди состоят из слов,
Которые им внутрь вошли,
и тела.

Е. Винокуров

Когда-то, во времена мрачного средневековья,
грамматика изображалась с ножом в правой руке –
для подчистки ошибок и с розгой в левой – для
наказания лентяев. Суровая наука, ничего не
скажешь! А стала ли она добрее к обучающимся
сегодня? Судя по катастрофически падающей
грамотности наших учеников, вряд ли. Путь
освоения русского языка (своего родного языка!)
для многих очень и очень тернист. И часто не из-за
лености. Почему? Что такое язык для каждого из
нас? В чём конечная цель его изучения? В том, чтобы
выучить все правила и попытаться делать как
можно меньше ошибок при письме? В том, чтобы
пользоваться языком как средством общения,
выражая собственные мысли, эмоции, ощущения?

А, может, язык нам дан также и для приобщения к
культурным ценностям, накопленным народом за
столетия, для совершенствования своего
духовного мира? И то и другое, и третье. Но самое
главное, мне думается, мы всё же пропускаем. Как
там не крути, а Слово – средство выражения своего
«Я» и созидания независимой творческой
личности.

Но о каком творчестве может идти речь, если для
многих наших школьников русский язык – всего
лишь концентрат сухих правил и определений? Они,
безусловно, должны присутствовать на уроке, без
них – никуда. Но усвоение грамматических правил
должно быть не самоцелью, а средством познания
всего многообразия языковых явлений.

При таком подходе урок языка мыслится
несколько иным. Главная его особенность-
сотворчество учителя и ученика в познании,
осмыслении, это творческая, исследовательская
работа над словом, направленная на развитие
личности каждого ребёнка.

Современные условия развития образования, в
том числе и литературного, выдвинули на первый
план понятие «личности» ученика,
деятельность же педагога должна быть направлена
на раскрытие заложенных в нём возможностей.

Новые концепции современного литературного и
языкового образования школьников,
представленные в различных программах (Кутузова
А.., Княжницкого А.И., Коровиной В.Я.) также
ориентированы на создание условий для
личностного развития учеников, становления их
читательской и творческой самостоятельности.

Однако возникает вопрос: поддаётся ли обучению
творческая деятельность учащихся, связанная с
развитием речевых способностей? Какова природа
речевых способностей ребёнка? И здесь мне
хотелось бы привести цитаты двух учёных –
лингвиста и психолога.

В 1910 г. в своей работе “ Грамматика и история
языка” К. Фосслер писал: “Идея языка по существу
есть поэтическая идея, истина языка есть
художественная истина, есть осмысленная
красота”.

В 1960-х годах психолог Н.И. Жинкин была высказана
мысль о том, что “речь – это, безусловно,
творческая функция человеческой психики”. С
этими мыслями нельзя не согласиться.

Таким образом, речевые способности ребёнка –
речевая память, ассоциативность, субъективность,
метафоричность, потребность чувствовать
внутреннюю форму слова, создавать собственное
высказывание – являются творческими.

Как же развить эту потребность творить,
самовыражаться, искать, ошибаться и снова искать
ту единственную, неповторимо своеобразную
манеру говорить и писать, читать и понимать,
слушать и думать? Как подсказать ребёнку путь к
овладению словом?

Такие методы и приёмы, как:

  • прослушивание музыки,
  • мелодекламация,
  • иллюстрирование музыкальных и поэтических
    произведений,
  • ассоциативный, лингвистический, стилистический
    эксперименты,
  • устное словесное и графическое рисование,
  • выразительное чтение,
  • комплексный анализ художественного текста,
  • метод семантического поля,
  • написание сочинений различных жанров,
  • инсценировки,

связаны с процессами восприятия искусства, с
интерпретацией художественных текстов и в силу
этого представляют собой единый
учебно-методический комплекс, направленный на
развитие речевых и творческих способностей
учащихся.

Например, различные виды языкового
эксперимента, работа над авторским словом
“погружают” ребёнка в атмосферу творческой
мастерской писателя. Прослушивание музыки и
мелодекламация имеют огромное значение при
создании настроения, установки на творчество,
развивают эмоциональную сферу. Рисование, как
графическое, так и устное словесное,
способствует речевому развитию, является
переходом от невербальных видов творчества к
упражнениям в словесном творчестве.

Таким образом, анализ текста на основе синтеза
искусств и создание учащимися собственных
речевых произведений является тем методическим
механизмом, который способствует проявлению
эстетической, образной природы слова, позволяет
учить школьников интерпретировать
художественный текст, понимать метафорическое
значение видов слова и образа. Энергия
произведений различных видов искусства
проявляет тонкие слои контекстов, вызывает у
ребёнка поток субъективных ассоциаций и создаёт
тем самым целостное чувственно-образное
представление о слове, художественном мире того
или иного писателя, о мироздании в целом и о себе
самом.

Главное – разбудить в детях речевую чуткость,
языковую интуицию; научить пользоваться
смысловыми оттенками слова, нюансами,
переносными значениями и его изобразительными
возможностями; пробудить у ребёнка потребность в
сочинительстве. Сюда нужно добавить и ещё нечто
важное: вдохновение и воображение учителя и
ученика.

Конечно, не все станут поэтами. Это удел не
многих. Но почувствовать второе дыхание слова, из
“суммы” слов создать некую художественную
целостность; передать через эту целостность
что-то своё личное и неповторимое – это,
наверное, и есть речевое творчество. А нам,
учителям, очень важно сохранить при обучении
живое детское чувство, неповторимость и
оригинальность художественной мысли ребёнка.

Следующий: