Поэтическая гостиная. 5–8-е классы

Цели:

  1. Развивать любовь к русскому языку, поэзии,
    Родине, матери, природе.
  2. Развивать творческие способности учащихся и
    познавательную активность через творчество.
  3. Совершенствовать навыки выразительного чтения
    как орудия воздействия словом на чувства
    слушателя.
  4. Прививать интерес к поэзии, к сочинительству.

Тип урока: интегрированный

Вид урока: поэтическая гостиная

Оборудование:

  • музыкальное оформление;
  • эпиграфы о русском языке и поэзии;
  • выставка работ: “Всё начинается с любви…”;
  • поэтические альбомы учащихся;
  • ёлка (самодельные игрушки, на которых написаны
    стихи собственного сочинения).

Технология: групповые и одиночные
выступления учащихся, чтение стихов учителем;
презентация 3-х учащихся; декорации к
выступлениям через компьютер.

Ход урока

1. Приветствие гостей

(звучит мелодия “Как прекрасен этот мир” Д.
Тухманов)

Учитель:

Звенит заливистый звонок,
Иду на поэтический урок.
Вот любимые ученики
Чудесным ожиданием полны.

Посмотрите друг на друга. Вы улыбаетесь? Я рада
этой встрече, как и вы.

Приветствуем гостей.

Мы рады вам,
Нашим гостям.

2. Учитель открывает поэтическую гостиную:


Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским неохватным языком.

С. Данилов

Ребята, сегодня у нас торжество-праздник по
случаю окончания Года Русского языка. Вас не
нужно убеждать в том, что русский язык, наш
любимый и родной, связан тесно с поэзией
Лермонтова, Пушкина, Есенина, Тютчева и многих
других. Они украсили и обогатили наш русский
язык.

Б. Окуджава писал:

А если иногда я кружева
Накручиваю на свои слова -
Так это от любви…
Что в том дурного?

И у нас есть повод сказать благодарное слово
русскому языку. И в честь этого торжества мы
зажигаем свечи.

(звучит мелодия “Аве Мария”)

Я сейчас поставлю свечу.
Просто так постою, помолчу,
Глядя в пламя святого огня,
Пусть вдохновенье посетит меня.
И просветлеют наши души…

(Юные поэты зажигают свечи)

Мы обращаемся к Аполлону — покровителю поэзии и
музыки. Пусть он и его музы: Каллеона – муза
поэзии героической, Полигимния – муза
торжественной и гордой поэзии, Евтерпа – муза
поэзии лирической, Эрата – муза любовных песен,
Мильпомена – муза трагедии — вдохновляют нас.

3. Путешествие в царство Поэзии.

Учитель: А сейчас представьте великолепный
дворец со многими залами, которые все щедро
разнообразны и не похожи друг на друга. Вот висит
табличка “тронный зал”. Кто же царствует в этом
зале? Да, этот зал удивительного волшебства – в
гостях у Любви её величество Поэзия. Мы заглянем
сюда и пообщаемся на языке любви с Поэзией.

А какое место занимает в вашей жизни поэзия?

Учащаяся: В детстве я любила стихи Пушкина, его
сказки. И сейчас люблю его стихи.

Учащийся: Когда я читаю стихи, мне всегда
радостно на душе.

Учитель: “Поэзия врачует, делает нас лучше,
чище, способствует возвышению души” (Д.К.
Лихачев). А что значит “врачует”?

Тот, кто жизнью живёт настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

4. Чтение стихотворения “Русский язык” (группа
мальчиков

)

Автор с любовью вспоминает школьные годы,
учителя, который научил его владеть русским
языком.

5. Знакомство с увлечениями учащихся.

Находясь в этом волшебном зале, нельзя не
заметить выставку “Поэзия труда (плоды любви)”.

Учитель читает наизусть “Всё начинается с
любви…” Р. Рождествен-ского.

Что вы любите? Познакомьте нас. (Ребята
показывают свои коллекции, поделки и
рассказывают о своих увлечениях)



Учитель: Я люблю детей, своих внуков, читать
стихи, создавать что-то необычное, спорт,
комнатные растения, походы, путешествия, люблю
русский язык, литературу. И все, что у нас
получается в жизни, это все исходит от любви.

6. Выступление конкурсантов.

Учитель: Мы любим стихи, хотя прочитать все
стихи невозможно, как невозможно познакомиться
со всеми людьми. Но очень важно научиться
обращаться с ними. Ведь они, как люди, требуют
внимания, открытости, доброты, просто искреннего
желания понять, что хотел сказать поэт.

“Для всего в русском языке есть великое
множество хороших слов”

(К. Паустовский.)

В гостях у нас восьмиклассники. Конкурсанты и
победители конкурсов стихов о Родине, русском
языке, о родном крае.

Ученики:

1.Я люблю Башкортостан, горжусь, восхищаюсь им.
(читает стихотворение “Башкортостан”)

2. Мне очень понравилось стихотворение о
русском языке ученицы 6 класса Илоны Шутовой
“Сохрани волшебное чудо”

3. Ученик читает стихотворение С. Острового
“Лето”

(звучит музыка “Во поле берёзка стояла”, на
доске мультимедийные изображения русской
берёзки в разное время года)

Учитель: Белоствольные красавицы берёзки… Ни
одно дерево не знаменито так, как русская
берёзка. Её любят, о ней слагают песни и стихи,
сочиняют музыку.

“Русский язык в умелых руках и опытных устах
красив, певуч, выразителен” (А. Куприн)

Учитель: Не раз, ребята, вы слышали: рождаются
слова, рождаются строки, мысли так же, как
рождаются дети – а дети рождаются от любви.
Значит, и слова, и язык (русский язык) – волшебный
плод любви, который мы вкушаем с молоком матери,
влюбляемся в него и любим его. Всё начинается с
любви…

Понравилось ли вам чтение ребят? Давайте мы их
поблагодарим!

7. Творчество детей.

Учитель: Трудно ли сочинять стихи?

“Я совсем не хороша? Нет, хороша я! Чудо!” — так,
наверное, может сказать каждый ученик, сидящий в
классе о поэзии, потому что здесь собрались
сегодня истинные ценители ее, влюблённые в стихи.

Ученик:

Я подбил приятелей
Поиграть в писателей.
На команды мы разбились,
Вот что получилось.

Конкурс “Весёлое буриме” — “Стенка на стенку”
(мальчики соревнуются с девочками).

Считалка: 1, 2, 3, 4, 5 -
Чем бы нам себя занять?
Волейбол, футбол и шашки -
Всё сегодня ерунда.
А стихи? Вот это, да!

Поздравление победителей.

Выступление ученика 8 класса “Слова умеют
плакать и смеяться” Я. Козловский

Учитель: Предлагаю познакомиться с юными
поэтами класса. Некоторые подготовили свои
презентации. (Эти ученики познакомили
присутствующих со своим творчеством. Дети читают
любимые стихи собственного сочинения на разные
темы и вешают игрушки, с записанными на них
стихами, на елку).

8. Слово о маме.

Учитель: Поэзия рождается из жизни, от любви к
кому — либо и чему – либо. Самым дорогим человеком
на Земле для каждого из нас является мама. Ей
посвящено очень много стихов и песен.

(Учащиеся исполняют песню “Здравствуйте,
мамы!”)

Учитель читает стихотворение А. Яшина “Молитва
матери”.

Ученики читают стихи собственного сочинения о
мамах.

9. Заключительное слово учителя.

Учитель: Думающему человеку близко и понятно
прекрасное во всех его проявлениях. А прекрасным,
сегодня мы убедились в этом, для нас является
поэзия и наш родной русский язык. Я благодарна и
признательна за отлично прочитанные вами стихи,
за вашу любовь к стихам и искренность в поэзии.
Умеющий понять и почувствовать ее – счастливый
человек. И человек, любящий стихи и не
позволяющий себе говорить плохие слова, я думаю,
не способен на необдуманные поступки. “Все
начинается с любви…”

До следующей встречи в поэтической гостиной.




Следующий: