Поэт и любовь


Цели:

  1. Показать богатство, полноту и красоту
    человеческих чувств в лирике Пушкина
  2. Развивать умение и навыки анализа лирического
    произведения.
  3. На примере поэзии Пушкина показать детям
    красоту человеческих отношений.

Оборудование:

  • телевизор,
  • проигрыватель,
  • кассета,
  • пластинки,
  • репродукции картин,
  • оформление доски.

Тип урока – интегрированный.

Методы и приемы: беседа, рассказ
учителя, выразительное чтение, просмотр фильма,
прослушивание романсов и анализ текстов
стихотворений.

Ход урока



I. Орг момент.

II. Вступительное слово учителя № 1.

Первая любовь в жизни человека — пора особая,
удивительная, чудесная. Но это время первых
глубоких страданий, светлых слез, надежд и
разочарований. Открыв томик стихов Пушкина, мы
погружаемся в мир прекрасный, таинственный,
очаровательный, безумных волнений и чувств.

Он не писал о любви, сама любовь говорила его
стихами. В его стихах звучит музыка любви …

Слушается

романс или отрывок “Евгений
Онегин”, обсуждение прослушанного произведения.
В ходе выступлений ребята обращают внимание на
портреты- женщин, которым посвятил А.С. Пушкин
свои стихи.

Ученик читает и анализирует стихотворение “Ты
и Вы” ( стр.124)


Пустое вы сердечным ты
Она обмолвясь заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей, с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!

- Это стихотворение посвящено Олениной Анне
Алексеевне (просмотр фрагмента фильма),
которой был увлечен поэт, и даже сделал ей
предложение, но получил отказ от матери. Пушкин
замкнулся, несколько месяцев молчал.

Душа же работает, стонет, переплавляет удар. Так
рождается новое стихотворение.

Ученик анализирует и выразительно читает: “Я
вас любил …” ( стр.158)

Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его
просветляется, но в этом стихотворении чувство
героя тревожно, любовь его еще не остыла, она еще
живет в нем.

Светлая печаль вызвана безответной сильной
любовью. Недаром он вновь повторяет: “Я вас
любил…”, раскрывая свое сердце перед не любящей
его женщиной, как была сильна и благородна его
любовь.

Поэт сознательно побеждает страсть, потому что
покой любимой женщины ему дорог, он желает ей
полного счастья: “как дай вам бог любимой быть
другим…”

Преклонение перед свободой чувства любимой
женщины и вместе с тем сила любви поэта
превращают это стихотворение в одно из самых
пленительных созданий пушкинского гения.

Благородство чувств, окрашенных светлой и
тонкой грустью, выражено просто,
непосредственно, тепло и чарующе музыкально.

Ребятам предлагается прослушать романс “Я вас
любил”

Учитель

. О любви Пушкин писал всю жизнь.
Темпераментный стих раскрывает любовь поэта во
всем ее многообразии. Стихотворение “ Я помню
чудное мгновение” обращено к Анне Петровне Керн
(просмотр фрагмента фильма).

Стихотворение читает и анализирует ученик.

Племянницу Осиповой — Керн, Пушкин впервые
встретил в доме Олениных в 1819 году, затем она
летом 1825 года гостила у Осиповой в Тригорском. В
день ее отъезда поэт вручил ей свои стихи.

Для А.С. Пушкина любовь – одно из самых сильных
человеческих чувств и самое естественное
проявление человеческих отношений.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом
человека, и все его внутренние силы проходят в
движения.

Но не только любовной теме посвящено это
стихотворение. Облик героини предельно обобщен:
“гений чистой красоты”, “голос нежный”, “милые
черты” — такими определениями можно наделить
любую красивую женщину, сделав ее эталоном
женской красоты.

В стихотворении прослеживается
опоэтизированная жизнь самого поэта. Тема
очарования красотой совмещается с другой — темой
творческого вдохновения, содержит в себе
глубокие раздумья о жизни, о радости творчества,
о чувстве полноты бытия, которое выражено в некую
идею заключительной строфы.



Учитель.

В 1826 году А.С. Пушкин написал
стихотворение “Признание” Оно посвящено
Александре Ивановне Осиповой.

Здесь мы видим еще одно своеобразное
проявление чувства, героиня не имеет имени – это
обобщенный образ: для А.С. Пушкина – романтика
важна буря переживаний и страстей, кипящих в
душе. Стихотворение и чувства сливаются в один
порыв страсти.

Ученик.

Выразительно читает стихотворение
“Признание”

Учитель

Поэт прекрасно чувствовал природу.
Поэтому часто переживания лирического героя в
его стихах происходят на фоне пейзажа.
Романтическая любовь, таинственная страсть
лирического героя изображена в сочетании с южной
экзотической природой.

В стихотворении “Ненастный день потух” (стр.17,
2т.) унылая северная природа противопоставляется
яркому южному пейзажу. Воспоминания заставляют
лирического героя вновь переживать чувство
обжигающей страсти к возлюбленной. В строчках
поэта все: и трепетное первое чувство, и печаль от
неразделенной любви, и горечь разлуки, и страсть,
и расставание.

Выразительное чтение стихотворения

.

Учитель

. Одно из первых и лучших любовных
стихотворений Пушкина Михайловского периода –
“Желание славы”

Чтение стихотворения и анализ. ( стр.42)

Посвящено оно Елизавете Воронцовой, которую
Пушкин любил, которая на прощание, при отъезде
его из Одессы, подарила ему свой перстень.
Стихотворение связано с конкретной любовной
ситуацией.

В стихотворении все неповторимо и хорошо и
необычная трактовка темы: “Желаю, славы я, чтоб
именем моим окружена была”, и волнующая музыка
стиха, и удивительная правда чувства — тонкая,
передающая все переходы, всё внутренние,
потаенное движение любовной страсти.



Учитель

. Романтическая любовь Пушкина часто
безответна, она горит и сжигает сама себя.

Любовь, как свеча, сгорает за короткий миг, от
нее остается лишь пепел и опустошенная душа.
Ощущение этой души переданы в словах и образах и
отражают состояние каждого влюбленного. Это мы
видим в стихотворении “Сожженное письмо”.

Чтение стихотворения.

Учитель

. Редкая женщина в истории
удостаивалась такого внимания, стольких
исследований, книг, просто оценок, будучи всего
лишь женой. Правда, женой великого поэта.

Пушкин вспоминает, что с Натальей Гончаровой,
он встретился зимним вечером 1828 года на балу у
танцмейстера Иогеля. Куда его пригласил
Вяземский.

И вдруг какая-то сила заставила меня, обернутся.
Я увидел ее – в прозрачном облаке воланов и
кружев, в толпе поклонников, в окружении
многочисленной родни и знакомых. Я шагнул
навстречу своей судьбе, своей мадонне.

Чтение стихотворения

.

В ходе рассказа обращается внимание на
репродукцию портрета.

Учитель.

Тихим октябрьским вечером Пушкин
попросил художника Карла Брюллова нарисовать
портрет своей молодой жены Натальи Николаевны.
Он звал ее просто Натали. Чувство глубокой любви
он сохранил к жене на протяжении всей их
совместной жизни. Кто же она, эта женщина, которой
выпало счастье и одновременно испытании е быть
любимой такого человека?

О ней говорили разное в веке прошедшем и в веке
нынешнем. Кто-то завидовал, кто-то славословил,
кто-то пытался очернить её.

А.С. Пушкин как будто чувствовал, что его
счастье не может быть длительным. Поэтому
Брюллов рисовал этот портрет, запечатлевая образ
прекрасной женщины для потомков.

“Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий
взгляд, нежность в каждом движении. А платье
Натали надела то, в котором Александр Сергеевич
её впервые увидел и полюбил. Это был самый
счастливый день в их жизни.

Звучит романс: “Гори, гори, моя звезда”
Чайковского или Тютчев романс К.Б. “Я встретил
вас…”

Заключительное слово учителя1.

Весь
красочный, пестрый, живой человеческий мир носил
А.С. Пушкин в своей душе. И его лирика – отражение
этого мира. Как верно сказал об этом Белинский:
“Есть всегда что-то особенно благородное,
кроткое, нежное во всяком чувстве Пушкина. В этом
отношении, читая его творения можно превосходным
образом воспитать в себе человека”.

Прошло более 200 лет со дня рождения поэта, а его
великие творения находят все новых поклонников,
помогают понять себя.

Какие же точные и яркие слова умел найти Пушкин,
чтобы передать в строчках стихов мир своих
ощущений, чувств и переживаний. Это доступно
только гению.

Подведение итогов, выставление оценок

.

Домашнее задание. Вн. чт. Мое любимое
произведение А.С. Пушкина и его анализ.




Следующий: