Поэма Тристан и Изольда – воспевание индивидуального самоутверждения героев перед лицом жестокости общества. 9-й класс


Цели урока:

познакомиться с жанром
рыцарского романа и его особенностями;
отработать навыки компаративного анализа
текста.

Словарь:

миннензингер, трувер, аскетизм,
обряд -посвящение, фатальная неизбежность, трубадур
Тантрис, торжество антигероя, мотив любовного
напитка, рыцарский идеал любви, целомудренность
отношений, карлик Фросен, колония для
прокаженных, черные паруса, компаративизм.

Ход урока

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне:
Т. Готье



Ипполит — Федра- Тесей

Парис -Елена — Менелай

Одиссей — Калипсо — Пенелопа

Ясон — Медея — Креуса

Парис — Елена — Энона . Эти имена известны всем.

Легенда, о которой мы будем говорить сегодня,
«Тристан и Изольда», относится к числу
«вечных». Рожденная культурой Средневековья и
понятная лишь в контексте этой культуры, она не
умерла вместе с нею. Она универсальна, потому что
моделирует человеческие отношения, очень
сложные при всей их кажущейся простоте. В них как
бы скрывается какая-то тайна, требующая разгадки.
«Тристан и Изольда» — прежде всего история
любовной страсти, которая правит всеми
действиями и поступками героев, подобно тому как
в великих греческих трагедиях героями
руководила судьба или рок.

Точки зрения на легенду:

«Эпопея адюльтера» -

Гастон Парис

«Прославление чувственной любви, прославление
страсти как противовес христианской концепции
брака» —

Дени де Ружмон

«Легенда освобождения от условностей и норм и
прославление жизни» —

Мишель Казенав

Е. Винавер предложил очень остроумное
графическое изображение сюжета:

- Чья точка зрения, по -вашему, является наиболее
правильной? Аргументируйте свой ответ.

Вопросы для обсуждения:

Почему в сказке герой, добывая невесту для царя,
сам становится её мужем, а в рыцарском романе это
невозможно, каков рыцарский идеал любви?

Почему Тристан должен был найти свою любовь в
стане противника?

Зачем понадобился мотив любовного напитка,
если Тристан и Изольда были влюблены друг в
друга?

Что стало причиной смерти Тристана и Изольды -
случайность, людская злоба или любовь?



Почему в рыцарском романе обязательно
присутствует образ злодея, какова его роль?

Можно представить себе рыцарский роман без
смерти главного героя?

Доклады учащихся:

1.

Трагическое появление героя на свет и
опасности, подстерегающие его уже в колыбели.

2.

Куртуазное воспитание Тристана (сенешаль
Роальд Твердое Слово).

3.

Кодекс чести рыцаря.

Выводы учителя:

рыцарь и охотник, поэт,
музыкант и актер, навигатор и фармацевт,
архитектор и художник, шахматист и полиглот: Он
верен в дружбе и великодушен к врагам,
бескорыстен и добр, терпелив и незлопамятен.

-Что еще отличает Тристана?

Неудовлетворенность, постоянное стремление к
новому, неизвестному, опасному. Ему как бы тесно в
рамках обычной повседневности. Но в отличие от
других героев рыцарских романов он не ищет ни
личной выгоды, ни упрочения своего положения.
Бескорыстное подвижничество.

Образ моря.

«Где еще найдешь столь глубокую символику
стихий, этого мужчину и эту женщину, становящихся
тоже морем, огромным морем, что их окружает, что
придает определенный ритм их существованию,
отмечает его этапы, приносит героям жизнь и
смерть.

Море — это смерть, но когда вверяются ему, оно
дает жизнь. Море — это жизнь, но когда начинают
тщетно ждать на его берегу, оно приносит отчаяние
и смерть.»

М. Казенав.

Море обозначает переломные моменты в судьбе
героя. Море символизирует судьбу Тристана. Это
она — текуча, подвижна, ненадежна. Герой
постоянно вверяет свою судьбу морю, и она
становится подобна ему.

См приложение № 1

В схеме видна симметрия и параллелизм эпизодов.

Любовь Ривален и Бланшефлер — предсказание
любви Тристана и Изольды и её трагического конца.
Таким образом, это символ. Чудо с деревьями -
тоже символ непреодолимой силы любви. Эти два
эпизода обрамляют легенду, это ее начало и финал

Море бурное, тревожное долго носит корабли по
своим волнам. Оно как бы колеблется, не может
сразу прийти к решению, и треплет, и качает
несчастные корабли. Ибо когда буря стихнет, в
судьбе героя наступит решительный перелом.

Вывод:

восходящая и нисходящая линия сюжета и
судьбы героя подчинены влиянию моря.

Лес Моруа.




Женитьба Марка Изгнание Тристана
Любовный напиток Женитьба Тристана
Изольда узнает Тристана Изольда узнает об «измене» Тристана
Битва с драконом Бой с великаном
Знакомство с Изольдой Тристан — нищий
Бой с Морхольтом Бой с рыцарями Марка
Бой с Марганом Последний бой
Норвежские купцы Корабль Каэрдина
Рождение Смерть
Ривален и Бланшефлер Чудо с деревьями

Симметрия — противопоставление рождения и
смерти.

Образ леса.

Лес в судьбе Тристана играет особую роль. Он
всегда дружественен герою. Здесь он охотится,
прячется от врагов, подстерегает
баронов-предателей, здесь проводит три трудных и
суровых, но прекрасных , года с возлюбленной.

Лес — символ надежной стабильности.

Образ Изольды.

Изольда — человек одной страсти и одной цели,
она отдается любви без колебаний. В ее душе нет
конфликта. Ее не смущает ни вынужденное
лукавство, ни прямой обман, ни несправедливость,
ни препятствия. Она преодолевает их и идет
напролом. Постоянным божеским благословлением
вопрос о греховности любви Тристана и Изольды
снимается. У этой любви есть три оправдания:

  • она родилась до брака, Тристан добыл невесту в
    честном поединке, и она по праву принадлежит ему.
  • эта любовь скреплена напитком.
  • любовь эта не может быть счастливой — такова
    концепция легенды.

Все коренится в характере Тристана. Как он
любит Изольду? На всю жизнь, конечно. Он все время
нагромождает препятствия этой своей
всепоглощающей любви. То есть он постоянно
преодолевает препятствия, которые сам же и
создает.

Отношения любящих — цепь расставаний и встреч.
Для Изольды и не встает вопроса о выборе: она
всегда пойдет за Тристаном, она разлучится с ним,
коль скоро он этого захочет, но кинется к нему,
лишь только он ее позовет. В этом смысл кольца,
данного при расставании молодой женщиной
возлюбленному.

Для Тристана подлинные препятствия -
внутренние; они практически не преодолимы.

Все взаимоотношения героев можно изобразить
следующим образом:

Ведь отношения с ирландской принцессой -
измена Марку. Женитьба на второй Изольде -
измена первой. Для того, чтобы не чувствовать
вины перед названым отцом, примириться с ним в
сердце своем, надо изменить возлюбленной. Тем
самым функционально Изольда Белокурая является
дублетом Марка. Вот почему Тристан страдает, не
выполняя своих супружеских обязанностей. Эта
часть легенды овеяна дымкой щемящей печали. И
печаль эта — затаенное страдание бретонской
принцессы.

Образ ее — очень человечен. Человечен даже в
последнем роковом обмане, продиктованном
отчаянием, оскорбленным самолюбием любящей
женщины, которая ни с кем не хочет делить
любимого.

Таким образом, Тристан оказывается героем,
постоянно раздираемым двумя противоположными,
друг друга исключающими чувствами: любовью к
Марку и Изольде или к двум Изольдам. И каждый раз
он попеременно принимает противоположные
решения. Он обречен поступать так всю
жизнь, до смерти.

-Когда он посылает за Изольдой? (вынуждая пойти
молодую женщину на общественный скандал)

- Когда страдает от ран!

Ему нужна не просто Изольда, ему нужна Изольда,
которая его вылечит!

Поэтому можно сказать, что Изольда II
поторопилась. Тристан не бросил бы ее, по крайней
мере, не бросил бы надолго. Он бы вернулся.

Вечно возвращаться — удел Тристана.
Возвращаться к Изольде, Марку, ко второй Изольде. И
снова их покидать
. Таков характер нашего
героя. Трагедия его — это во многом трагедия
непоследовательности.

Подлинная любовь, по мысли «авторов» легенды,
это любовь плотская, т. е. любовь греховная, т. е.
незаконная.

«Тот, кто любит — находится за пределами добра
и зла». Ж. Ш. Пайен

Легенда провозгласила право страсти. Страсти
подчас сумрачной, темной, связанной с
несправедливостью, предательством, жестокостью.

Любовь Тристана и Изольды изначально связана
со смертью. Герои гибнут, но не для того, чтобы
воссоединиться за порогом смерти, а потому, что
не могут долго жить друг без друга. А также — и
особенно! — потому, что не могут и жить вместе. Т.
е. потому, что такая страсть бесплодна. Они не
могут совершить решающий шаг. Это совершают
окружающие:

  • Бранжьена, приносящая волшебное питье;
  • Марк, отдающий Изольду прокаженным, изгоняющий
    племянника;
  • отшельник Огрин, мирящий их с королем и т.д.;
  • смерть «действует» помимо воли, перекраивая
    судьбы.

Поэтому Тристан и не боится смерти: она
освобождает его от необходимости принимать
решение. Причем, теперь уже навсегда.

См приложение № 2

См рис. 1 (картина Сальвадора Дали
«Тристан и Изольда» 1944г.)

Знаете ли вы что:

Блио — длинный плащ, обычно стягиваемый у
талии поясом.

Хюсден

- кличка собаки Тристана, переводится
как «зубоскреп»

Компаративизм —

сравнительно-исторический
метод в литературоведении и языкознании.

Домашнее задание:

Выучить стихотворение В. Набокова «Тристан» (см. приложение № 3)




Следующий: