Поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри как романтическое произведение

Цель:

провести лингвопоэтический
анализ поэмы.

Задачи:

рассмотреть поэму как романтическое
произведение в единстве формы и содержания;

  • воспитывать у учащихся такие нравственные
    качества, как мужество, стойкость, патриотизм,
    чувство собственного достоинства.

  • Ход урока

    I. Звучит музыка Бетховена. (Соната
    “Патетическая”.)

    II. Отрывок из “Мцыри”. (Читает учитель.)

    Я мало жил, и жил в плену…

    И о прощенье не молю.


    III. Вступительное слово учителя.

    – Мы услышали сонату Бетховена
    “Патетическая” и страстный, взволнованный,
    исполненный пафоса отрывок из поэмы “Мцыри”.

    Что, по вашему мнению, их объединяет?
    (Пафос, настроение, ритм. Оба эти произведения
    романтические.)


    IV. Беседа с учащимися. Когда возникло это
    направление? Под влиянием чего?

    Учитель: Романтизм? Что это такое?
    Дайте основное определение?

    – Романтизм (фр. “романтике”–
    таинственное и странное, нереальное)…

    – Имеют ли что-то общее эти слова в
    лексическом значении? В чем разница?

    – Когда возник романтизм как
    эстетическое направление?

    – Назовите основные признаки
    романтических произведений.

    – Каким было главное желание
    романтиков? (Желание безграничной свободы,
    личной и гражданской независимости, желание
    ощутить себя личностью.)

    Учитель:

    Знаменем французского
    романтизма стал Эжен Делакруа. В 1831 году он
    написал картину “Свобода, ведущая народ”, или
    “Свобода на баррикадах”.

    (Картина “Свобода, ведущая народ”
    закрепила победу романтизма во французской
    живописи).

    Рассказ о картине ученика.

    – Какое искусство стало главным в
    романтизме? (Музыка.)

    – Почему? (Безграничные возможности
    выражения необъяснимой словами жизни
    человеческой души.)

    – Каких композиторов-романтиков вы
    знаете? (Бетховен, Шуман, Шопен.)

    – Какова главная тема романтических
    произведений в музыке? (Тема свободы.)

    Рассказ ученика о 3-й симфонии
    Бетховена.

    (Девиз Бетховена: “Через борьбу к
    победе!” Это значит: надо бороться, чтобы
    победить. Это значит: побеждает тот, кто борется.
    Борьба героя за свободу и счастье людей
    составляет содержание Третьей симфонии…Вначале
    Бетховен назвал симфонию “Бонапарт”. Ему
    казалось, что именно Наполеон станет героем
    революционного народа, поведет его к
    освобождению. Симфония была уже почти закончена,
    когда Бетховен узнал, что Наполеон объявил себя
    императором. “Теперь он будет топтать ногами все
    человеческие права, следовать только своему
    честолюбию! – гневно вскричал композитор. – Он
    будет ставить себя выше всех других и сделается
    тираном!” Схватил заглавный лист, разорвал, на
    чистом листе нотной бумаги написал новое
    название: “Героическая симфония”. Император не
    мог быть героем Третьей симфонии.)


    V. “Мцыри” – последняя романтическая поэма
    Лермонтова.

    – Слово учителя:

    – Сюжет поэмы, идея, конфликт,
    композиция, язык, ритм связаны с образом главного
    героя, с миром его стремлений и переживаний.
    Попробуем ее проанализировать в единстве формы и
    содержания и доказать, что это романтическое
    произведение.

    1. Выступления учащихся с
    индивидуальными сообщениями.

    (Ученики готовят индивидуальные
    сообщения исследовательского характера.)

    а) Романтическое название (романтизм –
    ит. “таинственное”). Выступление учащегося.

    (

    “Мцыри” – имя “темное” героя
    остается неизвестным читателю. А экзотическое
    наименование, используемое только в заглавии,
    Лермонтовым объяснено в примечании: “Мцыри” –
    на греч.яз. “неслужащий монах”, нечто вроде
    “послушника”. Первоначальное название –
    “Бэри” (по груз. “монах”). “Мцыри” означает не
    только “послушник”, но и “пришелец”,
    “чужеземец”, “одинокий человек”.)

    б) Какие жанры преобладали в
    романтической литературе? Выступление
    учащегося.

    (Лиро-эпическая поэма. Ее жанровые
    признаки…)

    Учитель:

    В романтической поэме
    наблюдается преобладание лирического над
    эпическим? Почему?

    2. Эвристическая беседа. Романтический
    сюжет. Композиция романтического произведения.

    В чем заключается романтическая
    ситуация, лежащая в основе сюжета?

    – Как вы понимаете значение слова –
    ниц? (Ниц – нар. “ничком”, “лицом вниз”.)

    – Что дают Мцыри три дня, проведенные
    на воле?

    – Какова развязка сюжета? О чем она
    говорит? Как в ней проявляется романтическое
    восприятие действительности?

    (Развязка:

    Мцыри просит перед
    смертью перенести его в сад. Там, среди природы, в
    виду Кавказа, он рассчитывает на какой-нибудь
    привет прощальный с родины, которой так и не
    достиг. (“И с этой мыслью я засну и никого не
    прокляну!”)

    Зачем говорить о проклятии? С
    какими чувствами, настроением умирает Мцыри?

    (Мятежный Мцыри предупреждает монахов
    о возможности проклятия, если они не выполнят его
    последнюю просьбу. Ни малейшего смирения, мятеж,
    угроза!)

    3.

    Аналитическая беседа с классом.

    Учитель:

    Где происходит место
    действия? Почему?

    (Место действия – Кавказ. Пейзаж как
    романтический фон. Вольная, мощная природа
    Кавказа родственна душе героя.)

    – Представим обстановку, где будет
    развиваться действие поэмы.

    1. Ваши представления о Кавказе. Кто там
    был? Какие эпитеты к природе Кавказа можно
    подобрать?

    2. Рисунки Лермонтова. Какая природа на
    них изображена? (Просмотр рисунков поэта.)

    (Дикая, величественная красота
    Кавказа. Мысль о гордых, вольных людях, которые
    должны населять этот край.)

    Индивидуальное
    выступление учащегося об истории создания
    рисунков Лермонтова.

    3. Учитель: Сравним рисунки
    Лермонтова с описанием Кавказа в поэме. На что
    обращает внимание Мцыри?

    (Мцыри обращает внимание на ее величие
    и грациозность. Юношу привлекает могущество,
    размах кавказской природы, его не пугают
    опасности, таящиеся в ней…

    Романтический пейзаж: пышные поля,
    холмы, “груды темных скал”, “предгорья” –
    горные хребты, “причудливые, как мечты”, “седой,
    незыблемый Кавказ”, там родина. Пейзаж
    экзотичен.)

    Учитель:

    – Белинский В.Г. в статье
    “Стихотворения Лермонтова” писал: “Можно
    сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у
    радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у
    грома, гул у ветров, – что вся природа сама несла
    и подавала ему материалы, когда он писал эту
    поэму …Картины природы обличают кисть великого
    мастера”.

    Проанализируем отрывок из поэмы “Я
    видел горные хребты …”, подтвердим высказывание
    Белинского.

    – Учащиеся называют тропы: необычные
    сравнения, красочные эпитеты, олицетворения,
    метафоры (метафорические образы как воплощение
    красоты мироздания, упоение ею героя).

    Учитель:

    Какое подобие человеческой
    жизни видит Мцыри в природе. И как она помогает
    ему открыть смысл жизни?

    (Вольность. Все в этом естественном
    мире существует свободно, человек тоже рожден
    для воли, без которой не мыслит ни счастья, ни
    самой жизни. Природа – прообраз человеческого
    мира. Мцыри ощущает счастье и радость от общения
    с миром природы. Многообразие и богатство
    пейзажа подчеркивает монотонность монастырской
    жизни, обстановки. Романтический пейзаж условен.)

    4. Учитель: “В романтической поэме в
    центре находится романтический герой”

    – Каков он?

    (– Исключительный характер – бунтарь
    – в исключительных обстоятельствах…)

    – Беглый монах. (Бегство – протест
    против оков, наложенных на него обществом).

    – Могучая личность, противостоящая
    окружающему миру, бросившая ему вызов.

    – Ценит прежде всего свободу
    (“пламенная” страсть делает его
    исключительным).

    – Мятежная душа.

    – Одинок (его не понимают).

    – Могучий дух…

    – Слаб физически, но вынослив.

    – Горд, недоверчив.

    – Целеустремлен.

    – Смел и бесстрашен.)

    Учитель: На что большее внимание
    обращает автор: на внешний облик или на
    внутренний мир?

    (Ответы учащихся)

    Учитель: В чем необычность,
    исключительность обстоятельств, в которые
    попадает Мцыри?

    (– Внимание не на внешних событиях и
    внешнем облике, а на внутреннем мире. Судьба с
    детства обрекла его на унылое существование,
    которое чуждо его пылкой натуре. Оставшись в
    монастыре, ты отказываешься от свободы и родины,
    становишься обреченным на вечное рабство и
    одиночество.

    – Он лишен всего, что приносит
    человеку радость, счастье, у него нет родины,
    дома, родных.

    – Представления о свободе у Мцыри
    связаны с мечтой о возвращении на родину. Он
    мечтает о “чудном мире тревог и битв”.)

    5. Учитель: При описании трех дней Мцыри
    Лермонтов дает много описаний природы?

    Для чего?

    (– Обилие картин природы необходимо, с
    их помощью описывается душевная широта (умеет
    воспринимать природу). Романтический герой
    сливается со стихией.

    Счастье видит в дружбе “краткой, но
    живой, меж бурным сердцем и грозой”.)

    – Вывод:

    – Пейзаж помогает раскрыть характер
    Мцыри, становится одним из способов создания
    романтического образа.

    Учитель:

    – Мы уже сказали, что Мцыри привлекает
    в природе величие, красота, свобода …

    Что символизируют препятствия,
    встречающиеся в природе на пути Мцыри?

    (– Преграды в естественной жизни
    человека.)

    – Учитель:

    – В каком эпизоде больше всего
    выражено бесстрашие, презрение к смерти,
    страстная любовь к жизни, жажда борьбы, не страх,
    а мужество? Что символизирует этот эпизод?

    (Бой с барсом. Мощь человека, его духа.
    Барс – мощь и злая сила природы. Сила героя
    гиперболична. Поединок силы физической с силой
    духа.)

    Учитель: –

    Природа способна дать
    человеку высочайшее наслаждение, но она может
    быть безжалостной, почти враждебной.

    – Выступление учащегося с
    исследовательской работой:

    “Какой
    описывается природа в момент, когда Мцыри
    вернулся к монастырю? Почему?”

    (В минуты, когда Мцыри понял, что снова
    вернулся к своей “тюрьме”, природа, как бы
    разделяя его отчаяние, спит “в оцепенении
    глухом”, не даря герою ни одного отрадного
    впечатления или звука: “Хотя бы крикнул
    коростель…” Все образы 22 строфы олицетворяют
    враждебность: “иссохший лист”, свившийся над
    головой героя “терновым венцом”, земля дышит в
    его лицо огнем, шелестит и мечется змея” (9 строфа
    – нет страха, 22 строфа – трагичность.)



    Учитель: –

    И в конце поэмы вновь для
    Мцыри главный мотив ухода – слияние с природой
    хотя бы в грезах. О чем он мечтает и просит?

    Учитель:

    – Для чего употребляет Лермонтов
    сравнение Мцыри с тюремным цветком? Почему
    гибнет Мцыри?

    Учитель:

    – Что узнал Мцыри о себе на свободе?

    (– С новой силой проснулась в нем
    любовь к родине, понял, что он смел, бесстрашен.)

    6. Лирический герой.

    Учитель:

    – Каков образ лирического героя в
    поэме “Мцыри”? (Поэт передал Мцыри свои мысли о
    жизни, о ее цели.)

    – Докажите, что взволнованная
    эмоциональная речь Мцыри с необыкновенной силой
    выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру.

    (– О, я как брат …)

    – Докажите, что гибель этой мечты
    рождает у него отчаяние, но в отчаянии Мцыри
    оказывается не слабым, беззащитным, а гордым и
    отважным человеком, отвергающим жалость и
    сострадание.

    – Каким мы видим Мцыри в конце поэмы? О
    чем он мечтает? Почему просит похоронить себя в
    саду? Раскаялся ли он в своих стремлениях и
    поступках?

    – Когда мы говорим о великой любви
    Мцыри к Родине, о желании быть с ней, мы
    вспоминаем еще одного романтика – музыканта
    Шопена Фредерика, в своем творчестве он выразил
    то же желание свободы для своего
    многострадального народа, то же желание быть на
    родине, но только родина его несвободна…

    Сообщение ученика о Шопене, его
    “Революционном этюде” и о том, что сближает
    поэму “Мцыри” и произведение Шопена.

    7. Композиция.

    Учитель: –

    Осмыслить, понять этот
    сильный, мятежный, вольнолюбивый характер
    помогает типичная для романтического
    произведения композиция. Какова она?

    – Выступление исследовательского
    характера ученика:

    Учитель:

    – Почему большая часть поэмы
    составляет монолог? (Это рассказ о мечтах, Мцыри
    говорит не столько о внешней жизни, сколько о
    своих стремлениях, о том, что узнал, почувствовал,
    о причинах побега).

    Учитель:

    – Слово “исповедь” имеет следующее
    значение: “Покаяние в грехах перед священником;
    откровенное сообщение своих мыслей, взглядов”. В
    каком значении, по-вашему, употреблено это слово
    в поэме?

    Учитель:

    – Какова композиция самого монолога?
    Что дает такая композиция?

    Выступление исследовательского
    характера учащегося:

    1) (3,4,5 строфы) – рассказ о своей жизни в
    монастыре, он открывает то, что не было известно
    монахам;

    2) рассказ о том, что он увидел “на
    воле”, “чудный мир”, который контрастирует с
    мрачным миром монастыря;

    3) последние 2 строфы (25-26) – прощание с
    жизнью Мцыри и его завещание.

    – Что дает такая композиция?

    (Возможность постепенно раскрыть
    внутренний мир героя. Все события показываются
    через субъективное восприятие героя. Не автор
    описывает переживания и чувства героя, а Мцыри
    сам рассказывает о них.)

    Учитель:

    – Почему истории всей его жизни
    посвящается лишь одна глава, а трем дням,
    проведенным на воле, – почти вся поэма? (В
    монастыре не было жизни, а настоящую жизнь он
    испытал только на воле).

    Учитель: – Покажите это в словах
    Мцыри?

    Учитель: –

    В чем еще своеобразие
    композиции? (Композиционный круг: сюжет
    возвращается к исходной точке, Мцыри же – к
    монастырской тюрьме. Круг – обреченность,
    судьба. Рассказ в рассказе.)

    8. Что такое конфликт?

    Учитель:

    – В романтическом произведении
    конфликт происходит между кем и кем? Чем и чем?

    (Между человеком и окружающим миром,
    между волей и неволей.)

    – В основе романтического конфликта –
    романтическое двоемирие – два мира, которые
    противопоставляются друг другу. Каковы они в
    поэме?

    (Один из них чужд герою – “мир келий
    душных и молитв”; другой – “чудный мир тревог и
    битв”…)

    9. Идейный смысл произведения

    Учитель:

    Какова же основная проблематика
    романтических произведений? Как она
    раскрывается в поэме?

    9а)

    Тема свободы как высшего блага,
    воли и плена.

    9б)

    Тема одиночества.

    9в)

    Тема судьбы, рока.

    Мцыри называет “свою пламенную
    страсть” жаром бессильным и пустым.

    Самой судьбой Мцыри обречен на неволю,
    его попытка преодолеть рок окончилась неудачей:
    “…тщетно спорил я с судьбой. Она смеялась надо
    мной!”

    Но и в конце поэмы мы увидим Мцыри
    непримирившимся с судьбой… В поединке с ней он
    одержал нравственную победу.)

    – Вывод учителя.

    – Победа человека над судьбой, тема
    рока – типичная для романтических произведений.
    Эту тему мы можем услышать и в симфониях
    Бетховена, например в “Пятой”.

    – Выступление ученика с небольшим
    исследовательским сообщением о том, как тема
    судьбы показана в “Пятой” симфонии Бетховена.

    9г)

    Тема смысла жизни и подвига.

    Вывод учителя.

    Знакомство учащихся со словами В.Г.
    Белинского: “Вопрос о судьбе и правах
    человеческой личности…”

    10. Литературные приемы, которые чаще
    используют романтики, отражены в поэме “Мцыри”.


    Назовите их.

    10а)

    Беседа с учащимися

    – Антитеза. (Дикая, величавая природа
    – монастырская жизнь. Контраст в понимании
    смысла жизни.)

    – В основе-легенды: (Легенда о
    мальчике-горце, 2 гл.)

    – Фантастика.

    (Эпизод с рыбкой … о покое, сне,
    сладости небытия, это тот же отказ от настоящей
    жизни, полной радостей и страданий.)

    10б)

    Индивидуальные выступления
    учащихся исследовательского характера.
    Обращение к фольклору.

    (На создание центрального эпизода –
    битва с барсом – Лермонтова вдохновила
    распространенная в горной Грузии старинная
    песня о тигре и юноше…)

    – Символические образы. Что такое
    символ? Чем отличается символ от аллегории?

    а) монастырь – тюрьма, старик-монах –
    воплощение монастыря;

    б) гроза – не знак гнева господня, а
    счастье (гл. 8);

    в) женская красота – не воплощение
    злого начала, греховности, а высшая гармония (гл.
    11-13);

    г) Родина, аул, отец, мать, сестры –
    образы-символы не только естественного бытия
    человека, но и свободной жизни, Родина не только
    родной аул, но и природа и свободная жизнь
    (изначальное существование);

    д) опасности в природе – символы зла,
    которые сопровождают человека всю жизнь;

    е) бой с барсом – символический
    поединок силы физической и духовной;

    ж) лес – безвыходность, отчаяние;

    з) название символично “Мцыри” – нет
    имени, его судьба – это обобщенная судьба
    романтического пришельца, пленника;

    и) эпиграф (первоначальный – “Родина
    бывает только одна”);

    – Почему поэт отказывается от такого
    эпиграфа и обращается к Библии?

    11. Учитель: Романтизм отражает жизнь
    иными художественными средствами. Поэтическое
    слово в произведениях романтиков повышенной
    экспрессивности. Все художественные средства
    подчинены содержанию.

    – Аналитическая беседа

    Белинский сказал: “Она (мысль) дала
    возможность поэту рассыпать перед вашими
    глазами такое богатство самоцветных камней
    поэзии”. Докажите это.

    Язык эмоционален, приподнят.

    – Какие тропы использует поэт?
    (Красочные эпитеты, необычные сравнения,
    олицетворения, метафоры, гиперболы.)

    – Какие языковые средства использует
    поэт в поэме?

    – Сообщения исследовательского
    характера учащихся:

    – Лексический уровень

    (традиционно-поэтические
    слова, возвышенные слова…).

    Фонетический уровень (ассонансы
    и аллитерации).

    Морфологический уровень. (Пламенность
    мечты Мцыри, страстность ее определяют выбор
    слов: глаголы, деепричастия имеют тоже
    эмоциональную окраску – “изгрызла”,
    “сожгла”…

    Роль глаголов, деепричастий в бое с
    барсом.)

    – Синтаксический уровень.
    Эмоционально-художественное изображение в поэме
    усиливается разнообразием синтаксических
    конструкций и смысловыми знаками препинания.
    Проанализируем их (короткие предложения…).

    Стилистические приемы, их роль в
    тексте. Выступления учащихся исследовательского
    характера (по каждому приему)

    1. Роль переносов (анжанбеманов) и пауз.
    (Возникает ритмический перебой. Передают
    драматизм, тревожное душевное состояние героя,
    например 17-18 строфы.)

    – В какой строфе больше пауз и
    переносов, почему?

    (Начало 17 строфы своего рода
    экспозиция: это ожидание схватки и описание
    противника…)

    2. Роль повторов (анафор.).

    3. Роль инверсий.

    4. Роль риторических вопросов.

    5. Роль риторических восклицаний.

    12.

    Учитель: Размер и рифмы тоже
    подчинены содержанию. Каковы они и какую роль
    играют в поэме? (
    Учащиеся все определяют размер
    и виды рифм на уроке.)

    – Выступление учащегося о роли
    размера и рифмовки. (Исследовательское задание.)

    (Четырехстопный ямб с мужскими
    парными рифмами передает энергию, мощь, страсть.

    Белинский: “Это четырехстопный ямб с
    одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто
    падает, как удар меча, поражающего свою жертву.
    Упругость, энергия и звучное, однообразное
    падение его удивительно гармонируют с
    сосредоточенным чувством, несокрушимою силою
    могучей натуры и трагическим положением героя
    поэмы”.)

    13. Учитель: Что такое пафос? Каков же
    пафос поэмы? (В утверждении активного,
    деятельного отношения жизни.)

    – Почему, несмотря на гибель героя,
    мы не воспринимаем поэму как мрачное,
    исполненное отчаяния и безнадежности
    произведение?

    14. Вывод учителя: – В сонате
    Бетховена тот же пафос, тот же порыв, та же
    страсть, тот же призыв к борьбе, к свободе.

    Звучит “Аппассионата”

    Учитель: –

    Когда Бетховен умирал,
    неожиданно разразилась гроза. Гроза в марте! Со
    снежной бурей, молнией, раскатами грома. И вдруг
    случилось необыкновенное. Умирающий композитор
    открыл глаза, приподнялся и пригрозил небу.
    Мгновение отделяло его от смерти, а он
    по-прежнему верил: сдаваться нельзя. Только через
    борьбу – к победе! Он снова победил! Смерть не
    пришла. Пришло бессмертие. Пришло бессмертие
    Бетховену, Лермонтову, Мцыри. Они продолжают
    побеждать!




    Следующий: