Поэма А. С. Пушкина Руслан и Людмила. Пролог

Ход урока

Сегодня мы продолжаем работу над литературой 19
века, в которую входит одно из блистательных
имён: А.С.Пушкин.

- При произнесении имени Пушкина, что сразу
всплывает в вашей памяти? С какими
произведениями он ассоциируется? (со сказками).
Ассоциируется Пушкин со сказками не случайно. Он
приходит в нашу жизнь с самого раннего детства и
сопровождает нас до конца дней.

Пушкин-солнце нашей поэзии. Это начало нашей
литературы. Что вы знаете о Пушкине как о поэте и
человеке? (Биография поэта).

Разговор у портрета. Обратите
внимание на портрет А.С.Пушкина, выполненный
художником О.А.Кипренским при жизни поэта. Отец
Пушкина этот портрет считал одним из лучших, а
когда Пушкин увидел его, был поражён, удивлён и не
остался в долгу, написав следующие строки: “Себя,
как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит”.

- Как вы понимаете это выражение? (Поэт посчитал,
что художник его приукрасил, изобразил лучше, чем
он есть на самом деле).

Вглядитесь внимательно в этот портрет:
благородное лицо, высокий лоб, глубокие глаза.
Что, на ваш взгляд, в портрете особо ярко выписано
художником? Для чего? (Глаза, руки выписаны
художником для того, чтобы мы видели, что перед
нами человек искусства).

Не случайно рядом с поэтом художник изобразил
лиру-символ поэзии.

Когда А.С.Пушкину было 20 лет, он написал
сказочную поэму “Руслан и Людмила”, которая
имела необычайный успех. Поэма была так хороша,
что покорила читателей. Знать, к которой
принадлежал А.С.Пушкин, общалась на французском
языке, а своей поэмой поэт показал, что на русском
языке можно создать такое чудо.

Беседа. – Почему в поэме автор
обратился к старине, старинным событиям, поселил
сказочных героев в поэму?

- Где, кем, когда были навеяны эти
художественные образы? На этот вопрос вы
ответите после прочтения вступительной статьи.
(Сама природа, весь мир, который её окружает,
интерес к истории навеяли на Пушкина мысль о
создании данной поэмы).



Поэма начинается не с первой песни, а с пролога.
Пролог-это вступительная часть к какому-либо
произведению, настраивающая нас на определённый
лад. На какой лад настраивает нас пушкинский
пролог? Это нам и предстоит выяснить.

Чтение учителя.- Захотелось ли вам
поближе посмотреть пушкинский лес? Представьте,
что вы художники, но рисовать будете не кистью, а
словом. Прочитайте про себя текст, подберите
строчку или несколько строк, которые вы бы хотели
нарисовать. Что и кого изобразите, какое
настроение попытаетесь создать? (В темнице там
царевна тужит).

- Как понимаете слово “тужит” (печалится,
тоскует). Общее настроение от этой иллюстрации:
грусть, печаль. — Прочитай эти строки, вложив в
интонацию именно грусть, печаль, тоску.

- Кто такой дядька? (опытный, старый воин,
который учит молодых. Картина радостная,
вызывает гордость, в витязях мы чувствуем
защиту).

- Какие устаревшие формы слов вы встретили в
прологе? Какова их современная форма? (О заре — на
заре, злато — золото, бурый — серый).

- С какой целью использует устаревшую лексику
Пушкин в произведении? (передать атмосферу
старины, древности).

- Какой ранее изученный жанр литературы
напоминает вам пролог? (сказку).

- В чём сходство пролога со сказкой? (сказочные
герои, зачин, концовка).

- Прочитаем отрывок выразительно. Читать надо
как сказку: напевно, сказывая, помните о том, что
пушкинский лес полон тайн и волшебства,
интонация неоднообразная: где-то нам страшно,
где-то радостно, чем-то мы удивлены. Один из вас
будет читать, а остальные должны внимательно
слушать и после прочтения быть готовым к
рецензированию.

- Найдите слова, в которых заключена основная
мысль. Что они выражают? (выражают отношение
Пушкина ко всему русскому, его любовь к России, к
народу, уважение к русскому языку).

Домашнее задание: выучить пролог
наизусть.

Презентация.




Следующий: