Поэма А. С. Пушкина Цыганы как романтическая поэма по программе Б. Ладыгина. 7-й класс


Цели и задачи:

  • Актуализировать знания учащихся о романтизме
    как литературном направлении, его отличительных
    чертах, об особенностях пушкинского романтизма.
  • Познакомить учащихся с периодом южной ссылки в
    жизни Пушкина.
  • Показать особенности поэмы “Цыганы” как
    романтической поэмы (приемы раскрытия характера
    героев, своеобразие разрешения проблемы
    человеческой свободы в поэме, изобразительно –
    выразительные средства).
  • Используя фрагменты оперы С.Рахманинова
    “Алеко”, показать приемы создания характера
    Алеко в музыкальном произведении.
  • Провести сопоставительную характеристику
    образа Алеко в литературном и музыкальном
    произведениях.
  • Продолжать развивать умение учащихся давать
    сопоставительную характеристику героя на основе
    текста произведения, умение определять
    авторскую позицию, находить изобразительно –
    выразительные средства, умение логически
    строить устный ответ.
  • Продолжать развивать навыки учащихся слушать,
    воспринимать и интерпретировать поэтическое
    произведение.
  • Способствовать формированию понимания личной
    свободы, формированию музыкального вкуса.

Оборудование:

  • Иллюстрации к поэме “Цыганы” К.А. Клементьевой
    (“Цыганский табор”, “Алеко и Земфира”, “Алеко
    убивает Земфиру”)
  • Запись . Е.Дога. Музыка из кинофильма “Табор
    уходит в небо” (“Дорога”)
  • Запись. Ария Алеко из оперы С.Рахманинова
    “Алеко”

Методы и приемы: эвристический,
беседа, словесное рисование, комментированное
чтение

Ход урока

I. Приветствие, оргмомент

II. Учитель: На прошлом уроке вы
познакомились с новым для вас понятием –
романтизм.

Что такое романтизм? Когда развивалось
данное направление? Кто был наиболее видным
представителем романтизма? Какие исторические
события послужили причиной для развития
романтизма на Западе? Каковы отличительные
особенности романтизма? Как развивался
романтизм в России? В чем отличие русского
романтизма от западноевропейского?

- Сегодня мы будем говорить о поэме А.С. Пушкина
“Цыганы”.

Какую направленность имеет это произведение?
В чем заключается особенность пушкинского
романтизма?

(Учащиеся, исходя из знаний, полученных на
прошлом уроке, наверняка отметя, что у А.С.Пушкина
был свой взгляд на романтизм как литературное
направление.)

III. Вы сказали, что у Пушкина были свои
взгляды на романтизм как литературное
направление. И это верно. Действительно, для
Пушкина главным было создание образа
современного героя, который жил интересами
современного героя, который жил интересами и
волнениями своего века, также для него была важна
идея свободы, но больше всего Пушкина, как
романтика, волновало необыкновенное, как в
человеке, так и в нации, в природе. Романтический
период в творчестве Пушкина был коротким, но
какую бы южную поэму мы ни взяли, будь
“Кавказский пленник” или “Братья –
разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” или
“Цыганы”, мы обязательно увидим черты
романтизма.

- Скажите, почему Пушкин поднимает тему
человеческой свободы и смысла человеческого
существования именно в романтической поэме
“Цыганы”? Ведь он мог с успехом написать
реалистическую поэму.

Более полно мы сможем ответить на этот вопрос в
конце нашего урока. Запишите тему сегодняшнего
урока. Поэма А.С. Пушкина “Цыганы” как
романтическая поэма”.

IV. — Где происходят события?
цыганском таборе.)

- Почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (Она для
него была “необыкновенной”.)

- Слово учителя. У Пушкина были особенные
отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в
южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по
август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему
народа, изучил его историю, фольклор, литературу
и даже язык постиг настолько, что понимал
разговорную речь. Он знал много цыганских песен и
очень любил их. Содержание одной из песен
молдавских цыган он изложил так: “Мы люди
смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у
нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в
качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна
биографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин
странствовал с цыганским табором в Молдавии, о
чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был
влюблен в цыганку, которая была брошена своей
матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был
влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была
зарезана ревнивым цыганом. Поэтому
автобиографичность поэмы отразилась и в именах.
Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина,
Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой,
в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин –
главная героиня поэмы.

Сейчас вы прослушаете мелодию. Попытайтесь
мысленно нарисовать картины, которые предстают
перед вами. (Учащиеся слушают запись темы Е.Дога
из кинофильма “Табор уходит в небо” — “Дорога”.)

- Какие картины возникли в вашем воображении?
Совпадают ли они с описанием Пушкина в первых
строках поэмы?

- Прочитайте (Учащиеся читают отрывок “Цыганы
шумною толпой – Ночным подернутое паром”.)

- Какие изобразительно – выразительные
средства использует Пушкин для того, чтобы
показать нам живописность, романтическую
приподнятость описания?

- Какие слова являются ключевыми?

- Итак, какова жизнь цыган? В чем ее
привлекательность? (Цыгане ведут кочевую,
вольную жизнь и в этом ее привлекательность.)

- Как появляется в таборе Алеко? Что заставляет
Алеко присоединиться к цыганскому табору?
Найдите в тексте эпизод. Прочитайте. (“Но вот она.
За нею следом – Его преследует закон”.)

- Какая отличительная черта романтизма здесь
проявляется?

- Что Алеко ищет, а что находит в цыганском
таборе? От чего бежит? Найдите в тексте.

- Совпадает ли позиция автора и Алеко в
осуждении “неволи душных городов”?

- Каково значение песни “Птичка божия не
знает…” для понимания характера Алеко, его
конфликта с обществом?

- Как намечается конфликт между Алеко и
Земфирой?



- Можем ли мы сказать, что здесь представлен
конфликт между цыганским табором и европейским
обществом? Какие особенности цыганского табора
отмечает Пушкин?

- Каковы особенности европейского
“городского общества”?

- В чем выражается конфликт цыганского табора и
светского общества? (В поведении героев, в их
отношениях друг к другу.)

- Слово учителя. Но Пушкина интересует не личная
драма Алеко и Земфиры, а драма общественная. С
этой точки зрения Алеко и Земфира воплощают
обобщенные характеры людей, сложившихся в
цыганском таборе и светском обществе. Автор не
рассказывает нам истории их жизни до описываемых
событий, но об убежден, что разные общественные
уклады формируют разные характеры.

- А каков основный конфликт поэмы?

(Внутренний. Алеко волен как племя цыган, но нет
радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство
печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь –
главные ценности жизни, к которым стремится
Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий,
которые вызваны невозможностью отбросить все
ценности цивилизованного общества, смирить свои
страсти).

- Мы сказали, что Алеко свободолюбив, ему
присуща способность к глубокой страсти.
Очевидно, что он образован.

- Какие еще черты характера присущи Алеко?
Приведите примеры из текста.

- Имел ли Алеко право убивать человека? Имеет ли
вообще право человек убивать другого?

- С какой исторической личностью сближает Алеко
черта славолюбия?

- Давайте сопоставим образы Алеко и старого
цыгана. Какими качествами наделен старик цыган?

- Что помогает понять эпизод “Рассказ старика
цыгана об изгнаннике Овидии”? Как относятся к
изгнаннику, его судьбе старик цыган и Алеко?

- История Овидия похожа на историю Алеко?

- Но существует различие в этих историях. Какое?
Прочитайте.

- Как понимает человеческую свободу Алеко и
старый цыган? Подтвердите текстом. Одна половина
класса охарактеризует человеческую свободу с
позиции Алеко, а другая с позиции старого цыгана.

- Итак, в понимании свободы Алеко должен быть
нацелен только на себя, Алеко нужна свобода
только для него. Т.е. у Алеко индивидуалистическое
понимание свободы. Старик же цыган признает
естественное право каждого человека на свободу,
т.е. у цыгана гуманистическое понимание
свободы.



- Каково понятие свободы у Земфиры?

- Прослушайте арию Алеко из оперы С.Рахманинова
“Алеко”.

Слово учителя. Эта опера была написана
девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней.
Рахманинов был вдохновлен гением Пушкина и
потому взялся за работу с увлечением.
Произведения Пушкина вдохновили многих
композиторов.

Вспомните, какие композиторы положили в
основу своих музыкальных произведений сюжеты
Пушкина.

- Опера “Алеко” была экзаменационной работой
Рахманинова при окончании консерватории.
Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским
поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера
состоялась 9 мая 1893 г. в московском Большом театре
и имела огромный успех. До сих пор все ведущие
театры мира ставят оперу “Алеко”.

- При прослушивании обратите внимание на
музыкальную интонацию, тип певческого голоса.



БЕСЕДА ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ.

- Сопоставимы ли литературный и музыкальный
образы?

- Какую развязку получает сюжет?

- Что вы можете сказать об образе Алеко, сравнив
начало поэмы и конец?

- Какой приговор выносит старый цыган Алеко? От
чьего имени? Прочитайте.

- Чем подчеркнут в языке поэмы коллективный
характер этого приговора?

- Как проявляется авторская позиция в поэме?

V. — Как переводится слово “романтизм” с
французского?

Показываю иллюстрации К.А. Клементьевой.

- Соответствуют ли данные иллюстрации поэме А.С.
Пушкина именно как романтической поэме?

VI. Итог. Пушкин развенчивает идею
“байронического героя”. Он сказал новое слово в
литературе, показал невозможность для
цивилизованного, образованного человека
вернуться в мир природы, не тронутой
“просвещением”. Появление цивилизованного
человека в мире “детей природы” привело к драме.

Домашнее задание. Нарисовать
иллюстрацию к одному из эпизодов поэмы.
Письменно доказать, что поэма содержит черты
романтизма.

Примечание: Предыдущий урок полностью
был посвящен теме “Романтизм как литературное
направление”




Следующий: