Поэма А. Блока Двенадцать в 11-м классе. Урок как система литературных задач


Цель урока: познакомить с одним из самых
спорных произведений А. Блока, показать
многовариантность толкования поэмы, выявить
индивидуальные признаки текста в
словарно-образной системе, в композиции, в
ритмике. Дать свое толкование образа Христа.

Оснащение урока: портрет А. Блока,
контрольный лист на каждого ребенка, фонотека
(отрывок из поэмы “Двенадцать” читает Д.
Журавлев), опорные схемы: “Динамика цвета”,
“Художественное пространство”.

Ход урока:

Каждый ученик при подготовке к уроку работает
по контрольному листу, где предлагается система
литературных задач, позволяющих постигать
произведение в единстве формы и содержания.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

1. Прочитать поэму А. Блока “Двенадцать”.
Прояснить по словарю дефиниции слов: вития,
кондовая Русь, иконостас, анафема, осанна;
выяснить, что означает бубновый туз на спине.

2. Работа с текстом.

Прочитайте поэму. Что является ее доминантой?
Выпишите доминантный ряд на уровне образов,
художественных деталей, лексики…

3. Выделите противостоящую доминанте оппозицию.
Перечитайте первую главу. Выпишите
оппозиционный ряд. Прокомментируйте: каково
отношение автора к старому миру, где и как
проявляется авторская позиция, какими увидел
Блок “апостолов” революции.

4. Через призму доминанты и оппозиции
рассмотрите художественное пространство поэмы,
ограниченное оно или открытое?

5. Каким образом доминанта и оппозиция
пересекаются композиционно?

6. Прослушайте поэму “Двенадцать” в исполнении
Дмитрия Журавлева. Попытайтесь услышать “музыку
революции”, ту музыку, которую слышал Блок.
Включите воображение. В выписанном вами
доминантном ряде подчеркните то, что услышали,
допишите те слова, которых не заметили при
чтении, но которые, безусловно, доминируют в
поэме. Выделите в доминантном и оппозиционном
рядах сквозные образы. Где их оказалось больше?
Почему? Есть ли среди них слова-символы?



7. Подтвердите цитатами из текста, что ритм
поэмы (по мнению Л.И. Тимофеева) вбирает в себя:

– и разговорный свободный стих
– и фольклорный ритм частушки
– и интонацию мещанского романса
– и пафос революционного лозунга
– и уличный язык голытьбы
– и припев революционной песни
– и ритм державного шага.

Что доминирует в ритмике?

8. Какой цвет преобладает в поэме Блока?
Одинакова ли его интенсивность от начала к концу
поэмы? Выскажите свои предположения по этому
поводу.

9. Самый сложный и спорный образ поэмы – это
образ Христа. Куда бы вы отнесли этот образ: к
доминанте или к оппозиции? Познакомьтесь с
двумя-тремя критическими статьями из
предложенного списка. Выскажите свою точку
зрения.

10. “Анафему” или “осанну” пропел Блок
Октябрьской революции?

Слово учителя.

Предметом нашего пристального внимания
сегодня будет поэма Александра Блока
“Двенадцать”. Она продолжает тему прошлого
урока “Стихи Блока о России”. “Двенадцать” –
это первый значительный отклик в художественной
литературе на события 1917 года.



К. Чуковский писал о Блоке: “Он внимательно
вслушивался в чужие толкования этой поэмы,
словно ожидая, что найдется же кто-нибудь, кто
объяснит ему, что она значит. Но дать ей одно
какое-нибудь объяснение было нельзя, так как
писал ее сложный человек, со своим восприятием
мира.

Эту поэму будут толковать по-всякому, и будут
толковать еще тысячу раз”.



Сегодня на уроке мы с вами попробуем дать свое
толкование этой поэмы, внимательно исследуя
текст в единстве его формы и содержания по плану
контрольного листа.

Прояснив значения слов, устранив “шумы” и
“помехи” в восприятии содержания произведения,
просим учащихся прочитать выписанный
“доминантный ряд”. Звучит он примерно так:
двенадцать, державный шаг, черная злоба, святая
злоба, Петька, бубновый туз, “уж я ножичком
полосну”,черный ветер, вьюга, винтовок черные
ремни…Оппозиционный ряд, как правило, включает в
себя меньше слов: старушка, вития, буржуй на
перекрестке, “загонят в гроб”, “барыня в
каракуле” и т. д.

Это задание дает возможность учителю судить о
восприятии учащимися текста художественного
произведения. Эстетически развитый читатель
заметит не только лежащее на поверхности, но и
такие слова, как “без креста”, “трах-тах-тах”,
“без имени святого”, “ничего не жаль”.
Предложение включить в доминантный ряд строки
“Впереди – Исус Христос” рождает очередную
литературную задачу: на чьей стороне Христос? К
доминанте или к оппозиции отнесем этот образ?

Прежде чем знакомить учащихся с критическими
статьями, дающими толкование образа Христа,
внимательно выслушаем мнение самих ребят.

Думаю, что нет необходимости в рамках этой
статьи приводить общеизвестные варианты
толкования этого образа. Это и точка зрения М.
Волошина, и традиционная точка зрения советского
литературоведения, это очень интересные
публикации газеты “Литература”: статья Б. Сарнова

“Новые люди на арене истории” 1994 год № 12,
статья Г. Маршалик “Кто впереди? 1994 №47, статья М.
Милич “Безумие победителей” 1994 № 33 и т.д.

Говоря о художественном пространстве поэмы,
необходимо отметить масштаб поэмы – от “на всем
божьем свете” до “переулочки глухие” и до
конкретного человека, а затем вновь ввысь, туда,
где “Нежной поступью надвюжной…Впереди – Исус
Христос”. “Блоку удалось сказать больше, чем он
хотел. Пытаясь сказать о сегодняшнем ,он сказал о
вечном”. -прокомментировала одна из учениц.

Остальные задания контрольного листа обычно не
вызывают затруднений

Использование контрольного листа помогает
организовать самостоятельную работу учащихся
дома при подготовке к уроку. Ученику заранее
становится известен ход урока.

Мною разработаны “Контрольные листы” по
литературе для учащихся 10–11 классов. В основу
многих из них положены материалы и публикации
газеты “Литература”. Если такая форма работы
будет кому-то интересна, рада буду поделиться
своими наработками.




Следующий: