Поэма А. А. Блока Двенадцать урок-исследование

Ц е л и у р о к а: Проанализировать поэму
А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её
художественные особенности, показать её
полемический характер, психологизм
художественного произведения; развивать умение
учащихся анализировать, систематизировать
прочитанное, делать выводы, обобщать, строить
собственные высказывания; развивать
наблюдательность, понимать роль художественной
детали; содействовать формированию чувства
гражданского долга перед страной, понимания
общественных процессов, происходящих в наше
неспокойное время; прививать интерес к
настоящему будущему страны, родного края.

Т и п у р о к а: урок-исследование

М е т о д и ч е с к и е п р и ё м ы: аналитическое
чтение поэмы, исследование отдельных её глав.

О б о р у д о в а н и е: портрет писателя,
высказывания о поэме “Двенадцать”, план
анализа художественного произведения,
выставка книг поэта.


Х о д у р о к а

I. Вступительное слово учителя. (слайды 1-4)

Написав поэму “Двенадцать”, Блок
воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать”
– какие они бы ни были – это лучшее, что я
написал. Потому что тогда я жил современностью”,
– утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы
обычно вызывает даже недоумение, ставит много
вопросов (сл. 5)

– Почему поэма названа “Двенадцать”?

– Каков смысл её названия?

– Кто герои произведения?

– Почему Христос? Что значит этот
образ в поэме?

– Какие символы присутствуют в
произведении?

– Какая музыка слышится автором?

На эти вопросы мы постараемся
ответить, читая и анализируя поэму А.А. Блока,
которая и в год создания, и сейчас, спустя 93 года
со дня написания, вызвала и вызывает столько
разных диаметрально противоположных мнений.

Вообще, “Двенадцать” –
парадоксальное произведение. Оно написано в
январе 1918 года, то есть по горячим следам. Через
два месяца после Октябрьской революции. Осознать
значение события современнику было очень сложно
– “большое видится на расстоянье”. Поэма
удивляла ещё современников Блока. По утверждению
В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру
на революцию, другие – славу ей”.

“Поэма эта есть, бесспорно, высшее
достижение Блока. В основе – крик отчаяния за
гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который
возвышается до надежды на будущее”,– так
отозвался о произведении Л.Д.Троцкий.

Сегодня мы, анализируя отдельные главы
и строфы, побываем в роли исследователей,
ознакомимся с трактованием двух критиков, с
двумя взглядами на идейное содержание поэмы
А.Блока, на изображение революции в ней. Для этого
разделимся на две группы. Одна группа будет
представлять взгляды исследователя
А.В.Терновского, а другая – С.В.Ломтева. В
полемическом споре мы, надеюсь, правильно поймём
идейное содержание произведения, уловим суть
вопросов, волнующих критиков столь долгое время.

Казалось бы, мы рассматриваем события
давно минувших дней, но с тем далёким временем в
нашем третьем тысячелетии есть много схожего,
общего. Как и в 1917-18 годах, так и сегодня решается
судьба великого государства, ведь четвёртого
декабря ваши родители должны будут исполнить
свой гражданский долг – принять участие в
выборах, проголосовать за лучших представителей
народа. Перед каждым гражданином в то далёкое
время тоже стоял вопрос: с кем идти в будущее,
остаться в России или покинуть Родину, сейчас мы
также должны сделать правильный выбор, который
повлияет на будущее страны и, безусловно, на ваше
будущее.

А.А.Блок в 1918 году выполнил свой
гражданский долг: он рассказал о том, что
волновало, переполняло его, что звучало и жило в
нём.


II. Работа над темой урока.

Анализ произведения мы будем
проводить по плану, который лежит у вас на партах
(сл.6)

1. Творческая история создания поэмы.

А начнём мы с творческой истории поэмы.
Интересно узнать, как сам автор отметил этот
период в своей записной книжке. (Сообщение
ученика)(сл.7)

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока

“3 января… К вечеру – ураган (неизменный
спутник переворотов)”.
“8 января. Весь день “Двенадцать””.
“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.–
Музыка какая (если жёлтое)?”
“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются.
Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец
исторического процесса”…”
“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о
вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале.
Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и
моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские
злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но
“нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не
знали России и никогда её не любили! Правда глаза
колет”.
“25 января… Думы, думы – и планы, столько, что
мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы
писать (Иисус)”.
“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве
Сабашниковых. “Двенадцать””.
“28 января… “Двенадцать””.
“29 января… Сегодня я – гений!”
“18 февраля… Что Христос идёт перед ними –
несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”,
а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а
надо Другого – ? – Я как-то измучен”.

Вывод: (сл.8). Из творческой истории мы
узнали о том, что для самого Блока в период её
создания очень многое было неясным, во многом
поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же
не прервали работу над поэмой, более того,
создаётся впечатление, что именно в ответ на свои
собственные сомнения в том, всё ли так понимает,
как того требует время, Блок создал
“Двенадцать”.

2. Жанр и стиль композиция поэмы
“Двенадцать”.

Прежде чем приступить к анализу, разберёмся
сначала в вопросах жанра, стиля и композиции
поэмы. (Сообщение ученика)

Вывод: (сл.9) “Двенадцать” – эпическая
поэма, она как будто составлена из отдельных
зарисовок, картинок с натуры, быстро меняющих
одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета,
выразительность эпизодов, из которых
складывается поэма, передают неразбериху,
которая царила и на улицах, и в умах. Есть в поэме
и лирические мотивы. Автор не является героем
поэмы, его позиция проявляется косвенно в том,
что и как он изображает; в начальной
картине-пейзаже, в конце поэмы. Композиция,
отражающая стихию революции, определяет
стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку
революции”, – призывал Блок. В поэме и звучит эта
музыка.

Учитель: Музыка у Блока –
метафора, выражение “духа”, звучание жизни.
Музыка эта выражена в ритмическом, лексическом,
жанровом своеобразии поэмы. Традиционные ямб и
хорей сочетаются с разностопными размерами,
иногда с нерифмованными стихами.

3. Почему поэма названа “Двенадцать”?
Каков смысл названия поэмы?

Вполне закономерно возникает вопрос,
каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика).
(сл.10)

Символичным в поэме “Двенадцать”
является её название. Это число подобно
различным агрегатным состояниям одного и того же
вещества, предстаёт перед читателем в самых
разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в
глаза в связи с числом “двенадцать”,– это
двенадцать частей поэмы, каждая из которых
отличается по ритму, стилистике и содержанию от
всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть
последовательное изложение событий, каждая из
частей несёт вполне самостоятельную смысловую и
эмоциональную нагрузку. Также число
“двенадцать” – это полночь, некая граница,
рубеж завершённости и начала, смерти старого и
рождения нового. Символ цикличности всех
процессов и неизбежности перемен содержится и в
количестве месяцев в году, которых тоже
двенадцать. Однако самым главным символом в
поэме, непосредственно связанным с её названием,
являются двенадцать красногвардейцев. Первое же
упоминание об их количестве заставляет читателя
задуматься над смыслом этого числа. Нечто
миссионерское царит во всех их действиях, словах,
в самом их существовании:

… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Эти двенадцать идущих подчинены
единой цели. Они верят в праведность идеи,
которой они служат. Они, словно крестоносцы,
насаждают веру в светлое будущее “огнём и
мечом”.



4. Кто же герои поэмы? Как автор рисует
их образы? (коллективная работа) (сл.11)

Аналитическое чтение глав поэмы.

– Кто же, кроме двенадцати
красногвардейцев, герои поэмы? Давайте
прочитаем, какую характеристику даёт им автор,
обратим внимание при чтении, какие
изобразительные средства помогают автору их
ярче описать.

Герои обрисованы лаконично и
выразительно.

1 глава

1. Это образное сравнение:

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.

2. Речевая характеристика:

…длинные волосы
И говорит вполголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия!
Должно быть, писатель –
Вития.

3. Хлёсткий эпитет и оксюморон

… долгополый
Сторонкой за сугроб…
Что нынче невесёлый
Товарищ поп?

(Вития – оратор, красноречивый
человек)

2 глава

4. Двенадцать героев составляют один
отряд:

В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет,
ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.

5. Среди них – Петька, “бедный убийца”,
повеселевший при напоминании товарищей : “Над
собой держи контроль!” (гл.7)

6. Подробнее нарисована
Катька:
Запрокинулась лицом, ( гл. 4)
Зубы блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя. Катя,
Толстоморденькая…

Её образ жизни:
… у ней керенки в чулке, ( гл. 2)
… с офицерами блудила, (гл. 5)
… в кружевном белье ходила.

Притягательное обаяние: (гл.7)
удали бедовой
В огненных её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча

7. Ванька (гл.4)
Он в шинелишке солдатской,
С физьономией дурацкой
Крутит, крутит чёрный ус…

5. Особенности сюжета поэмы
“Двенадцать”. ( сл.12)

Сюжет можно определить как
двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с
петроградских улиц, и внутренний: побуждение,
обоснование поступков “двенадцати”. Один из
центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести,
убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах
поэмы. Ненависть проявляется и как святое
чувство:

(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:

…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

И дальше отряд идёт “державным шагом”,
интонация повествования меняется, становится
торжественной.

6. Образы-символы поэмы “Двенадцать”.
(Коллективная работа) (сл.13)

Аналитическое чтение поэмы.

Передать всю зыбкость, напряженность
душевного состояния героев, все переживания,
описать сложившуюся ситуацию помогают
образы-символы. Давайте вместе найдём их в
тексте.

а) – Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские
мотивы – 1 глава;

Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём белом свете!
И зол, и рад.
Ветер хлёсткий!
Не отстаёт и мороз!

Ветер весёлый

Гуляет ветер, порхает снег ( гл.2) Разыгралась что-то вьюга, (гл. 10)
Ой, вьюга, ой, вьюга!

б) – Символы цвета:

Чёрный вечер. (гл.1)
Белый снег.
Кровавый флаг, красный флаг (гл.12)
Белый снежок (гл.1) Чёрное, чёрное небо ( гл.1)

в) – Число “двенадцать”

Гуляет ветер, порхает снег. (гл. 2)
Идут двенадцать человек.
И идут без имени святого (гл.11)
Все двенадцать – вдаль.

г) – Пёс безродный – символ старого, отжившего
мира.

Отвяжись ты, шелудивый, (гл.12)
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались – поколочу!
Пёс голодный – пёс безродный…
Позади – голодный пёс ( гл.12)

д)

– “Христос в поэме – антитеза
“псу” как воплощению зла, центральному “знаку”
старого мира. Это самая светлая нота поэмы,
традиционный образ добра и справедливости”, –
так сказал об этом образе-символе критик
Долгополов. А другой исследователь утверждал,
что “Блок ввёл Христа не как образ церковной
традиции, а народного незамутнённого церковью и
государством представления о бесхитростной
божьей правде. Блок вовсе не “благословлял”
революцию этим заимствованным атрибутом
народной веры, а лишь утверждал историческую
преемственность. Революция принимала в
наследство этическую веру народа!”

7. Как Блок передаёт “музыку революции”? (
Работа в группах). (сл.14)

В статье “Интеллигенция и
революция”, которую мы изучали, А.Блок призывал
всех “слушать музыку революции”. Какие ритмы
слышатся в поэме? Это мы должны исследовать прямо
сейчас. Задание для трёх групп: определить, какие
ритмы слышатся в определённых главах:



1 ряд

глава11

марш

В очи бьётся
Красный флаг.
Раздаётся
Мерный шаг

2 ряд

глава 9

романс

Не слышно шуму городского

3 ряд

глава 3

частушка

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить.

Революционная песня

Вперёд, вперёд
Рабочий народ.

8. Полемика вокруг поэмы “Двенадцать”. (сл.15)

Полемика (из французского воинственный,
враждебный) – спор, объяснение, разъяснение по
какому-либо вопросу.

А теперь, имея представление о сюжете,
идейном содержании, героях, символах поэмы,
ознакомимся с двумя точками зрения на это
действительно талантливое произведение.

1. Поэма “Двенадцать” как венец “трилогии
вочеловечения” (сл. 16-17):

Выступление I группы учеников (выступления
прилагаются):

2. Поэма “Двенадцать” как изображение
гибельного пути России (сл. 18-19).

Выступление II группы учеников (выступления
прилагаются).

9. Учитель (сл.20):

Объяснить такой ответ Александра
Александровича можно словами К.И.Чуковского: “Он
умер сейчас же после написания “Двенадцати” и
“Скифов”, потому что именно тогда с ним
случилось такое, что, в сущности, равносильно
смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и
говорил, как обыкновенные люди, но тот
изумительный слух, которым он умел вслушиваться
в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда.
“Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже
в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в
могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему
нечем”. Эти строки из воспоминаний дают нам
возможность понять, как сложно, а порой трагично
складывается жизнь творца – поэта, художника,
писателя – так тонко чувствующего и понимающего
окружающий его мир.

10. Поведение итога урока, выставление оценок.

Итак, на сегодняшнем уроке мы
рассмотрели вопросы жанрового, стилевого
своеобразия поэмы, анализировали отдельные
эпизоды, полемизировали о содержании
произведения, в результате которого каждый
сделал какой-то выводу для себя, но согласимся,
наверное, все с тем, что поэма “Двенадцать”
помогает понять сложное положение в стране в
первые недели после революции 1917 года.

В течение урока хорошо работали все.
Полученные знания, умение анализировать,
сопоставлять – всё вам пригодится во время
итоговой аттестации.

Презентация

Приложение




Следующий: