Поэма А. А. Блока Двенадцать. Композиция, ритмика, своеобразие лексики

Цели:

  • закрепить
    знание литературоведческих терминов;
  • повысить
    интерес к истории своей страны;
  • развивать
    навык выразительного чтения.

Задачи:

  • выявить
    основные особенности поэмы в композиции, ритмике, лексике;
  • выяснить,
    как А.Блок воспринимал Октябрьскую революцию;
  • найти
    черты символизма в поэме;
  • продолжить
    работу по формированию умения анализировать поэтический текст.

Ход урока

Этап
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1. Орг.
момент

Постановка
целей и задач урока перед учащимися

2. Повторение.

- Дайте
определение записанным на доске терминам (в ходе ответов определения
записываются на доске).

Словарная
работа

Композиция

Лексика

Ритм

Интонация

Дают
определения терминам

3. Анализ
поэмы

Поэма
А.Блока вызвала много споров, причём неоднозначных. Кто-то пророчил ей
бессмертие, кто-то отказывался совсем её воспринимать. Но прошло время, а мы
снова и снова обращаемся к произведению Блока, написанному в 1918 году.
Почему? Попробуем выяснить это, ответив на вопрос

4. Постановка
вопроса к уроку

- В чём главное
достоинство поэмы?

- Как А.А. Блок
воспринял Октябрьскую революцию? Объясните его позицию.

5. Слово
учителя

Поэма
«Двенадцать» — первое произведение об Октябрьской революции.

 - А
почему «Двенадцать»?

Название
объясняется содержанием поэмы: 12 глав, 12 красногвардейцев, которые
составляют пикет по охране порядка в революционном Петрограде. Это реальная
канва поэмы, но есть в ней и символичная основа, связанная с библейским
учением, утверждающим, что учениками Иисуса Христа были  12 апостолов.

- Кто
знает, как перекликаются 12 красногвардейцев А. Блока с этой библейской
легендой?

-
Почему число «12» в библейской мифологии – счастливое, а 13 – «чёртова
дюжина»?

У
Христа было 13 учеников, и только 12 стали апостолами, т.к. один из них,
любимый ученик, которого звали Иудой, за 30 сребренников предал своего
учителя.  Имя Иуды стало нарицательным.

-
Кого в поэме можно назвать Иудой? Почему?

Есть
ещё одна деталь, связанная с цифрой «12». Художник Ю.Анненков,
иллюстрировавший поэму, нарисовал на обложке книги за спинами
красногвардейцев и разноликой толпы часть здания с названием улицы «Рыбацкая,
12». Блок видел рисунок и одобрил его.

Индивидуальное
задание. Рассказ об Иуде (используем картину Леонардо да Винчи)

6. Работа
над композицией поэмы

Поэма
содержит 12 глав, которые связаны между собой образами этих красногвардейцев
и темой революции.

- О
чём идёт речь в каждой главе? Как располагаются главы по отношению к темам?

(Выписываем
на доске результаты работы, например:

1 и
12 главы  -  всемирная картина революции

2 и
11 главы  — шагающий наряд красногвардейцев

3 и
10…)

- Как
называется такая композиция?

- Чем
поступь красногвардейцев во 2 главе отличается от их поступи в 11?

Самостоятель-ная
работа в течение 5-7 мин.

Ещё
одна особенность композиции поэмы – использование контрастов. Контрастность
образов составляет композиционную основу поэмы, которая представляет собой
мозаичную панораму из образов, встречающихся на пути красногвардейцев. Они
движутся по улице, и тут же стоят другие действующие лица поэмы.  А над всем
этим порхает снег.

- Как
поэт создаёт образ Революции?  (зачитываются первые строчки главы №1)

- В
какой главе даётся такая же картина?

Ветер
это стихия природы. И Блок понимал  Октябрьскую революцию как стихийное
начало. Этот символ восходит ещё к славянскому фольклору. Есть славянская
пословица: «Если бы не было ветра, то пауки затянули бы паутиной не только
землю, но и небо».

Ветер
борется с тёмными силами. Добрая стихийная сила – ветер — поэтизируется и в
других главах.

-
Найдите эти места в поэме.

Создавая
первое произведение о революции, поэт показывает и её размах.

-
Какую задачу мог поставить перед собой Блок? Определите идейную задачу поэмы.

(Прославление
революции и сатирическое изображение старого мира, рождение нового человека в
вихре революции)

Индивидуаль-ное
задание

(даётся
в начале урока).

-Найдите
контрасты в поэме.

7. Работа
над лексическим составом поэмы

Октябрьскую
революцию Блок принял без колебаний. Он поверил, что советская власть несёт
искупление, и внутренне был готов к этому. Ещё в прологе к неоконченной поэме
«Возмездие», полной революционных предчувствий, он со всей определённостью
выразил своё кредо:

Жизнь
без начала и конца.
Нас
всех подстерегает случай.
Над
нами — сумрак неминучий,
Иль
ясность Божьего лица.
Но
ты, художник, твёрдо  веруй
В
начала и концы. Ты знай,
Где
стерегут нас ад и рай.
Тебе
дано бесстрастной мерой
Измерить
всё, что видишь ты.
Твой
взгляд – да будет твёрд и ясен.
Сотри
случайные черты-
И ты
увидишь: мир прекрасен.
Познай,
где свет, — поймёшь, где тьма.
Пускай
же всё пройдёт неспешно,
Что в
мире свято, что в нём грешно,
Сквозь
жар души, сквозь хлад ума.



Поэма,
написанная в 1918 году, резко не походила ни на что им созданное  и произвела
на современников двойственное впечатление. Маяковский говорил: «Поэмой
зачитывались и «красные», и «белые», т.е. и те, и другие считали, что он с
ними.

- Почему?

«Блок
задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто
совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры, вульгарное», — писал И.А.
Бунин, мгновенно закипавший гневом при одном упоминании «Двенадцати».

Многие
петроградские писатели отвернулись от А.Блока. З.Гиппиус послала поэту свой
сборник «Последние стихи» с вложенным посвящением:

Я не
прошу. Душа твоя невинна.

Я не
прощу ей — никогда.

Это
был вызов и объявление о разрыве. Поэт в неотправленном письме Гиппиус
объяснил разницу между ними: «…нас разделил не только 1917 год, но даже 1905,
когда я ещё мало видел и мало сознавал в жизни. Мы встречались лучше всего во
времена самой глухой революции, когда дремало главное и просыпалось
второстепенное. Во мне не изменилось ничего (это моя трагедия, как и ваша),
но только рядом с второстепенным проснулось главное.

В
наших отношениях всегда было замалчивание чего-то; узел этого замалчивания
завязывался всё туже и туже, но это было естественно и трудно, как всё кругом
было трудно, потому что узлы были затянуты туго – оставалось только  рубить.
Октябрь разрубил их».

Понимание
революции как стихийного явления сказалось и на трактовке образов
красногвардейцев.

- В
каких главах они появляются?

-
Найдите их общий портрет. Кого выделяет из общей массы автор? Почему?

- Кто
противостоит красногвардейцам?

Объясняют
значение слова «лубочное»

Мы
видим образы старого мира: не понимающая происходящего старуха, «буржуй на
перекрёстке», а рядом с ним писатель-вития, «товарищ поп». Всех их объединяет
«злоба, грустная злоба». Дана сатира на старый мир.

- Так
кто же является главным отрицательным образом поэмы? Какое сравнение
использует поэт, давая ему характеристику?

Старый
мир представлен широко, неоднородна и масса красногвардейцев. Отсюда в поэме
множество голосов, реплик, выкриков, обращений, призывов, отрывочных
диалогов, звукоподражаний.

- Чьи
голоса звучат в поэме?  Используйте текст.

Индивид
задание.

-Найдите
контрасты в изображении старого мира.

-Какие
образы-символы увидели в поэме?

Самостоятель-ная
работа с текстом

8. Ритмика
поэмы

Эта
разнообразная картина образов потребовала многообразия ритмического строя –
полифонии, стихотворных размеров.

Ритмика
у Блока – важнейшее средство воссоздания революционной стихии. Начинается
поэма размером, близким к народному типу стиха с включением
разговорно-повествовательной манеры

-
Найдите.

Скользко,
тяжко,
Всякий
ходок
Скользит,
ах, бедняжка!

Здесь
нет обычного ритма классического стиха.

Приведите
ещё примеры.

Для
передачи разговорно-повествовательной речи всегда подходит вольный стих. Есть
здесь и разговорно-повествовательная манера, включающая иронию и сарказм.

-
Приведите примеры.

Кроме
вольного стиха, автор использовал и другие ритмы. Попробуем определить какие.

Задание
учащимся:

1
группа определяет ритм 1-4 глав и аргументирует свой выбор

2группа
-  5-8 глав

3группа
– 9-12 глав

4
группа работает над особенностью  рифмовки (сочетание слов высокого и низкого
стилей)

5 группа
находит просторечья, использованные в поэме.

- Кто
из поэтов 19 века тоже широко использовал в своих стихах разговорную лексику?

Групповая
работа (5-7 минут)

Выступления
учащихся

Интересна
концовка поэма, связанная с появлением образа Христа. Недоумение вызвали
заключительные строки поэмы – строки  о Христе. Как? Откуда? Почему появился
этот образ?

А
теперь вернёмся к началу урока. Перед нами стоял вопрос: в чём главное
достоинство поэмы? Как каждый из вас для себя ответил на этот вопрос?

Индивид.
Задание. Трактовка образа Христа в поэме А.Блока

9. Заключение

Блок
оказал огромное влияние на поэтов музыкой стиха, выражением тончайших
переливов чувств, настроений. Его поэзия близка очень многим людям. Нам дорог
Блок, настойчиво искавший дорогу в жизни, в «страшном мире». И как бы итогом
его жизненных исканий стало его стихотворение «О, весна без конца и без
края…»

Индивид.
Задание. Выразительное чтение стих. «О, весна без конца и без края…»

10.
Домашнее задание

1. Составить
«партитуру»  выразительного чтения главы (на выбор) поэмы А.Блока.

2. Подготовить
выразительное чтение главы (на выбор) поэмы.




Следующий: