Почему критики называют Н. А. Некрасова…

Почему критики называют Н. А. Некрасова народным поэтом?

  • Некрасова часто называют народным поэтом, и это действительно так. Он как никто часто обращался к теме русского народа. Некрасов жил еще при крепостном праве и воочию мог наблюдать картины жизни порабощенных, не смеющих поднять головы людей. Подавляющее большинство стихотворений Некрасова (особенно известных) посвящено русскому мужику. Ведь куда ни кинешь взгляд — везде страдания. Едешь ли по железной дороге — за окном незримо встают тысячи безымянных людей, положивших свои жизни на ее строительство. Стоишь ли у парадного подъезда — видишь несчастных, оборванных, отчаявшихся, ждущих ответа на свои прошения (а дожидались часто лишь того, что их выталкивали в шею) . Любуешься ли красотами Волги — по ней бурлаки со стоном тянут баржу. Ни в городе, ни в деревне не находится простого мужика, который был бы действительно счастлив. Хотя счастье-то они ищут. Некрасов рассказывает об этом в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Сошлись мужики с простой, казалось бы, целью: найти счастье, узнать, кому хорошо живется и почему. Да только выходит, что нет мужика, которому бы хорошо жилось. Нет у него никаких прав, не может он противостоять хамству и самоуправству вышестоящих. Получается, что вольготно жить только господам, которые и делать-то ничего не умеют, зато обладают незаработанными деньгами и незаслуженной властью. Вывод, к которому приходит Некрасов, прост и очевиден. Счастье — в свободе. А свобода еще только брезжит впереди тусклым огоньком. До него надо дойти, но займет это многие годы. Да, русскому народу тяжело живется. Но ведь в любом самом беспросветном существовании случаются яркие проблески. Некрасов со знанием дела описывает деревенские праздники, когда все от мала до велика пускаются в пляс. Ведь тот, кто умеет работать, умеет и отдыхать. Тут царит истинное, ничем не омраченное веселье. Забываются все заботы и труды. А поход к обедне — это целый ритуал. Из сундуков извлекаются лучшие наряды, и вся семья, от детей до стариков, чинно отправляется в церковь. Вообще, крестьянской религиозности Некрасов уделяет особое внимание. Религия испокон веков поддерживала русского человека. Ведь нельзя было рассчитывать ни на чью помощь, кроме Божьей. Поэтому и бежали в случае болезней и несчастий к чудотворным иконам. Каждый человек имеет право на надежду, она — последнее, что у него остается даже в пору тяжелейших испытаний. Для крестьян вся надежда, весь свет были сосредоточены в Иисусе Христе. Кто же еще их убережет, если не он? Некрасов создал целую плеяду образов простых русских женщин. Возможно, он несколько романтизирует их, однако нельзя не признать, что ему удалось показать облик крестьянки так, как никому более. Крепостная женщина для Некрасова — своеобразный символ. Символ возрождения России, ее непокорности судьбе. Наиболее известные и запоминающиеся образы русских женщин в изображении Некрасова — это, конечно, Матрена Тимофеевна в “Кому на Руси жить хорошо” и Дарья в поэме “Мороз, Красный нос”. Объединяет этих двух женщин главное их горе — они крепостные крестьянки: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля — арабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти тяжкие доли легли На женщину русской земли.
  • Юля! Прочитайте речь Достоевского, которую он произнёс на могиле Некрасова в день его похорон. Сам Некрасов утверждал: «Я лиру посвятил народу своему». Никто так не чувствовал боль народа, не смог выразить его мечты и идеалы, как Некрасов, никто не сумел так, как он, передать их в своих стихах. Вспомните поэму «Мороз, Красный нос» или «Коробейники», или «Еду ли ночью по улице шумной». Он выразил все чаяния и идеалы русского народа, его дух, его надежды на лучшее будущее.
  • Практически все творчество Н. А. Некрасова пронизано любовью к простому человеку, к человеку — создателю материальных ценностей. Он пишет о повседневном быте городских низов, о крестьянских буднях. «Муза мести и печали» поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. … Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи; Стонет в собственном бедном домишке, Свету божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке, У подъезда судов и палат. Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — То бурлаки идут бечевой!. . Волга! Волга!. . Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля, — ….(Н. Некрасов)
  • Если в русской поэзии есть (конечно, есть! ) поэты, которых можно называть народными, то в первом ряду их стоит Некрасов. Вопрос вызывает удивления.
  • Потому, что он был народным поэтом

Следующий: