План урока по химии в 8-м классе Воздух. Горение веществ на воздухе

Цели: формирование знаний о составе воздуха,
горении и медленном окислении, установление
причинно- следственных связей на основе
переработки информации, развитие
самостоятельности, наблюдательности,
общеучебных умений; воспитание положительной
мотивации учения, коммуникативности и умения
работать в команде.

Оборудование и реактивы

: Кристаллизатор,
стеклянный колокол,3 свечи, спички,3 стакана
разных объемов, предметные стекла, ткань х./б.,
щипцы тигельные, заряженная модель огнетушителя
содового, стеклянная пластинка, спирт этиловый,
кусочек красного фосфора, гексан. Портрет А.
Лавуазе.

Девиз урока

— «Я слышу — я забываю, я вижу — я
запоминаю, я делаю — я понимаю» — китайская
пословица.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

: Парижские
ученые Гей-Люссак и Гумбольдт занимались
исследованиями газов. Для опытов им были нужны
тонкие пробирки, которые изготовлялись только в
Германии. Но посылки облагались высокими
налогами. Это было не по карману ученым. Чтобы
избежать этого, Гумбольдт предложил одно
решение, после которого посылки стали проходить
через границу бесплатно, посылки с пробирками
снабжались этикеткой «Осторожно! Немецкий
воздух». У служащих на почте не было расценок на
провоз воздуха, и они решили, что воздух можно
пересылать бесплатно. Ребята, а мы понимаем
ценность воздуха, мы можем сказать, что воздух не
имеет для нас никакого значения? Что вы уже
знаете о воздухе? ( Дети высказывают свое
мнение)

Учитель делает вывод о том, что воздух для нас
бесценный дар природы, его нужно беречь и знать о
нем как можно больше, объявляет тему и цели урока.

2. Историческая справка об открытии состава
воздуха

. До 18 в. ученые все газы, образующиеся в
каких — либо реакциях называли воздухом, хотя и с
особыми свойствами (например «горючий газ-
водород, «лесной воздух»- углекислый газ).

Установление французским ученым Антуаном
Лавуазье (показ портрета ученого) того, что
воздух — это смесь двух газов. (Демонстрация
опыта: учителем — горения фосфора под стеклянным
цилиндром; тремя учащимися — горение трех свеч,
накрытых стеклянными стаканами различных
объемов.)
Учащиеся легко объясняют поднятие
воды в колоколе на 1/5 его объема, разную
продолжительность горения свечей и делают вывод
о том, что кислород составляет 20% воздуха.

Открытие через 100 лет Рамзаем и Релеем
остальных компонентов воздуха.

Состав воздуха в %: азота — 78, кислорода- 21,
инертные газы — 0,94, углекислого газа — 0,03, прочие
газы и примеси — 0,03.

3. Свойства воздуха

(Учащиеся выполняют
задание №1из путеводителя по уроку).

а) физические;

б) химические.

Постановка проблемного вопроса

: Почему
состав воздуха остается постоянным в течение
длительного времени, хотя кислород расходуется
на дыхание живых существ и горение? (При
затруднении обращаются к путеводителю по уроку -
выполняют задание №2).

Благодаря процессу фотосинтеза, происходящего
в зеленых растениях суши и Мирового океана.

Самостоятельная групповая (парная) работа

:
задание №3 по путеводителю.

4. Горение и медленное окисление.

Учитель: Ребята,
давайте мы вернемся в далекое прошлое и ответим
на вопрос: «Когда и почему древний человек
построил свой первый дом?»

Свое первое жилище человек построил для
сохранения огня, после открытия реакции горения,
поскольку он еще не научился добывать огонь.

Определение реакции горения

. ( Демонстрация
опыта «Несгораемый платок»)

Вопрос: почему не сгорел платок?

Условия возникновения горения

:

А) Нагревание вещества до определенной
температуры, при которой оно воспламеняется;

Б) Доступ кислорода.

Короткий диспут: «О вреде и пользе горения»
Класс делится на две команды. Первая команда
аргументирует свои предположения о пользе
процесса горения, вторая — о вреде. При
затруднении учащиеся пользуются ключевыми
словами из путеводителя по уроку — задание №4.

Учитель читает стихотворение балкарского
поэта Б. Гуртуева


Огонь и
вода
Огонь смеялся над котлом с водой
Грозя воде неслыханной бедой
«С тобой покончу я одним ударом,
Вот захочу, и сразу станешь паром!»
Вода вздохнула: «Уважаю власть:»
Вскипела и на пламя пролилась,
И в тот же миг, наказанный судьбою,
Погас огонь, что был так горд собою.

И ставит перед учащимися вопрос: «Какой из
персонажей стихотворения им больше понравился и
почему? После краткого обсуждения переходят к
изучению способов тушения пламени.

Условия прекращения горения

-
одновременно и причины горения.

Учащиеся делают вывод: Чтобы прекратить
горение, нужно избавиться хотя бы от одной из
причин возникновения горения и рассказывают об
известных им способах тушения пожаров.

Учитель обращает внимание детей на то, что не
все горящие вещества можно тушить водой, демонстрирует
процесс возгорания гексана и его тушения
.
Горящий гексан нельзя тушить водой, так как он
легче ее и вода будет только способствовать
увеличению очага пожара. По этой же причине
нельзя тушить водой горящие бензин, керосин,
загоревшееся на сковородке масло.

Устройство и принцип работы содового
огнетушителя.

Учитель объясняет принцип
действия содового огнетушителя, используя
заряженную модель, затем демонстрирует его
действие.

Что происходит с веществами при горении и
медленном окислении?

(Простые и сложные
вещества при горении и медленном окислении
превращаются в оксиды).

С + О2 = СО2

СН4 +2О2 = СО2 + 2Н2О

Выполнение индивидуальной самостоятельной
работы учащимися.

Из предложенных трех схем уравнений химических
реакций, выбрать одно и подобрать коэффициенты.

? Мg + O2 =? MgO

? P +? O2 =? P2O5

СS2 +? O2 = CO2 +? SO2

Решение задачи. (Условие в путеводителе -
задание №5).

5. Подведение итогов урока. Раз в четыре года в
мире происходит событие, сопровождающееся
переносом «живого» огня. Это бывает в годы
проведения олимпийских игр. Каждая олимпиада
открывается торжественным возжиганием
олимпийского огня. Учитель высказывает учащимся
пожелание, чтобы они стали участниками или
зрителями олимпийских игр 2014 года, которые
пройдут в нашей стране городе Сочи, чтобы на
Земле всегда горел огонь мира, дружбы и добра.

6. Домашнее задание — написать письмо
младшему брату, или заметку в газету, или
послание инопланетянам на тему: «Причины
загрязнения воздуха и способы решения проблемы
чистоты атмосферы»

Путеводитель по уроку химии: «Воздух. Горение
веществ на воздухе».

Задание №1:

Предположите свойства воздуха,
основываясь на знаниях свойств простого
вещества кислорода.

Справка:

Кислород поддерживает два жизненно
важных процесса: дыхание и горение.

Задание №2:

Подумайте над вопросом: «Почему
состав воздуха остается постоянным в течение
длительного времени, хотя кислород расходуется
на дыхание живых существ и горение?»

Справка:

В процессе фотосинтеза,
происходящего во всех зеленых растениях суши и
Мирового океана, восстанавливается 320 млрд. т.
кислорода в год.

Задание №3:

У писательницы В.Инбер есть такие
строки: «Подобно тому, как кислород и азот,
соединяясь, составляют воздух, необходимый для
жизни — точно также мысль и чувство образуют
воздух, которым дышит поэзия». Покритикуйте это
выражение с точки зрения химика.

Задание №4:

Внимательно прочитайте ключевые
слова и подготовьте свои предложения о пользе и
вреде горения для природы и человека.

Ключевые слова:

варить, движение транспорта,
сталь, пищу, друг, враг, Вечный огонь, отопление,
пожар, взрыв, Прометей, Зевс, лес, поля, дома, люди,
Олимпийские игры, загрязнение.

Задание №5:

Решите задачу: На каждые 10км. пути
с выхлопными газами грузового автомобиля в
атмосферу попадают 700г. углекислого газа и 70г.
оксида азота (IV). Чему будет равна масса вредных
выбросов при перевозке груза из г. Нальчика в с.
Кичмалка?

Отметьте, пожалуйста, домашнее задание.

Напишите дома письмо младшему брату, или
заметку в газету, или послание инопланетянам на
тему: «Причины загрязнения воздуха и способы
решения проблемы чистоты атмосферы».

Желаю успехов!

Следующий: