План урока на тему Металлы. Общая характеристика


План урока

Тема урока: “Металлы. Общая
характеристика”.


Мощь и сила науки – во множестве фактов,
цель – в обобщении этого множества.

Д. И. Менделеев.

Цели урока:

Учащиеся должны знать:

  1. Значение термина “металл”;
  2. Строение металлов;
  3. Общие химические и физические свойства
    металлов.

Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснять причины химических и физических
    свойств металлов;
  2. Проводить сравнения, делать выводы и обобщения;
  3. Составлять конспект.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, лазерная
указка, кристаллические решётки: объёмно -
центрированная, гранецентрированная,
гексагональная, пробирка с BaO, вода, раствор
фенолфталеина, лакмус.

Ход урока:

Вступление (акцентировать внимание
учащихся на значимости новой темы):

Беседа по вопросам:

1. Какое значение имеют металлы в
природе, в жизни людей?

2. Какие из металлов встречаются в
организме человека?

3. В каком состоянии находится железо в
организме человека?

4. Чем можно объяснить тот факт, что у
некоторых животных, например, у моллюсков, кровь
голубая?

5. Какова роль кальция в нашем
организме?

Знания о металлах имеют огромное
значение для каждого из нас. Дело в том, что
здоровье человека напрямую зависит от наличия
или отсутствия в нашем организме некоторых
металлов. В крови человека найдено 76 химических
элементов из них 62 металла. К металлам –
“элементам жизни” относят 10 химических
элементов металлов — K, Na, Mg, Ca, Fe, Mn, Co, Cu, Zn, Mo.
Значение их огромно. При недостатке ионов Na+
появляется головная боль, потеря памяти, а при
избытке – развивается гипертония.

Са — участвует в свёртываемости крови,
способствует росту зубов, образованию молока у
кормящих женщин, входит в состав скелета.
Недостаток К — приводит к аритмии, Zn — к
повреждению кожи, нарушению волосяного покрова,
замедлению полового созревания, Mg – к повышению
возбудимости, а избыток Mg вызывает депрессивное
состояние.

Говорить об этом можно много, но
переходим к теме.

Что обозначает термин “металл”?

Начнём с “металла – химического
элемента”.

Что такое химический элемент?

Под химическим элементом – металлом
будем понимать вид атомов, способных легко
отдавать электроны, входить в состав химических
соединений в виде катионов, а также образовывать
простые вещества с характерными физическими
свойствами.

Рис. № 1. Периодическая система
элементов Д.И.Менделеева.

По последним сведениям в
Периодической системе Д. И. Менделеева
насчитывается уже 116 химических элементов, из них
- 22 неметалла.

  1. Сколько элементов – металлов в системе?
  2. Во сколько раз их больше, чем неметаллов?
  3. Какое место в Периодической системе они
    занимают?

Исходя из положения в Периодической
системе, вспомните строение атомов металлов и
ответьте на вопросы:

  1. Что общего в строении атомов металлов?
  2. Что происходит с атомами для достижения ими
    устойчивой электронной конфигурации внешнего
    энергетического уровня?
  3. Свойства окислителя или восстановителя они
    проявляют?
  4. Глядя на схемы изменения степеней окисления,
    определите, какая из них (А или В) принадлежит
    металлам?

Заполним таблицу “Возможные степени
окисления металлов”


Элементы

Степени окисления

Min

Промежуточная

Max

М

Е

Т

А



Л

Л

Ы

IA,IIA

Ag,Zn,Al

Остальные

(за искл. Cu,Fe)

Вопросы:

  1. Какая минимальная степень окисления у атомов
    металлов?
  2. Какой может быть максимальная степень
    окисления у металлов?
  3. Существует ли промежуточная степень окисления
    у атомов металлов IA группы?
  4. Всегда ли атомы отдают все электроны с внешнего
    энергетического уровня?

Рис. № 2. Возможные степени окисления
металлов (заполненный вариант).

Вопросы:

1. У какого элемента ярче (сильнее)
проявляются металлические свойства — Na или Rb, K
или Са, Ga или Cd?

2. В составе каких сложных веществ
встречаются катионы металлов?

3. Приведите примеры оксидов металлов с
разной степенью окисления.

4. Как вы думаете, одинаково ли они
ведут себя при химических взаимодействиях?

Рис. №3. Характер оксидов с разной
степенью окисления.


Задания к слайду:

  1. В пробирке без этикетки находится оксид, как
    можно экспериментально определить его характер?
  2. А если оксид нерастворим в воде, как поступим в
    этом случае?
  3. Составь уравнения реакций, соответствующих
    схемам:

Перейдём к рассмотрению металлов –
простых веществ
.

Рис. №4. Нахождение металлов в природе.

Вопросы:

  1. Выпишите, какие металлы встречаются в природе в
    виде простых веществ.
  2. Сколько металлов получено искусственным путём
    и в природе не встречаются?
  3. Какие металлы существуют в природе в виде
    простых веществ и в виде соединений?
  4. Бывают ли металлы при н.у. в виде молекул?

Металлы имеют кристаллическое
строение, но в парообразном состоянии некоторые
металлы двухатомны.

  1. Как называется вид химической связи,
    характерный для металлов?
  2. Как называется кристаллическая решётка в
    металлах?

Рис. №5 — 6. Кристаллическая решётка
натрия.

Вопросы:

  1. Можно ли глядя на этот кристалл сказать, какими
    частицами он образован?
  2. Каково истинное строение кристаллической
    решётки металлов? Какие частицы находятся в
    узлах кристаллической решётки?

Кристаллические решётки металлов
могут быть разные. (Демонстрация моделей
кристаллических решёток металлов).
Металлические элементы чаще всего
кристаллизуются в трёх типах структур:

Объёмно – центрированная – тип
вольфрама (W, Cr, Fe, K, Li, Mo, Na, V);

Гранецентрированная – тип меди (Cu, Ba, Ag,
Al, Pb, Au, Pd, Pt, Sr);

Гексагональная – тип магния (Mg, Be, Cd, Ti,
Zn).

Виды решёток зависят от заряда ядра,
числа валентных электронов и других факторов.
Этим объясняются их различия в физических
свойствах.

Исключительное значение металлов для
развития общества обусловлено их уникальными физическими
свойствами
.

Рис.№7. Техническая классификация
металлов.

1. Какие физические свойства положены в
основу данной классификации?

2. Оформите их в форме таблицы:


Физическое свойство



Классификация

Примеры металлов

(Самостоятельная работа).

Проверка таблицы с показом Рис.№8 –
26.

Рис. №27. Тест.

Самопроверка теста (все правильные
ответы под буквой В).

Домашнее задание:

§18 стр. 190 – 201;

№1- 3 стр. 222.



Релаксация.

Узнайте металл:

  1. С созданием спектроскопа его обнаружили в самых
    неожиданных местах: в граните, чае, молоке,
    человеческой крови, табачном дыме. Этот металл
    самый лёгкий, если бы из него удалось сделать
    самолёт, то два человека легко бы подняли его.
  2. Мягкий, тягучий, пластичный металл, обладающий
    наивысшей ковкостью. 1г. его можно раскатать в
    лист площадью 1 м.2 или вытянуть в проволоку
    длиной 3,5 км. В недрах Земли его содержится такое
    количество, что им можно выстелить всю планету
    полуметровым слоем.
  3. Этот металл самый распространённый в земной
    коре, но из руды его выделили 150 лет назад, и в
    течение последующих 60 лет он был большой
    редкостью и ценился дороже золота. В 1854 году
    стоимость 1 кг. этого металла составляла — 1200
    рублей, а в 1899 году – 1 рубль. Известно, что из
    этого металла была сделана погремушка у
    наследника русского царя.
  4. Этот металл используется в производстве
    различных физических приборов, взрывчатых
    веществ, его соединения применяют при
    пломбировании зубов. Если взять этот металл в
    твёрдом виде, то им можно заморозить воду.
  5. Этот металл входит в состав типографского
    сплава, его оксид используют как добавку при
    производстве хрустального стекла, главные
    потребители этого металла – аккумуляторная и
    кабельная промышленность. Кроме того, его
    используют для защиты от рентгеновского
    излучения.
  6. Удивительный металл, который чрезвычайно стоек
    и в то же время совместим с тканями человека,
    незаменим в восстановительной хирургии.
    Например, проломы в черепе заменяют пластинами
    из этого металла, а нитями из этого металла
    сшивают даже нервы.

Подведение итогов урока. Оценка работы
учащихся.

Литература:

1.О.С.Габриелян, Г.К.Лысова, А.Г Введенская,
Настольная книга учителя. Химия. 11класс.

2.Н.Е.Дерябина, Минисправочник
школьника. Неорганическая химия в реакциях.

3. Энциклопедия школьника. Неорганическая
химия.

4. Журнал Химия в школе.

Презентация

Рисунки




Следующий: