План-конспект урока в 9-м классе на тему Гидролиз солей

Цель урока: изучить сущность процесса гидролиза, рассмотреть особенности протекания этого процесса у солей разного состава, начать формирование умений учащихся составлять сокращенные, полные  ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза, показать роль этого процесса в природе и жизни человека.

Задачи:
1. Исследовать с помощью индикаторов среду раствора у разных солей, убедиться в том, что соли ведут себя по- разному.
2. Развивать логическое мышление учащихся с помощью ЛСМ (логико-смысловых моделей), переходя при изучении гидролиза солей разных типов последовательно от одной философской категории к другой:

«Алгоритм составления уравнений
реакций гидролиза»
3. Воспитывать у учащихся культуру общения при выполнении заданий совместного характера, взаимоконтроля приобретенных знаний и умений, бережное отношение к химическим реактивам.
Оборудование: таблица «Изменение окраски индикаторов в разных средах», таблица «Сильные и слабые электролиты», компьютер, AlCl3, Na2CO3, NaCl, штативы с пробирками, индикатор м-о.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Исследование (1,2,3 ряды)

Эксперимент 1 ряд: AlCl3 + м.о.
водный
раствор
2 ряд: Na2CO3+ м.о.
водный
раствор
3 ряд: NаCl + м.о.
водный
раствор
Результат розовый желтый Оранжевый
Вывод среда раствора кислотная среда раствора щелочная среда раствора нейтральная

Актуализация знаний: как изменяется окраска индикаторов в разных средах? Используйте для ответа таблицу «Изменение окраски индикаторов в разных средах».
Постановка проблемы: почему соль состава AlCl3  в водном растворе показывает себя как кислота, а другая соль состава Na2CO3 – как щелочь? Что с ними происходит при растворении в воде?
Поиск решения.
Объяснения учителя. Соли при попадании в воду гидролизуются, но не все. Чтобы начался гидролиз, соль должна быть образована электролитами, разными по силе.
II. Операционно-исполнительский этап.Объяснение учителя – работа с ЛСМ (логико-смысловыми моделями), которые последовательно открываются на мониторе компьютера. Обрабатываются пункты 1-3 ЛСМ, пункты 4-8 целесообразно использовать при изучении темы «Химическое равновесие и условия его смещения».

«Сущность»
ЛСМ №1. Портрет гидролиза.

«Особенное»
ЛСМ №2. Гидролиз соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой.

ЛСМ №3. Гидролиз соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой.

ЛСМ №4. Гидролиз соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой.

«Единичное»
Таблица. Алгоритм составления уравнений реакций гидролиза.

AlCl3 Na2CO3 NaCl
  Соль образована катионом слабого электролита и анионом сильного электролита. Соль образована катионом сильного электролита и анионом слабого электролита. Соль образована катионом сильного электролита и анионом сильного электролита.
Сокращенное ионное уравнение Соль гидролизу не подвергается
Al3+ + H2O = (AlOH)2+ + H+ CO32- + H2O = HCO3- + OH-
Полное ионное уравнение
Al3+ + 3Cl- + H2O   =        (AlOH)2+ + H+ +3Cl- 2Na+ + CO32- + H2O   =        2Na+ + HCO3- + OH-
Молекулярное уравнение (I ступень)
AlCl3 + H2O   =    (AlOH)Cl2 + HCl NaCO3 + H2O    =           NaHCO3 + NaOH
Среда раствора
[H+] > [OH-]
кислотная
[OH-] > [H+]
щелочная
[H+] = [OH-]
нейтральная

Выводы (делают сами учащиеся):



  1. Соли, образованные электролитами, равными по силе (с + с), не подвергаются гидролизу.
  2. Соли, образованные электролитами, разными по силе (сл + с), гидролизуются.
  3. Гидролиз (греч. «гидра» — вода, «лизис» — разложение) это реакция обменного разложения солей водой.
  4. Гидролиз, по катиону приводит к образованию кислотной среды, гидролиз по аниону – щелочной.

Учитель: какое значение имеет гидролиз в природе и жизни человека?

Сообщения учащихся (подготовлены заранее):

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Диагностика усвоения нового материала.

Тренировочное задание: какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу – ZnCl2, K2S, KCl?
Составьте уравнения реакций.
Каждый ряд разбирает только одну формулу по алгоритму, представленному учителем, затем передаются тетради и происходит взаимоконтроль, проверяется степень осмысления и усвоения нового материала по следующей шкале.
Шкала оценивания.

Правильно выполненные действия Баллы
Определены электролиты, образующие соли
Составлено сокращенное ионное уравнение
Составлено полное ионное уравнение
Составлено молекулярное уравнение
Сделан вывод о среде раствора
Максимальная сумма

Выставляются оценки за сообщения учащихся, за работу в тетрадях. Задается домашнее задание.




Следующий: