План-конспект урока по химии в 11-классе по теме Факторы, влияющие на скорость химических реакций + презентация


Цель урока: сформировать у учащихся знания
о факторах, влияющих на скорость химических
реакций.

Задачи:

  • исследовать факторы, влияющие на скорость
    химических реакций и механизм их выполнения;
  • продолжить развитие умений устанавливать
    причинно-следственные связи, проводить
    эксперимент, развивать умения осуществлять
    самоконтроль и взаимоконтроль;
  • воспитывать интерес к учению, личностные
    качества, обеспечивающие успешность творческой
    деятельности (активность, сообразительность,
    любознательность).

Тип урока:

комбинированный.

Методы и методологические приёмы:


диалогический метод изложения знаний с
элементами исследования, выполнение
демонстрационного и лабораторного эксперимента,
работа в группах, фронтальная беседа,
тестирование, самостоятельная работа,
самопроверка и взаимопроверка.

Средства обучения:

  • инструкция для выполнения лабораторного
    эксперимента;
  • инструкция по технике безопасности;
  • демонстрационное оборудование;
  • лабораторное оборудование;
  • рабочая карта урока;
  • тесты;
  • компьютер;
  • проектор.

Подготовка учащихся к уроку.

  1. Деление класса на группы по 5 человек (в каждой
    группе есть учащийся с прочными и глубокими
    знаниями).
  2. В тетрадях у учащихся приготовлена таблица,
    которая заполняется во время объяснения нового
    материала (Приложение № 1–6).
  3. Группа получает оборудование и реактивы для
    проведения эксперимента.
  4. Каждый учащийся получает рабочую карту урока
    (Приложение № 2).

Структура урок.

I. Организационный этап. Постановка цели и
мотивация учебно-познавательной деятельности
учащихся.

II. Актуализация знаний (фронтальная форма
работы). Гомогенные и гетерогенные реакции.



III. Изучение нового материала (диалогический
метод с элементами исследования, сочетание
фронтальной и групповой форм работы, проведение
эксперимента, самооценка и групповая оценка).

IV. Закрепление знаний (работа в группах,
тестирование).

V. Рефлексия (самооценка).

VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний.

Учитель. На предыдущем уроке мы познакомились с
понятием “скорость химических реакций”.
Вопросы к классу: — дайте определение скорости
химических реакций; — какие системы химических
реакций называются гомогенными, а какие –
гетерогенными;

- составьте уравнения реакций, относящиеся к
гомогенным реакциям (2 примера);

- составьте уравнения реакций, относящиеся к
гетерогенным реакциям (3 примера).

Примеры проецируем на экран с помощью
проектора.

Гомогенные

газ + газ

жидкость + жидкость

Гетерогенные

газ + твёрдое вещество

газ + жидкость

твёрдое вещество + жидкость

Класс работает в тетрадях, один ученик – за
компьютером.

По окончании работы проецируем на экран
составленные уравнения реакций.

Проводим самооценку выполненной работы на
данном этапе и заполняем рабочую карту. Ставим
оценку “5”, если все примеры составлены верно,
“4” — 1 ошибка; “3” — 2 ошибки, если ошибок больше,
то не оцениваем себя.

III. Изучение нового материала.

Тема урока проецируется на экран.

Учитель. Сегодня мы будем изучать факторы,
влияющие на скорость химических реакций. С
помощью химического эксперимента мы выявим
закономерности изменения скорости химических
реакций в зависимости от условий (в тетрадях
заранее приготовлена таблица, которую будем
заполнять во время объяснения нового материала).
Подумайте и назовите факторы, т.е. условия,
которые могут влиять на скорость реакций
(обсуждение в группе).

Учащиеся называют факторы: температура,
концентрация.

Учитель. Кроме названных вами факторов есть ещё
природа реагирующих веществ, площадь
поверхности соприкосновения веществ,
катализаторы.



Выясним, как данные факторы, влияют на скорость
химических реакций, выполняя лабораторный
эксперимент в группах. (Учитель в случае
необходимости оказывает консультационную
помощь).

На экран проецируем названия лабораторных
опытов (Приложение № 5).

Во время выполнения учащимися эксперимента на
экране спроецированы правила техники
безопасности (Приложение №3).

Представление результатов
групповой работы.

Учащиеся (по 1 человеку от группы) выступают у
доски, используя данные результатов проделанных
лабораторных опытов.

Вывод из каждого лабораторного опыта все
учащиеся записывают в таблицу (Приложение №1)
(таблица на экране).

Демонстрационный опыт



(проводит учитель).

Каталитическое разложение
перекиси водорода

Оборудование и реактивы: штатив с
пробирками, мензурка, пинцет, лучинка, спички,
пероксид водорода.

В 2 пробирки наливаем по 5 мл перекиси водорода.
Во вторую пробирку опускаем пинцетом кусочек
моркови. Вносим в пробирки тлеющие лучинки. Во
второй пробирке лучинка вспыхивает, т.к. при
разложении перекиси водорода выделяется
кислород. Перекись водорода разлагается и без
катализатора, но очень медленно. В присутствии
катализатора (моркови) реакция протекает
быстрее. В данном опыте в качестве катализатора
используем ферменты – белковые молекулы.

Зависимость скорости реакции от температуры
исследовал голландский учёный Я. Вант-Гофф: при
повышении температуры на каждые 100
скорость увеличивается в 2-4 раза.

V2/V1 = Yt 2-t1/10

Зависимость скорости реакции от концентрации
реагирующих веществ была установлена
Гульдбергом и Вааге. По закону действующих масс
скорость химической реакции аА+bB=сС может быть
вычислена по формуле V=kcAacBb

Выставьте себе оценку в рабочую карту за
изучение нового материала (оценка группы +
самооценка).

IV. Закрепление знаний (работа в группах,
тестирование).

Каждая группа решает по 1-й задаче на применение
правила Вант-Гоффа и закона действующих масс
(Приложение №6).

После выполненной работы проецируем на экран
образцы решённых задач, чтобы зрительно
закрепить ход решения (Приложение №6).

Проводим тест (Приложение №4). После выполнения
теста проводим самопроверку, для этого
проецируем на экран правильные ответы. Каждый
учащийся выставляет себе оценку в рабочую карту
за выполненную работу по тем же критериям, что и
при проверке домашнего задания. Если есть
ученики, которые себя не оценили (допустили более
2-х ошибок), то разбираем ответы устно с
пояснениями.

V. Рефлексия (самооценка).

Каждый учащийся выставляет себе итоговую
оценку за урок в рабочей карте и отвечает на
вопрос: Что удалось и что не удалось на уроке?

Учащиеся отмечают, что на уроке было интересно
и материал ими понят.

Каждый учащийся получил оценку на всех этапах
урока и в целом за урок.

Итоговые оценки: “5” — 7, “4” — 12, “3” — 2.

VI. Домашнее задание:

§ 13, упр. 3, 5.

Предложите способы увеличения скорости
реакции в 8 раз путём изменения концентрации
исходных веществ:

а) 2Н2 (газ) + О2 (газ) = 2Н2О (газ);

б) Н2 (газ) + Cl2 (газ) = 2НCl (газ).

Презентация




Следующий: