План-конспект урока по теме Серная кислота


Цель урока:

учащиеся должны провести анализ общих свойств минеральных
кислот, и на его основе изучить свойства разбавленной и концентрированной серной
кислоты, отметить черты сходства и отличия в физических и химических свойствах.

Метод урока:

словесно-наглядный.

Межпредметные связи:

биология (воздействие кислот на органические
вещества).

Оборудование:

штатив с пробирками, индикатор (лакмус, метиловый
оранжевый, универсальная индикаторная бумага), держатель для пробирок,
стеклянная палочка, спички, спиртовка, фильтровальная бумага, химический стакан.

Реактивы:

H2SO4 (конц.), H2SO4
(разб.), Cu, Zn, CuO, NaOH, BaCl2, СuCl2, С, S, H2O,
сахароза.

Содержание урока

I. Организационный момент (1–2 мин.)

II. Изучение нового материала (30 мин.)

Учитель: сегодня мы познакомимся с одним из кислородных соединений
серы – серной кислотой.

Учитель: составим кластер “Серная кислота”. (Происходит актуализация и
систематизация ранее полученных знаний.)

Учитель при составлении кластера может направлять мыслительную деятельность
учащихся с помощью следующих вопросов:

– Что вы знаете о серной кислоте?

– Какими физическими свойствами обладает это вещество?

– Какими химическими свойствами может обладать серная кислота, как
минеральная кислота?

– Известны ли вам какие-то специфические свойства серной кислоты?

– В каких областях промышленности применяется это вещество?

(Все предположения учащихся, как верные, так и неверные, записываются на
доске учителем и составляется кластер схема 1).

Кластер “Серная кислота”

Схема 1

Записав все предположения учащихся в виде кластера (схема 1), учитель
переходит к объяснению нового материала. Схема составленного кластера
сохраняется до конца урока.

1) Физические свойства.

Учитель: Какими физическими свойствами обладает серная кислота?
Ответим на этот вопрос с помощью эксперимента.

Опыт 1: Демонстрация агрегатного состояния концентрированной серной кислоты,
растворение в воде (обращается внимание на технику безопасности: в частности на
то, что нельзя приливать воду к кислоте, нужно осторожно вливать кислоту в воду,
помешивая раствор).

Учитель: охарактеризуйте физические свойства серной кислоты.

Вывод: Серная кислота – бесцветная маслянистая тяжелая жидкость, хорошо
растворимая в воде и имеет плотность равную 1,86 г/мл



2) Химические свойства.

Учитель: Какими химическими свойствами обладает это вещество?
Одинаковы ли свойства у концентрированной и разбавленной серных кислот?
Определим это с помощью эксперимента и выводы внесем в таблицу 1.

Учитель: Сравним свойства концентрированной и разбавленной серной
кислот. Разделите тетрадный лист на три графы. Первая графа – “свойства”, вторая
– “свойства разбавленной серной кислоты”, а третья – “свойства концентрированной
серной кислоты”. (Изучение свойств разбавленной и концентрированной серной
кислоты проводится с помощью демонстрационного эксперимента, на основе которого
заполняется таблица 1).

“Свойства разбавленной и концентрированной серных кислот”.

Таблица
1.

Свойства H2SO4 разб. H2SO4 конц.
Индикатор:

а) лакмус

б) метиловый оранжевый

Опыт 1: Действие кислот на индикаторы
Красный

Розовый

Не изменяет окраску индикаторов
Диссоциация кислоты в воде H2SO4 = H+ + HSO4-
HSO4= H+ + SO42-
НЕ ДИССОЦИИРУЕТ
С металлами, стоящими в электрохимическом
ряду напряжений до водорода
Опыт 2: Взаимодействие с металлами,
стоящими в электрохимическом ряду напряжений до водорода
H2+SO4 + Zn0
= Zn+2SO4 +H20
H+ – окислитель
Zn0 – восстановитель
4H2S+6O4 + 3Zn0
= 3Zn+2SO4 + S0↓ + 4H2O
S+6 – окислитель
Zn0 – восстановитель
5H2SO4 + 4Ca = 4CaSO4 + H2S
+ 4H2O
На холоде пассивирует за счет образования пленки оксидов их соли с Fe,
Cr, Ni, Bi, Co, Mg, Al
С металлами, стоящими в электрохимическом
ряду напряжений после водорода
Опыт 3: Взаимодействие металлами,
стоящими в электрохимическом ряду напряжений после водорода
НЕ РЕАГИРУЕТ 2H2S+6O4 + Cu0
= Cu+2SO4 + S+4O2
+ 2H2O
S+6 – окислитель
Cu0 – восстановитель
Не реагирует с Au и Pt
С основными оксидами Опыт 4: Взаимодействие с основными
оксидами

H2SO4 + CuO = CuSO4
+ H2O
CuO + 2H+ + SO42– → Cu2+ +
SO42– + H2O
CuO + 2H+ → Cu2+ + H2O

С основаниями Опыт 5: Взаимодействие с щелочами
(реакция нейтрализации)

H2SO4 +
2NaOH = Na2SO4 + 2H2O
2H+ + SO42– + 2Na+ + 2OH
= 2Na+ + SO42– + 2H2O
H+ + OH= H2O



Взаимодействие

с нерастворимыми основаниями

H2SO4 + Cu(OH)2↓ =
CuSO4 + 2H2O
2H+ + SO42– + Cu(OH)2↓ = Cu2+
+ SO42– + 2H2O
2H+ + Cu(OH)2↓ = Cu2+ + 2H2O

Качественная реакция на SO42- Опыт 6: Доказательство наличия
сульфат-иона

H2SO4 + BaCl2
= BaSO4↓ + 2HCl
2H+ + SO42– + Ba2+ + 2Cl
= BaSO4↓ + 2H++ 2Cl-
SO42– + Ba2+ = BaSO4

С неметаллами Опыт 7: Взаимодействие с неметаллами
НЕ РЕАГИРУЕТ 2H2S+6O4 + C0
= 2S+4O2↑ + CO2↑ + +2H2O
S+6 – окислитель
C0 – восстановитель
2H2S+6O4 + S0 = 3S+4O2
+ 2H2O
S+6 – окислитель
S0 – восстановитель
Органические вещества Опыт 8: Взаимодействие с
органическими веществами
НЕ РЕАГИРУЕТ обугливание древесины, клетчатки, сахарозы

III. Закрепление нового материала (5 мин.)

Учитель: исходя из знаний, полученных на этом уроке, я предлагаю вам,
вновь обратиться к кластеру, составленному в начале урока

Учащиеся сопоставляют, что они знали, и что узнали нового о серной кислоте.

В заключительной части урока происходит закрепление изученного материала и
рефлексия с помощью кластера, который был составлен в начале урока. Учитель
просит учащихся проверить правильность, высказанных ранее предположений по
свойствам серной кислоты. Ученики исправляют ошибки в своих высказываниях и
дополняют схему 1 новыми сведениями, полученными в процессе изучения нового
материала. Возможный вариант дополненного и исправленного кластера представлен
на схеме 2.

Кластер “Серная кислота”



Схема 2

IV. Выставление отметок с комментариями (1–2 мин.)

V. Домашнее задание (1–2 мин.)

Такой подход к ведению урока позволяет: во-первых, изучить свойства
концентрированной и разбавленной серных кислот в сравнении, и, во-вторых,
активизировать учебную деятельность учащихся. Применение кластера помогает
активизировать внимание учащихся, их учебную деятельность, что в целом
способствует более эффективному усвоению изучаемого материала. При этом ученики
учатся видеть ошибки, самостоятельно их исправлять, рассуждать, обобщать
полученные знания, отвергать или наоборот принимать мнение других. В процессе
такого урока учащиеся не присваивают готовые знания, а самостоятельно ищут
ответы на поставленные вопросы, развивая при этом свою речь, логику мышления и
умение отстаивать свою точку зрения.

Демонстрационный эксперимент по изучению свойств разбавленной и
концентрированной серных кислот позволяет учащимся самостоятельно ответить на
ряд поставленных вопросов, провести сопоставление, проверить достоверность
сделанных предположений, развить практические умения и навыки в работе с
кислотами.




Следующий: