План-конспект открытого урока Реакции ионного обмена

Тема:

Реакции ионного обмена.

Класс:

9 М.

Тип урока:

Комбинированный.

Вид урока:

Обобщающий.

Цель урока:

Обобщение и систематизация
знаний об электролитах.

Задачи урока:

  • Закрепить пройденный материал по темам
    “Электролитическая диссоциация” и “Реакции
    ионного обмена”.
  • Продолжить обучение работе в командах.
  • Продолжить обучение проведению лабораторных
    опытов учащимися.
  • Проверить знания учащихся по изученным темам.
  • Продолжить работу над изучением свойств воды и
    привлечение учащихся к проблеме рационального
    использования питьевой воды.
  • Оборудование и реактивы:

    штатив с пробирками, карточки с формулами,
    таблицы для групповой работы, растворы серной
    кислоты, хлорида бария, сульфата меди(2), сульфата
    кобальта(2), сульфата никеля(2), карбоната натрия,
    карбоната кальция, соляной кислоты. Хлорида
    железа(3), этикетки от минеральных вод.

    Литература:

    учебник по химии для 9 класса
    авторы Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман 2000 г. стр.3 – 22.

    Открытые уроки по химии. 2002г.

    Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин
    Л.Ю.Аликберов. 1995г. Ст. 289-293.

    Структура урока:

  • Сообщение темы, целей и задач урока, контроль
    пройденного материала, лабораторные опыты,
    составление учащимися уравнений реакций и
    запись наблюдений, вынос записей на доску,
    подведение итогов работы учеников.
  • Ознакомление с новыми понятиями “жесткая
    вода”, “рН”.
  • Проводится лабораторная работа по ознакомлению
    с этикетками минеральных вод с целью изучения
    состава.
  • Задается творческое домашнее задание, написать
    сочинение по проблеме экономии питьевой воды.
  • Эпиграф.

    Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета,
    ни запаха, тебя невозможно описать, тобой
    наслаждаются не ведая, что ты такое! Нельзя
    сказать, что ты необходима для жизни ты сама
    жизнь”

    (А.С. Экзюпери)


    Ход урока

    Учитель читает эпиграф, написанный на
    доске, затем говорит: “Почему мы начинаем наш
    урок с этих слов о воде, ведь в теме не
    упоминается об этом веществе? Вода — самое
    распространенное богатство земного шара и
    величайший в мире химик. Без ее участия не
    обходится ни один природный процесс: будь то
    образование новой горной породы, нового минерала
    или сложнейшая биохимическая реакция,
    протекающая в организме растения или животного.
    Химикам в лаборатории нечего было бы делать без
    воды. Чтобы заставить многие вещества вступать в
    реакцию, их прежде всего надо перевести в
    раствор. Для приготовления растворов необходима
    вода, так как она растворяет многие органические
    и неорганические вещества. Вспомните, какие
    свойства ей присущи? Какие работы мы проводили с
    использованием воды? Какие решали задачи?”

    Фронтальный опрос учащихся.

    (Ответы учащихся регистрирует один из
    учеников, являющийся ассистентом. За правильный
    ответ ставится плюс, а за неправильный минус.
    Ответы анализируются в конце урока).

    1.Какая формула воды? (Н2О)

    2.Каковы ее физические свойства? ( Вода
    при нормальных условиях является жидкостью без
    цвета, запаха и вкуса, температура кипения 100
    градусов по Цельсию, температура замерзания 0
    градусов).

    3. Как можно получить воду? (Воду
    получают при взаимодействии водорода

    с кислородом).

    4. Каковы химические свойства воды?
    (Вода взаимодействует и с простыми веществами
    такими как активные металлы и металлы средней
    активности, и с неметаллами, и со сложными
    веществами: основными и кислотными оксидами,
    подвергается разложению с образованием
    кислорода и водорода.)

    5. В каких областях народного хозяйства
    используется вода?

    (Вода используется в сельском
    хозяйстве, химической промышленности, пищевой
    промышленности, легкой промышленности, медицине,
    быту и т.д.)

    6.Что происходит при растворении
    веществ в воде? (При растворении веществ в воде
    происходят различные процессы, в том числе и
    электролитическая диссоциация).

    7. Какой процесс называют
    электролитической диссоциацией? (Процесс
    распада электролита на ионы при растворении его
    в воде или расплавлении называют
    электролитической диссоциацией).

    8. Кто является создателем теории
    электролитической диссоциации? (Создателем
    теории электролитической диссоциации является
    С.А. Аррениус).

    9. В каком году были сформулированы
    основные положения этой теории? (Основные
    положения теории электролитической диссоциации
    были сформулированы 1887г.)

    10. Какие ионы называются
    гидратированными? ( Ионы, соединенные с
    молекулами воды, называются гидратированными).

    11. Чем ионы отличаются от атомов? (Ионы
    отличаются от атомов как строением, так и
    свойствами.)

    12. Какие ионы называют катионами, какие
    анионами? (Положительно заряженные ионы называют
    катионами, а отрицательно заряженные ионы
    анионами).

    13. Почему цвет растворов солей:
    сульфата меди(2), сульфата никеля(2), сульфата
    кобальта(2), сульфата натрия, гидроксида натрия,
    находящихся на столе разный? (Цвет растворам
    придают гидратированные ионы металлов).

    14. При сливании каких растворов
    реакции будут идти до конца?( Реакции будут идти
    до конца если смешать растворы сульфата меди(2) и
    гидроксида натрия, сульфата кобальта(2) и
    гидроксида натрия, сульфата никеля(2) и
    гидроксида натрия т.к. образуются осадки
    различного цвета).

    15. Назовите признаки реакций, идущих до
    конца? (Реакции идут до конца, если образуется
    осадок, газообразное вещество или
    малодиссоциирующее вещество).

    Далее учащиеся работают по карточкам.
    Показывается карточка с веществом, а ученик
    называет его и уточняет сильный или слабый
    электролит. На карточке может быть изображен ион,
    нужно его назвать и указать катионом или анионом
    он является.

    Работа по карточкам.

    серная
    кислота (сильный электролит)

    угольная
    кислота (слабый электролит)

    Все ответы учащихся регистрируются
    учеником-помощником. Если правильный ответ, то
    ставит знак плюс, если неправильный ответ, то
    ставит знак минус. Листок регистрации сдается
    учителю, который анализирует ответы и выставляет
    оценки за устный опрос по следующим критериям:
    если три плюса, то оценка “5”, если два плюса, то
    оценка “4”, если один плюс, то оценка “3”, если ни
    одного плюса, а все минусы то оценка “2”.

    Решение задач в командах.

    Учитель напоминает, что многое мы уже
    узнали о воде в восьмом классе, что многие
    ученики составляли и решали задачи по теме
    “Вода”. Командам ассистент раздает по одному
    экземпляру таких задач. Команды в течение пяти
    минут решают задачу и сдают учителю. Учитель
    проверяет решение и выставляет оценку за
    правильность решения каждому члену команды.
    Примеры задач и их решений смотрите в Приложении
    №1
    .

    Экспериментальная работа в
    командах.

    На следующем этапе проводится
    командная работа с учащимися. Ученик-помощник
    раздает командам таблицы с заданиями: изучить
    взаимодействия растворов хлорида бария и серной
    кислоты, карбоната натрия и соляной кислоты,
    сульфата меди(2) и гидроксида натрия, соляной
    кислоты с карбонатом кальция. Образец оформления
    таблицы смотрите в Приложении №2.

    Учитель тем временем объясняет
    порядок выполнения работы и оформления таблицы.
    Командиры команд берут реактивы и проводят
    химические реакции между предложенными ученикам
    растворами, записывают уравнения в молекулярном
    и ионном видах и признаки химических реакций
    сначала в таблице, а затем и на доске, заканчивая
    записи уравнений на доске. Работают четыре
    команды по пять человек. В каждой команде
    заполнение строк таблицы ведет каждый член
    команды по очереди и оценивает работу
    предшествующего ученика. Командир проводит опыт
    с соблюдением правил техники безопасности,
    второй ученик пишет молекулярное уравнение этой
    реакции, третий ученик проверяет правильность
    написанных формул и расставляет коэффициенты,
    четвертый ученик проверяет правильность
    расстановки коэффициентов и пишет полное ионное
    уравнении, пятый ученик проверяет правильность
    записи полного ионного уравнения и записывает
    сокращенное ионное уравнение. Командир выносит
    результат записи уравнений на доску. После того
    как все команды в течении 15 минут запишут
    результаты на доске, ученики озвучивают свой
    опыт и анализируют его результат. Ученики
    остальных команд записывают все уравнения к себе
    в тетради. Ученик-помощник собирает таблицы и
    сдает учителю для проверки и выставления оценок.

    Анализ работы, проведенной учащимися
    по определению расхода воды на каждого члена
    семьи.

    Учитель напоминает о работе,
    проведенной учащимися заранее по определению
    расхода воды в сутки каждым членом семьи. Были
    собраны сведения и составлена диаграмма (Приложение №3)

    Чтобы выжить, человеку требуется около 1,5л воды
    в сутки. На бытовые нужды один человек расходует
    от 200 до 600л воды. Воды на земле много, но всего 2,5%
    приходится на долю пресной воды, 0,007% воды
    находится в реках и озерах и доступно людям.
    Пресная вода становится критическим ресурсом.
    Благоразумие требует, чтобы любое государство,
    каждый человек научились управлять запасами
    пресной воды. Наши учащиеся по использованию
    воды укладывается в норму, однако в тех семьях,
    где много домашних животных расход воды, конечно
    же, гораздо больше (в семье Василевой В. три
    коровы, куры, овцы), чем в семьях, где их мало или
    нет вообще (в семье Ивановой Е. домашних животных
    нет). Однако каждый из нас должен стремиться еще
    рациональнее использовать водные ресурсы.

    Учащиеся старших классов нашего лицея
    проводили отбор проб в разных районах Чувашской
    Республики. Определяли следующие показатели:
    вкус, прозрачность, запах, рН отобранных проб.


    Место отбора проб

    Вкус (балл)

    Прозрачность(см)

    Запах (балл)

    pH

    Цивильский р-он

    Нет(0)

    16,2

    Очень слабый (1)

    6,5

    РЛИ им Лебедева

    Нет(0)

    23,5

    1

    7

    Марпосадский р-он

    0

    20,1

    0

    7

    Урмарский

    р-он

    0

    22

    0

    6

    Учитель указывает на то, что по исследованным
    показателям вода соответствует нормам. Однако
    это далеко не все показатели, которые
    исследуются в лабораториях
    санитарно-эпидемиологических станций, мы брали
    наиболее доступные для школьной лаборатории
    исследования. Мы с вами, ребята, должны понять,
    что воду нужно не только экономить, но и
    сохранить ее чистой, пригодной для питья.

    Физкультминутка “ Дождь”.

    Ученикам предлагается игра.
    Разучиваются движения: для учащихся первого ряда
    - щелканье пальцами, для учащихся второго ряда -
    потирание ладонями, для учащихся третьего ряда
    похлопывание по коленкам и все вместе топанье
    ногами. Затем по команде учителя начинает
    выполнять движения сначала первый ряд, затем к
    ним присоединяется постепенно второй, а затем и
    третий ряд, потом все вместе топаем. Завершение
    выполнения движений происходит постепенно в
    обратном направлении: сначала прекращают топать,
    затем хлопать, затем потирать ладонями, затем
    щелкать пальцами. При этом создается звук,
    ассоциирующийся с шумом дождя. Слова учителя:
    “Дождевая вода бывает мягкая, но бывает и
    жесткая. Давайте запишем в тетрадях, что
    жесткость воды обусловлена содержанием ионов
    кальция и магния. Жесткость бывает карбонатной
    (временной) и некарбонатной (постоянной).
    Карбонатная жесткость обусловлена растворимыми
    солями гидрокарбонатами кальция и магния,
    устраняется при кипячении. Некарбонатная
    жесткость обусловлена в основном сульфатами
    магния и кальция, устраняется действием соды.”

    Изучение состава минеральной воды.

    Ассистент раздает этикетки от бутылок
    газированной воды. Учитель дает задание каждой
    команде изучить этикетки и записать состав воды,
    название, производителя, рекомендации по
    применению в рабочие тетради. Делается вывод о
    том, что ионы, содержащиеся в минеральных водах
    присутствуют в крови человека. Учитель сообщает
    что в крови присутствуют ионы водорода,
    концентрация которых характеризуется значением
    рН – это водородный показатель – отрицательный
    десятичный логарифм концентрации ионов
    водорода, выраженной в моль/л. Если рН=7, то среда
    нейтральная, если рН больше 7, то среда щелочная,
    если рН меньше 7, то среда кислая. Кровь здорового
    человека имеет значение рН 7,3 – 7,4. Желудочный
    сок, содержащий соляную кислоту, имеет рН 0,9 – 1,6.

    Обобщение, подведение итогов.

    Результаты опроса и командной работы учащиеся
    узнают на следующем уроке.

    Закрепление.

    1. Какая вода называется жесткой? (Вода, содержащая
      иона кальция и магния.)
    2. Содержание каких ионов характеризует значение
      рН? (рН характеризует присутствие ионов
      водорода.)
    3. Происходят ли реакции ионного обмена в живых
      организмах? (Реакции ионного обмена происходят в
      живых организмах, т. к. в организме присутствуют
      различные ионы.)

    22 марта Генеральная Ассамблея ООН объявила
    Всемирным днем воды. Цель этого
    праздника-привлечь внимание к проблемам
    нехватки питьевой воды, необходимости
    сохранения и рационального использования водных
    ресурсов. К проведению Всемирного дня воды
    привлекаются правительства разных государств,
    международные агентства, общественные
    организации и учреждения.

    Каждый человек должен сделать все возможное
    для сохранения и улучшения качества пресной
    воды, увеличения ее количества для будущих
    поколений. Вы тоже должны задуматься над этой
    проблемой. К следующему уроку напишите небольшое
    сочинение в размере не менее одного листа на тему
    “Что нужно сделать, чтобы сохранить воду в
    Чувашской Республике чистой.”

    Следующий: