План факультативного занятия в 9-м классе по теме Массовая доля вещества в растворе после окончания химической реакции

I. Организационный момент.

(на столах учащихся блок задач

“РАСЧЕТНЫЕ
ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ “РАСТВОРЫ. ДВУЛИЧНЫЕ ВЕЩЕСТВА”.

II. Объяснение нового материала.

1. В качестве закрепления материала предыдущих
занятий учащимся предлагается самостоятельно
решить задачу 1:

“Найти массовую долю вещества в растворе, если
в 50 г воды растворили 18,8 г гидроксида калия”.

Решение:

;

Ответ: Массовая доля гидроксида калия 0,273

2. После проверки решения данной задачи (через
графопроектор, мультимедийный комплекс (ПК +
мультимедийный проектор), интерактивную доску
или заранее написанное решение на обратной
стороне доски) предлагается задача 2:

“Найти массовую долю вещества в растворе, если
в 50 г воды растворили 18,8 г оксида калия”.

Решение:

Оксид калия при обычных условиях реагирует с
водой с образованием гидроксида калия. Поэтому
находим массовую долю получившегося гидроксида
калия.

Уравнение реакции: K2O + H2O = 2KOH

n (K2O) = m/M = 18,8 г/94 г/моль = 0,2 моль

Согласно уравнению реакции n (KOH) = 0,4 моль

m (KOH) = M*n = 56 г/моль*0,4 моль = 22,4 г

m (р-ра) = m (К2О) + m (Н2О) = 18,8 г + 50 г = 68,8 г.

; 0,326

Ответ: Массовая доля гидроксида калия 0,326

3. После объяснения учителем решения данной
задачи на доске ставится перед учащимися
проблема: только ли оксид калия при растворении в
воде образует новое вещество? После обсуждения
данной проблемы учащиеся делают вывод, что
вещества, которые при растворении в воде
образуют новое вещество, реагируют с водой при
обычных условиях. Их можно назвать “двуличными
веществами”. К ним относятся:

а) активные металлы, например: 2Na + 2H2O = 2NaOH +
H2,
б) оксиды активных металлов, например: CaO + H2O
= Ca (OH)2,
в) кислотные оксиды, например: SO3 + H2O = H2SO4,
г) кристаллогидраты, например: CuSO4*5H2O =
CuSO4 + 5H2O.

Учащиеся записывают вывод в тетради.

4. Предлагается выполнить следующее
задание
(заранее написано на доске):

“Написать уравнения химических реакций,
происходящих при следующих процессах”:

а) кусочек бария опустили в воду
Ответ: Ba + 2H2O = Ba(OH)2 + Н2;

б) оксид натрия растворили в воде
Ответ:Na2O + H2O = 2NaOH;

в) оксид серы (VI) растворили в растворе серной
кислоты
Ответ: SO3 + H2O = H2SO4;

г) медный купорос насыпали в воду
Ответ: CuSO4*5H2O = CuSO4 + 5H2O;



д) к раствору сульфата железа (П) добавили
гептагидрат сульфата железа (П) или железный
купорос
Ответ: FeSO4*7H2O = FeSO4 + 7H2O.

5. После проверки данного задания на доске
учащимся предлагается задача 3:

“Найти массовую долю вещества в растворе, если
в 200 мл воды растворили 28,4 г оксида фосфора (V)”.

(Один
из учащихся решает задачу на доске).

Решение:

Оксид фосфор (V)” при обычных условиях
реагирует с водой с образованием фосфорной
кислоты. Поэтому находим массовую долю
получившейся фосфорной кислоты.

Уравнение реакции: P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

n (P2O5) = m/M = 28,4 г/142 г/моль = 0,2 моль

Согласно уравнению реакции n (H3PO4) =
0,4 моль

m (H3PO4) = M*n = 98 г/моль*0,4 моль = 39,2 г.

m (H2O) = V*? = 200 мл*1 г/мл = 200 г.

m (р-ра) = m (P2O5) + m (H2O) = 28,4 г + 200 г =
228,4 г.

; ( H3PO4) = 0,17

Ответ: Массовая доля фосфорной кислоты 0,17

III. Закрепление нового материала.

1. Учащиеся самостоятельно решают задачу 4:

“В 50 г воды растворили 3,9 г калия. Найти
массовую долю вещества в растворе”.

Решение:

Калий при обычных условиях реагирует с водой с
образованием гидроксида калия и водорода.
Поэтому находим массовую долю получившегося
гидроксида калия.

Уравнение реакции: 2K + 2H2O = 2KOH + H2^

n (K) = m/M = 3,9 г/39 г/моль = 0,1 моль

Согласно уравнению n (KOH) = 0,1 моль

m (KOH) = M*n = 56 г/моль* 0,1 моль = 5,6 г

m (р-ра) = m (K) + m (H2O) – m (H2)

Согласно уравнению n (H2) = 0,05 моль

m (H2) = M*n = 2 г/моль*0,05 моль = 0,1 моль

m (р-ра) = 3,9 г + 50 г – 0,1 г = 53,8 г

; (КОН) = 0,104

Ответ: Массовая доля гидроксида калия 0,104

2. В конце урока учащимся для самопроверки
предлагается решение данной задачи, написанное
заранее на обратной стороне доски или с помощью
мультимедийного комплекса. Учитель вместе с
учениками обсуждает решение задачи.

IV. Домашнее задание.

  1. “Найти массовую долю вещества в растворе, если
    в 150 г воды растворили 45,9 г оксида бария”. (Ответ:
    0,262)
  2. “Найти массовую долю вещества в растворе, если
    в 300 мл воды растворили 8 г оксида серы (VI)”.(Ответ:
    0,032)
  3. “Найти массовую долю вещества в растворе, если
    в 100 мл воды растворили 1,4 г лития” (ответ не
    давать, пусть получат его сами при решении
    задачи).

Приложение1
Приложение2




Следующий: