Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева и строение атома


“Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все: от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!”

“Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и
развитие обещает”.

Цель урока:

Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала,
стимулировать познавательную активность ребят, развить интерес к предмету,
смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои
мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике, воспитывать
чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с
дополнительной литературой. Повторить, систематизировать и обобщить сведения о
химических элементах в свете строения атомов.

Уметь давать характеристику S, P, d элементов, составлять схемы электронного
строения, электронные и графические формулы; делать обобщения, выводы.

Практическая направленность урока.

Форма урока:

“Семинарное занятие смешанного вида”.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
таблица для составления кроссворда, задания на карточках.

Особенности урока:

(Продолжительность урока семинара 2 часа, дифференцированный подход к
учащимся, задания для докладов даны за неделю до урока.)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (тема урока, цель урока, стихи по теме).



2. Проверка умения написания учащимися схем электронного строения атомов,
электронных формул (карточки-задания – Приложение 6).
Выбор учащимися дифференцированного задания на оценку “3”, “4”, “5”.Выполнение
взаимопроверки дифференцированных заданий.

3. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического
материала, работа предшественников (И.Я. Берцелиуса, И.В. Деберейнера, С.
Шанкуртуа, Д.А.Р.Ньюледса).
Съезд химиков в Карлсруэ, личностные качества Д.И.Менделеева).
(Приложение 2)

4. Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона, его первая формулировка.
Горизонтальные, вертикальные и диагональные периодические зависимости.
(Приложение 3)

5. Кроссворд (задание: найти ключевое слово).
Приложение 4
, Приложение 5.

6. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие
химического элемента. Закономерность Вен-ден-Брука. Мозли. Вторая формулировка
периодического закона.

7. Программированное задание (найти код).

8. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового
номера элемента, номера группы и периода. Причина изменения металлических и
неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и
сверх больших.

  • Путешествие в страну “Химический Элементарий”.
  • Путешествие по периодам.

9. Значение периодического закона и периодической системы химических
элементов Д.И.Менделеева для развития науки.

10. Закрепление материала.

11. Тестовые задания. Взаимопроверка. Учитель дает систему оценки результатов
тестового задания, оценивает результаты. (Приложение
1)

12. Итоги урока.

13. Домашнее задание: Учебник О.С.Габриеляна и Г.Г.Лысовой, 1–5 повторить,
ответить письменно на вопросы (1–7) на стр.42.



Основная схема урока.

Инструкция для докладчика: Инструкция для оппонента Инструкция для рецензента:
1. Строгое соблюдение соответствия выступления своей
теме.

2. Научность материала.

3. Последовательность и доказательность изложения.

4. Время изложения основных мыслей 5 минут.

1. Определить соответствие ответа основного докладчика
с темой.

2. Дополнить материал в случае необходимости.

1. Положительные, отрицательные стороны, выступления.

2. Обосновать свое заключение.

3. Рекомендации, оценки.

Основные выводы на уроке-семинаре по теме: “Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома”.

Вывод по теме 1:

В отличие от работ предшественников предложенная
Д.И.Менделеевым таблица П.С. имела четкую структуру.

Вывод по теме 2:

Открытие Д.И. Менделеевым П.З. позволило ученым
предвидеть ряд фактов и явлений, предостерегающих развитие ученья о строении
веществ.

Вывод по теме 3:

Д.И.Менделеев, взяв за основу относительную атомную
массу, сумел открыть периодическую зависимость свойств химических элементов и их
соединений и предсказал, что, имея горизонтальную, вертикальную и диагональную
зависимость, можно открыть новые химические элементы.

Вывод по теме 4:



Изменение свойств в периодической системе
объясняются знаниями строения атома

Вывод по теме 5:

Периодическая система – графическое отображение
периодического закона, где каждая величина имеет свой физический смысл и связана
со строением атома.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.




Следующий: