Периодический закон и периодичноская таблица химических элементов Д. И. Менделеева

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: раскрыть сущность периодического закона и строение периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с историей открытия периодического закона Д.И. Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; раскрыть сущность, структуру, значение периодического закона и периодической таблицы химических элементов.
  • Развивающие :стимулировать познавательную активность учащихся; способствовать формированию научного мировоззрения; развивать логическое мышление, умение выделить главное, сравнивать, обобщать.
  • Воспитательные: интерес к предмету, к истории развития науки, патриотизм, умение работать в группе, чувство сопричастности к общему делу.

Методы: словесный; словесно-наглядный; поисково-исследовательский; метод проектов.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; творческие проекты учеников; проектор, магнитофон.

Подготовка урока: За 2 недели до урока формируются группы, в которую входят 5-6 учеников. Каждый группе сообщаются темы, по которым должны подготовить презентации. Необходимо не позже за два дня до проведения урока проверить презентации, чтобы материал не выходил за рамки программы и был сформулирован корректно.

Эпиграф: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а лишь надстройки и развитие обещает».

Ход урока

Учитель: Хочу раскрыть вам один секрет: экзамен по химии очень
сложный, но его сдать легко и просто, так как учитель сам раздает
шпаргалки…периодическую таблицу химических элементов Д.И. Менделеева. Ведь из периодической таблицы мы можем почерпнуть всю интересующую нас информацию. А для этого нам необходимо изучить и раскрыть сущность периодического закона и периодической таблицы химических элементов Менделеева.

Начать нашу работу я бы хотела с музыки. Послушайте….

Д.И. Менделеев очень любил музыку, особенно произведения композитора Л. Бетховена…

Нам с вами предстоит пройти тернистый путь исследований, чтобы доказать правоту нашего великого соотечественника. Надеюсь эта музыка вдохновит и вас на плодотворную работу.

«Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчанок малых до планет
– Из элементов состоит единых…»
Степан Щипачев

Еще алхимики пытались найти закон природы, на основе которого можно было бы систематизировать химические элементы. Но им недоставало надежных и подробных сведений об элементах. К середине 19 века знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации.

Презентация 1. Первые попытки классификации химических элементов.

(выступление группы 1, см. Приложение 1)

Вопросы к классу:

  • сколько химических элементов было известно к моменту открытия
    периодического закона?
  • почему другие учёные (Ньюлендс, Мейер) много сделали для подготовки
    открытия периодического закона, но не могли постичь истину?

Учитель: Работая в Петербургском университете Д.И. Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. И решил написать новую книгу «Основы химии». Работа над учебником привело к открытию периодического закона.

Мир сложен. Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо природы
Является гений,
И в хаосе этом
Находит порядок…
Весь мир большой:
Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет алфавит.

Презентация 2. Сущность открытия периодического закона.

(выступление группы 2, см. Приложение 2)

Вопросы к классу:

  • На что обратил внимание Д.И. Менделеев при расположении элементов в
    таблице?
  • Что такое периодичность?

Учитель: К сожалению, сторонников периодического закона сначала было очень мало, даже среди русских ученых. Противников – иного, особенно в Германии и Англии. Возникало много вопросов. О решении вопросов следующая презентация.

Презентация 3. Современная формулировка периодического закона.

(выступление группы 3)

Вопросы к классу:

  • В чем различия современной формулировки периодического закона от формулировки данной Д.И. Менделеевым?
  • От чего зависит свойства элементов?

Учитель: Графическим изображением периодического закона является периодическая таблица химических элементов.

Презентация 4. Структура периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

(выступление группы 4, см. Приложение 3)

Вопросы к классу:

  • Какую информацию в себе несет порядковый номер элемента?
  • Какую информацию в себе несет порядковый номер группы?
  • Какую информацию в себе несет порядковый номер периоды ?
  • Какие именно электроны отвечают за свойства атомов?
  • Почему свойства элементов периодически повторяются?
  • В чем же физический смысл периодического закона?

Презентация 5. Значение периодического закона.

(выступление группы 5)

Учитель: Закон, открытый Д.И. Менделеевым объективно и верно отражает явления и процессы, протекающие в природе, а графическое изображение таблицы помогает решать самые разные технические задачи, связанные с выбором наилучших материалов и правильным их использованием. Она определяет основные направления научно-технического прогресса.

Д.И.Менделеев работал над созданием таблицы 15 лет. Он был великим ученным.

Презентация 6. Д.И. Менделеев. Жизнь и деятельность.

(выступление группы 6, см. Приложение 4)

Итак, мы познакомились с историей открытия периодического закона и еще раз убедились, что по периодической системе можно очень много узнать о каждом химическом элементе, что, бесспорно, доказывает гениальность этого открытия.

В 1905 году Менделеев писал: « По видимой, периодическому закону будущие не грозит разрушением, а только надстройки и развития обещает».

И это будущее наступило.

Тесты.

  1. Ко времени открытия периодического закона было известно:
    а) 27 химических элементов;

    б) 63 химических элемента;
    в) 52 химических элемента;
    г) 109 химических элементов.

  2. Д.И. Менделеев в своём открытии опирался на:
    а) количество молекул;
    б) названия элементов;
    в) атомную массу;

    г) спираль Шанкуртуа.

  3. Свойства элементов в группах и периодах повторяются:
    а) периодически;
    б) линейно;
    в) волнообразно;

    г) прерывисто.

  4. Периодическая система одержала триумф после открытия:
    а) галлия;
    б) скандия;
    в) таллия;

    г) германия.

  5. В периодической системе:
    а) пять периодов;
    б) семь периодов;
    в) десять периодов;
    г) восемь периодов.

  6. Номер группы соответствует:
    а)высшей валентности;
    б) низшей валентности;
    в) числу электронов;
    г) числу протонов.

Спасибо всем, кто принял активное участие в подготовке и проведении этого урока.

Следующий: