Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева


(Приложение1, методика проведения урока РТС)

Цели урока:

  1. Повторить историю открытия периодического закона и периодической системы.
  2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (интеллекта, памяти, внимания, мышления, воображения, исследования, сообразительности).
  3. Воспитание чувства уважения и гордости к великому русскому ученому Д.И.Менделееву, к истории развития науки.

Оборудование:

  • интерактивная доска с мультимедийным проектором, презентация,
  • на столах учащихся 2 пробирки без надписей с оксидами Са и Мg,
  • вода, твердый карбонат кальция, раствор соляной кислоты,
  • пробирка с газоотводной трубкой,
  • 2 фильтра, 2 воронки, 2 химических стакана,
  • раствор фенолфталеина,
  • 2 стеклянные палочки, пробирки.

Ход урока.

I Работа с эпиграфом и темой урока (они на интерактивной доске).

(Приложение2, слайд1)

Эпиграф к уроку:

Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.

Учитель: Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока?

(Чтобы приобрести знания, многое понять, надо быть внимательным, уметь понимать, чувствовать слова, вникать в смысл сказанного, размышлять, наблюдать, сравнивать).

Канадский физиолог Г. Селье пришел к утверждению, что мыслительная энергия в коре головного мозга человека эквивалентна физической энергии, содержащейся в атомном ядре. Значит, теоретически творческие возможности человека безграничны. Никто не знает границы своего ума. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а наш мозг на ничтожную долю своей мощности. Мы же ленимся заниматься гимнастикой ума.

Сегодняшний урок построен таким образом, что, повторяя тему «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева», мы займемся изучением своей психологии, своих потенциальных возможностей и будем делать «интеллектуальную» гимнастику ума.

II Разминка. (Приложение2, слайд2)

Перед вами пустые клеточки. Их нужно заполнить числами, которые вы получите в результате ваших ответов на мои вопросы по порядку (клеточки на интерактивной доске)

А Б В Г
Д Е Ж З
И
К
Е Е Е Е

А) Порядковый номер атома водорода?
Б) Сколько е имеет атом кислорода?
В) Сколько энергетических уровней имеет атом серы?
Г) Сколько е на внешнем энергетическом уровне у атома углерода?
Д) Высшая степень окисления кальция?
Е) Число нейтронов у изотопа водорода протия?
Ж) Число е на внешнем энергетическом уровне у иона натрия Nа+?
З) Порядковый номер самого электроотрицательного элемента?
И) Количество вещества водорода, взятого массой 350 г.
К) В фамилии какого великого русского ученого кроме согласных все буквы гласные – «е»?



Итак, у нас появляется такая картина (Приложение2, слайд3):

Кто из вас может сделать вывод о результате нашей разминки?

Да, в 2009 году всё человечество будет праздновать 175-летие со дня рождения великого русского учёного, гениального человека Д.И.Менделеева.

Наш урок посвящён этому историческому юбилею человека, совершившего великий научный подвиг, открыв периодический закон и составив периодическую систему химических элементов.

III Развитие психических механизмов, как основы РТС (память, внимание, воображение, наблюдательность).

1) Развитие зрительной памяти.



Задание. (На интерактивной доске – таблица с названиями элементов).

(Приложение2, слайд4)

Внимательно прочитать три раза. Таблицу убрать, а дети по памяти отвечают на вопросы.

Железо
Водород
Медь
Кислород
Платина
Магний
Сера
Фосфор
Натрий
Золото

А) Сколько слов было написано?
Б) В каком порядке расположены слова?
В) Какие элементы являются металлами?
Г) Элементы, названия которых относятся к среднему роду?
Д) Элементы, названия которых заканчиваются на букву «й»?
Е) Сколько элементов из I группы?

2) Развитие слуховой памяти

Текст с ошибками.

Недавно в типографии был найдена научная статья, которая так и не была напечатана в журнале, так как она кишела огромным количеством химических ошибок, сделанных автором во время написания. Попытайтесь исправить их. Вот эта статья. (Учитель читает текст 2 раза).

«Совсем не так давно, в 1969 году, профессором Казанского университета Д.И.Менделеевым был открыт периодический закон и составлена периодическая таблица химических элементов. Суть в том, что свойства этих элементов и их соединений не находятся в зависимости от атомной массы и заряда ядра элементов. Металлические свойства элементов в группе снизу вверх усиливаются, а также они усиливаются в периоде справа налево. Поэтому самый активный металл – водород. Неметаллические свойства ослабевают в группе сверху вниз, а в периоде – справа налево. Поэтому самый активный неметалл – франций».

Дети исправляют ошибки, тем самым повторяют дату открытия и формулировку периодического закона, а также закономерности периодической зависимости свойств элементов и их соединений.

Слово учителя.

В 2009 году будет 140 лет со дня открытия периодического закона и периодической системы. Юбилей Менделеева совпадает с юбилеем открытия периодического закона. На экране вы видите портрет Д.И.Менделеева в год открытия периодического закона, ему тогда было только 35 лет (приложение2, слайд5) и варианты самой первой таблицы периодической системы элементов (приложение2, слайд6), первой таблицы, которая была помещена на страницах учебника «Основы химии» (1871 год) (приложение2, слайд7). Наиболее современную таблицу, вы видите каждый урок в нашем кабинете и в любом учебнике химии.

3) Частично-поисковые задачи.

Задание. (приложение2, слайд8).Допустим, что два элемента (Na и P) выпали из таблицы, но сохранились их электронные формулы 1s22s22p63s23p3 и 1s22s22p63s1. Предложить способы их возвращения. (Дети определяют заряд ядра, строение атомов этих элементов, свойства, сравнивают их с соседями по таблице и делают вывод, что Na должен стоять под Li, а Р – под N.)
Задание. (приложение2, слайд9).Задумайте вещество, состоящее из металла и неметалла. Каждый из вас в тетради, в секрете от меня, по моей просьбе проведите следующие математические вычисления:

а) порядковый номер первого элемента удвоить;
б) к произведению прибавить 5;
в) сумму умножить на 50;
г) к произведению прибавить порядковый номер второго химического элемента.

Учитель просит слабоуспевающих учеников (не более 3 человек) сказать свой ответ и тут же угадывает порядковые номера задуманных ими элементов. Для быстрого вычисления ученики пользуются калькуляторами.

Например: Ученик загадывают элементы с порядковыми номерами

№11 и №8
а) 11*2=22 в) 27*50=1350
б)22+5=27 г) 1350+8=1358.

Учитель отнимает от полученного числа 250 и получает 1108.

1358-250=1108. Первые две цифры означают порядковый номер первого элемента, а последние две цифры означают порядковый номер второго элемента. Это Na и O.

Составьте формулу оксида. Na2O.

4) Творческие задачи.

А) Расчетно-экспериментальная задача. (приложение2, слайд10).

К празднованию юбилея юному химику было предложено надуть 5 шаров водородом вместимостью 1 м3 каждый (в пересчёте на н.у.). Водород он должен был получить сам. Для этого ему предложили цинк, медь и соляную кислоту. Цена цинка 240 руб/кг, меди – 260 руб/кг, соляная кислота (техническая) дана бесплатно. Во сколько рублей обойдётся этот подарок юному химику? Стоит ли надувать шары водородом?

223,2 моль 223,2 моль

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2 ↑

Си + НС1 → реакция не идет, значит Си не используется.

1 м3=1000 л. Всего 5 * 1000 = 5000 л.

ν (H2)=5000/22,4=223,2 моль

ν (Zn)= 223,2 моль

m (Zn)= 223,2*65=14508,93 г=14,509 кг.

14,509*240=3482 руб.

Ответ: юному химику подарок обойдётся в 3482 рубля. Целесообразно надуть эти шары воздухом, а не водородом.

Б) Исследовательская задача. (приложение2, слайд11).

У вас имеются твердые оксиды Mg, Ca. Надписей на склянках нет. Определить опытным путем, где какой оксид и какой из этих оксидов имеет наиболее ярко – выраженные основные свойства? Доказать это опытным путем. Под контролем учителя ребята решают данную задачу. (Приложение3, решение задачи).

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы славно поработали, а за эту работу мы должны получить соответствующую оценку, а чтобы ее узнать мы поработаем еще немного. Разгадайте кроссворд, где ключевое слово и будет вашей оценкой. (приложение2, слайд12).



1.Металл 1 группы побочной подгруппы.
2.Дорогой металл.
3.Самый легкий металл.
4.Он рождает кислоту.
5.Он рождает воду.
6.Этот элемент входит в состав костей.
7.Этот элемент назван в честь двух животных.

Кроссворд с ключевым словом «МОЛОДЦЫ» (приложение2, слайд13). Такая оценка ставится всем учащимся. Все очень активно работали.

Заключительное слово учителя: Наш урок посвящен человеку энциклопедических знаний, человеку, который сделал так много для своей страны и всего мира, что невозможно рассказать обо всех его открытиях и достижениях. Каждому школьнику, каждому земному жителю известно имя Менделеева. Всегда и везде Дмитрий Иванович трудился на благо родной страны, хотел, чтобы о России говорили с уважением, чтобы в стране ценили достижения своих ученых, поэтов, писателей. Он был истинным патриотом, истинным гражданином России, что подтверждается его словами: «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств». Замечательный человек трудился на благо России! А.С.Пушкин говорил: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Д.И.Менделеев верил, что периодическому закону будущее не грозит разрушением, а обещаются только надстройка и развитие». Как он был прав! Да, действительно периодическая система увеличивает свои размеры, с каждым годом открываются новые элементы. По данным Интернета, элемент с порядковым номером 118 будет называться Московий.

…Д.И.Менделеев скончался 20 января 1907 года от воспаления легких. Его похороны, принятые за счет государства, были настоящим национальным трауром.

За свою научную деятельность Д.И.Менделеев получил свыше 130 дипломов и почетных званий от русской и зарубежных академий наук, научных обществ и учебных заведений. В СССР были учреждены менделеевские премии. Именем Менделеева названы подводный хребет в Северном Ледовитом океане, вулкан на острове Кунашир (Курильские острова), кратер на Луне. Имя Менделеева носит научно – исследовательское судно России, Всероссийское химическое общество и ряд других научных, культурных и учебных заведений. В честь Менделеева назван минерал и химический элемент. В столице нашей республики г.Уфе одна из самых больших улиц носит имя Менделеева, которая начинается от исторического памятника — Монумента Дружбы. В год 450 – летия добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства эта улица стала еще красивее. Народ и правительство республики Башкортостан помнят и ценят великих людей нашей большой многонациональной России.

IV. Домашнее задание. (приложение2, слайд14).

1 вариант. Написать мини-сочинение на тему «Зачем мне нужна Периодическая таблица Д.И.Менделеева?»
2 вариант. Составить кроссворд на тему «Периодический закон и периодическая таблица Д.И.Менделеева?»

Литература.

1. О.С.Габриелян. Химия – 8. 2004.
2. И. В. Петрянов, Д.Н.Трифонов. Великий закон. Москва, 1976.
3. Л.Чугаев. Менделеев Дмитрий Иванович.
4. Справочник школьника. Химия. М. Кременчугская, С.Васильев. Москва, 1995.
5. Проектная деятельность учащихся. Химия. Н. В. Ширшина. 2006.

Приложение:

Приложение № 1.
< !DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN">

Методика проведения уроков развития творческих способностей (РТС) учащихся на уроках.

Приложение № 2. Слайд — шоу

Приложение № 3.
< !DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN">
Решение исследовательской задачи




Следующий: