Педагогические технологии в образовательном процессе


Педагогическая образовательная технология


применяется для обобщения и систематизации
огромного опыта педагогических инноваций,
результатов педагогических исследований в
развитии образовательных процессов. Существует
множество различных позиций в понимании термина
педагогической технологии. Я выделила из них
основные две, которые, как мне кажется, наиболее
выражают суть этого понятия.

Педагогическая технология

– это продуманная
во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по
проектированию, организации и проведению

учебного процесса с безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М.
Монахов)

Педагогическая образовательная технология –
это система функционирования всех компонентов
педагогического процесса, построенная на
научной основе, запрограммированная во времени и
в пространстве, и приводящая к намеченным
результатам. (Г.К. Селевко)

Педагогическая технология – явление
многомерное.

В теории и практике работы образовательных
учреждений сегодня существует много вариантов
учебно-воспитательного процесса.

Научный подход к этому процессу должен
опираться на классификацию на основе общих и
специфических, существенных и случайных,
теоретических и практических признаков.

Существуют различные классификации
педагогических технологий, в основу которых
положены и различные признаки. Одни пригодны для
решения практических задач
учебно-воспитательного процесса, другие
представляют лишь теоретический интерес.

При идентификации своих педагогических
технологий, я придерживалась классификации
педагогических технологий Г.К. Селевко.

В основу своей классификации этот автор
положил 15 основных признаков:

  1. уровень применения;
  2. философскую основу;
  3. методологический подход;
  4. ведущий фактор развития;
  5. научную концепцию (механизм передачи и освоения
    опыта);
  6. ориентацию на личностные сферы и структуры
    индивидов;
  7. характер содержания и структуры;
  8. основной вид социально-педагогической
    деятельности;
  9. тип управления учебно-воспитательным
    процессом;
  10. преобладающие методы и способы;
  11. организационные формы;
  12. средства обучения;
  13. подход к ребенку и ориентацию педагогического
    взаимодействия;
  14. направления модернизации;
  15. категорию педагогических объектов.

В условиях инновационных учреждений, а именно,
нашей гимназии, я выделила основные
педагогические образовательные технологии:

  1. по методологическому подходу (т.е. ведущим
    принципам организации педагогического процесса
    и деятельности его участников) –
    личностно-ориентированную, исследовательскую,
    творческую и дифференцированную;
  2. по научной концепции процессов обучения –
    развивающую;
  3. по характеру содержания –
    профильно-ориентированную;
  4. по виду педагогической деятельности –
    обучающую, воспитательную и развивающую;
  5. по типу организации и управления
    познавательной деятельностью –
    дифференцированное обучение и современное
    традиционное обучение с помощью лекций,
    семинаров, учебной книги;
  6. по подходу к ребенку и воспитательной
    ориентации – технологии коллективного и
    индивидуального воспитания и
    личностно-ориентированные технологии;
  7. по методам и способам обучения – проблемные,
    поисковые, исследовательские;
  8. по категории педагогических
    объектов(обучающихся и воспитующихся) –
    технологии продвинутого уровня.

В своей педагогической деятельности все мы
являемся преподавателями, воспитателями,
организаторами и научными руководителями. Все
наши функции неразрывно связаны. Также
неразрывно переплетаются, сочетаются в
педагогическом процессе различные
педагогические технологии, образуя комплексные
технологии.

В образовательном процессе гимназии на уроках
основными технологиями являются: не
классическое традиционное классно-урочное
обучение, а блочно-модульная система и современное
традиционное обучение с применением книги,
которое переплетается с лекционно-
семинарско-зачетной системой обучения.
Взаимодействие учителя с учеником направленное
(т.е. индивидуальное), цикличное (т.е. с
контролем, самоконтролем и взаимоконтролем) и рассеянное
(т.е. фронтальное) в зависимости от цели урока.

По направлению модернизации и отношению к
традиционному обучению можно выделить последние
очень важные современные технологии:

  1. педагогические технологии на основе усиления
    социально-воспитательных функций
    педагогических процессов (целенаправленное
    воздействие со стороны социальных субъектов
    воспитания (семьи, средств массовой информации и
    др.));
  2. педагогические технологии на основе
    методического усовершенствования и
    дидактического реконструирования учебного
    материала;
  3. педагогические технологии на основе
    активизации и интенсификации деятельности
    учащихся;
  4. педагогические технологии на основе
    эффективности организации и управления
    процессом обучения (групповые и коллективные
    способы обучения, технология
    дифференцированного обучения и др.).

Я придаю очень большое значение всем этим видам
модернизации педагогических технологий, но в
моем образовательном процессе преобладает
технология на основе методического
усовершенствования и дидактического
реконструирования учебного материала.

В школах с профильно-ориентированным
образованием в различных классах одной
параллели, разное количество уроков. Например, в
10-м биолого-медицинском классе в неделю 4 урока
химии, в 10-м физико-математическом — 2 урока и,
наконец, в 10-м гуманитарно-лингвистическом
классе – 1 урок химии. При такой разнице
количества уроков в различных классах, мне,
конечно, приходится полностью реконструировать
учебный материал по-разному для разных профилей.

II. Вопросы организации
блочно-модульной системы образовательного
процесса.

Одной из развивающих педагогических
технологий в условиях реализации
личностно-ориентированной концепции обучения
является проблемно-модульное обучение.
Модульное обучение подразумевает
самостоятельное достижение учащимися
конкретных учебных целей в процессе работы с
модулем во время урока, а также во внеурочное
время деятельности. Учитель при этом выступает
как организатор самостоятельной работы
школьников, экспериментатор, участник
совместной исследовательской деятельности.

Как осуществляется блочно-модульное обучение
у нас в гимназии на уроках химии? Химия изучается
в 8-х — 11-х классах, с учетом возраста детей
(старший класс или среднее звено) и с учетом
профиля класса. Весь программный материал
разбивается на несколько блоков.

Промежуток времени, предназначенный для
достижения какой-либо заданной группы целей,
называется учебным периодом. Длительность
учебного периода может быть какой угодно в
зависимости от характера и количества целей.
Учебный период, предназначенный для изучения
замкнутой, относительно автономной темы
учебного курса является блоком уроков. Блок
делится на модули, которые в свою очередь,
делятся на учебные элементы. К примеру,
тематический блок «Металлы» можно разделить на
несколько модулей и рассмотреть конкретно
модуль «Общие свойства металлов». В данный
модуль входят 4 учебных элемента:

УЭ-1:

Постановочная часть модуля.

УЭ-2:

Металлы – химические элементы.

УЭ-3:

Металлы – простые вещества.

УЭ-4:

Выводы. Закрепление изученного
материала.

УЭ-1: Постановочная часть модуля.

Цели: познакомить учащихся с содержанием
модуля, поставить учебные цели и определить пути
их достижения, т.е. планирование результатов
обучения.

Начинаю с актуализации знаний учащихся,
постановки учебных целей.

Цели модуля:

1) Опираясь на ранее полученные знания учащихся,
подвести их к пониманию различий в
представлениях о металлах, как химических
элементах, и металлах, как простых веществах;
2) Изучить и закрепить физические и химические
свойства металлов, способы получения их,
нахождение в природе, основные области
применения;
3) Развивать умение выделять главное, сравнивать
и обобщать.

УЭ-2: Металлы – химические элементы.



Цель: сформулировать понятие о металлах, как
химических элементах.

Излагаю новый материал о металлах по плану:

  1. Положение химических элементов – Ме в
    периодической системе;
  2. Строение атомов металлов;



После изложения этого материала для его
закрепления организую обсуждение нового
материала по контрольным вопросам, либо даю
контрольные задания: записать схемы строения
электронных оболочек атомов различных металлов.

Далее, чтобы заинтересовать учащихся, сообщаю
интересную информацию: например, металлы
составляют 3% массы человека, содержание кальция
в организме 2%, калия – 0,27%, натрия – 0,1%.

УЭ-3: Металлы – простые вещества.

Цели: сформировать понятие о металлах как
простых веществах, повторить и закрепить знания
о физических свойствах, изучить химические
свойства металлов, нахождение в природе, общие
способы получения и основные области их
применения.

Сначала надо выявить знания учащихся,
повторить, обобщить и систематизировать все, что
они знают по этой теме.

Коротко повторить строение металлов,
акцентируя внимание учащихся на том, что
физические и химические свойства всех веществ, в
том числе и металлов, определяются их строением.

Затем я читаю лекцию. Сначала объясняю
физические свойства металлов, твердых веществ,
обладающих высокой электро- и теплопроводностью,
металлическим блеском и пластичностью, которые
обусловлены их строением. Благодаря этому своему
строению, металлы в химических реакциях
проявляют только восстановительные свойства,
так как атомы их легко отдают свои внешние
электроны, образуя катионы. Количественной
характеристикой восстановительных свойств
металлов являются электродные потенциалы, в
соответствии с которыми составлен электрохимический
ряд напряжений металлов.
Химические свойства
металлов мы разбираем исходя из положения
металла в периодической системе химических
элементов и ряду напряжений с написанием
химических уравнений на доске: сложные уравнения
пишу сама, более легкие даю возможность
самостоятельно написать в тетрадях, а потом на
доске с моей помощью и поправками. Очень хорошо
было бы сразу же подтвердить демонстрацией
лабораторных опытов любой излагаемый материал.

После химических свойств объясняю общие
способы получения металлов восстановлением их
из соответствующих оксидов углем и оксидом
углерода (II), водородом, более активным металлом.
Очень подробно рассматриваю электролиз, как
способ получения наиболее активных металлов (К,
Na, Са, Mg, Al). Электролиз широко применяется для
покрытия металлических предметов никелем,
цинком, оловом, хромом, золотом. Показываю
примеры написания уравнений электролиза
расплавов и растворов солей и решение типовых
задач.

Для закрепления изложенного материала в
биолого-медицинских классах можно дать разноуровневые
контрольные задания: дописать уравнение
реакции, расставить коэффициенты, объяснить
окислительно-восстановительные процессы или
решить небольшую задачу; в непрофильных классах -
контрольные вопросы.

УЭ-4: Повторение. Закрепление материала модуля.
Решение задач.

При разработке модулей для различных классов,
обычно в 9-х классах я стараюсь разделить модуль
на 4 учебных элемента (чередуя учебные элементы
лекции с учебными элементами обсуждения и
закрепления, чтобы учащиеся быстро не
утомлялись, и в течение всего модуля сохранялась
достаточно высокая работоспособность).

Большое внимание я уделяю самостоятельной
работе учащихся с литературой. На уроке я могу
дать 5-7 минут на конспектирование простых для
понятия вопросов: физические свойства, область
применения, нахождение в природе и т.д.

Домой даю конспектировать изложенные
параграфы учебника или дополнительный материал
по репетитору или журналу. При конспектировании
учащиеся должны строго придерживаться плана,
который я им даю, чтобы в лекционных тетрадях
изложение материала было в определенной, уже
принятой нами последовательности. Часто провожу
конкурсы на лучший реферат или доклад. При оценке
работ уделяю внимание не только содержанию, но и
грамотному оформлению работы.

III. Блочно-модульная технология на
уроках органической химии.

Большинство современных процессов химической
промышленности – это реакции и получение
органических веществ. Большинство процессов,
протекающих в живых организмах и обеспечивающих
их существование, — это тоже химические реакции
органических веществ. Так как с теоретической
точки зрения углеводороды являются наиболее
важными органическими соединениями,
блочно-модульную технологию на уроках
органической химии в 10-х классах я решила
рассмотреть на примере модуля из блока
«Углеводороды». Блок разбивается на несколько
модулей, одним из которых является модуль
«Предельные УВ».

Модуль «Предельные УВ» я делю на УЭ.

УЭ-1:

Постановочная часть.

УЭ-2:

Строение и номенклатура предельных УВ.

УЭ-3:

Физические и химические свойства
предельных УВ.

УЭ-4:

Получение и применение предельных УВ.

УЭ-5:

Выводы. Закрепление.

УЭ-1: Постановочная часть модуля.

Цели: аналогично, как и в модуле «Металлы»,
познакомить учащихся с содержанием модуля,
поставить учебные цели и определить пути их
достижения.

Учащиеся вспоминают все, что они знают о
предельных УВ. Вместе ставим учебные цели.

  1. Опираясь на ранее полученные знания учащихся,
    рассмотреть гомологический ряд, строение,
    изомерию и номенклатуру алканов.
  2. Изучить и закрепить основные способы
    лабораторного и промышленного получения
    алканов, подробно разобрать реакцию Ш. Вюрца.
  3. Рассмотреть физические и химические свойства
    алканов. Раскрыть важнейшие области их
    практического применения.
  4. Развивать умение выделять главное, сравнивать,
    обобщать и систематизировать.

УЭ-2: Строение и номенклатура алканов.

Цели: рассмотреть общую формулу и
гомологический ряд алканов, строение, изомерию и
номенклатуру.

Сначала я провожу фронтальный опрос учащихся с
целью повторения пройденного материала о
строении атомов С и Н и валентных
состояниях атома С, акцентирую внимание
на первом валентном состоянии атома С (spі -
гибридизации).
Затем я читаю лекцию,
рассматривая строение, изомерию и номенклатуру
алканов на конкретных примерах.

Большое значение я придаю закреплению этого
материала во всех профилях, т.к. он является
основой изомерии и номенклатуры остальных
классов органических соединений. Во всех классах
я даю разноуровневые упражнения по написанию
структурных формул изомеров различных веществ и
составлению названий предельных УВ по
международной номенклатуре.

УЭ-3: Физические и химические свойства
предельных УВ.

Цели: Рассмотреть физические и химические
свойства алканов: реакции замещения, отщепления
и разрыва цепи – в плане развития полученных
ранее первоначальных теоретических
представлений, а конкретно, строения УВ.

В первую очередь я выявляю знания учащихся по
этой теме, а затем излагаю новый материал.

При объяснении физических свойств предельных
УВ, я обращаю внимание, что с увеличением
относительной молекулярной массы веществ в
любом гомологическом ряду увеличивается
плотность их и возрастают температуры кипения и
плавления, что предельные УВ могут существовать
в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и
газообразном.

Подробно рассматриваю химические свойства
предельных УВ, исходя из их строения. Никогда не
устаю подчеркивать своим ученикам, что
химические свойства любого класса веществ нужно
разбирать и объяснять с точки зрения их строения.

Надо отметить, что при обычных условиях
предельные УВ являются достаточно инертными
веществами. На свету алканы вступают в реакции
замещения. Эти реакции являются для алканов
наиболее типичными. Т.к. разрыв связи С-Н
происходит по гомолитическому механизму

А : В —> А• + В•

т.е. через образование радикалов, то это реакции
радикального замещения (галогенирования,
нитрования). При нагревании предельные УВ
вступают в реакции дегидрирования и разложения.
Как любые органические вещества, алканы горят с
образованием СО2 (углекислого газа) и Н2О (воды).
Для закрепления этого материала я даю цепочки
превращений, в которых учащиеся обязательно
должны указать условия протекания каждой
реакции цепочки, а также задачи на расчеты по
химическому уравнению.

УЭ-4: Получение и применение предельных УВ.

Цели: Рассмотреть основные способы получения
алканов и раскрыть важнейшие области их
применения.

Перед тем, как ввести учащихся в курс основных
способов получения предельных УВ, коротко
повторяем строение и характерные реакции
парафинов.

Затем объясняю лабораторные и промышленные
способы получения парафиновых УВ. Из
лабораторных способов получения особо
останавливаюсь на синтезе Вюрца, наиболее часто
встречающемся в задачах различного типа.

Для закрепления материала учащиеся различными
способами получают заданные органические
вещества и осуществляют цепочки превращений.

УЭ-5: Выводы. Закрепление изученного материала.
Решение задач.

В образовательном процессе я стараюсь
постоянно совершенствовать стиль своей работы,
модернизируя и усовершенствуя, применяемые
педагогические технологии.



Литература:


1. Г.К. Селевко «Воспитательные технологии» М.
НИИ школьных технологий, 2005;
2. «Химия в школе», научно-методический журнал,
2005,2006,2007;
3. «Завуч», научно-практический журнал, 2005, 2006, 2007.




Следующий: