Педагогическая мастерская на уроках химии

1. Индуктор.

А.Пахмутова с поэтом Н.Добронравовым написали
песню о нашем таёжном крае, там есть такие
строчки:

Пахнут хвоей зеленые звезды тайги,

И вполголоса сосны читают стихи…

Чтобы вспомнить запах хвойного леса, я решила
использовать метод производителей парфюмерной
продукции, то есть имитировать запах.

Откройте колбы.

Запах, какого вещества или веществ ощущаете?
Дайте по возможности полную информацию о нем:
состав, свойства, получение, применение (отвечает
каждый уч-ся)

2. Деконструкция/социоконструкция

Прочитайте предлагаемую информацию (Приложение
№1)
, обсудите её в группе, выразите свое
мнение по поводу Монреальского договора. Вслух
прокомментируйте общее мнение о данной
информации.

(Приложение №1)

Озоновый слой защищает все живое на Земле от
жесткого ультрафиолетового излучения. Каждый
потерянный процент озона в масштабах планеты
вызывает у людей до 150тысяч дополнительных
случаев слепоты из-за катаракты, на 2,6 %
увеличивает число раковых заболеваний кожи.
Установлено, что жесткий ультрафиолетовый свет
подавляет иммунную систему организма.

Образование озона – это фотохимический
процесс с участием энергии света.

O2(г.) + hv —> O (г.) + O (г.)

где hv – фотон УФ.

Важный момент для озона – это то, что
единственная молекула загрязнителя может
служить причиной разрушения очень большого
числа молекул озона. Наибольшую роль в процессах
разрушения озона играют хлор- и фторсодержащие
соединения.

С начала1970-х гг. хлорфторуглеводороды (ХФУ),
используемые как аэрозольные распылители и
охлаждающие вещества (хладагенты), стали широко
распространяться в тропосфере, например CFCI3
(фреон 11) и CF2CI2 (фреон 12).

Фреон 12 – применяется в растворителях
дезодорантах и спреях для волос.

Это все привело к принятию более серьезных мер.
Результатом симпозиума программы ООН, по
окружающей среде в 1987г., в Монреале стало
подписание 31 страной Монреальского договора, по
которому развитые страны согласились сократить
к 2000 г. производство ХФУ на 50%. Вслед за этим
соглашением на встречах в Хельсинки (1989) и
Копенгагине (1992) условие Монреальского договора
стали более строгими, что привело к соглашению
полностью запретить производство ХФУ в развитых
странах к 1996).

(Фиксирую мнения каждой группы на доске)

3. Социализация

Решите задачи (Приложение №2) и
соотнесите полученные результаты со своими
предыдущими рассуждениям.

(Приложение №2)

При старте американского космического челнока
“Шаттл” срабатывают твердотопливные
ускорители. Они поднимают корабль до высоты 40 км,
сжигая 987 тонн твердого ракетного топлива,
содержащего примерно 70% перхлората аммония NH4CIO4.

Задача№1

Сколько примерно (± 10 т.) хлора попадает в
атмосферу при одном старте “Шаттла”?

Задача №2

В аэрозольных баллончиках раньше широко
применяли фреон – 12 CCI2F2. В
стандартном (350мл) баллончике использовали около
50 г. фреона. Сколько примерно (± 1г) хлора попадает
в атмосферу при распылении содержимого одного
баллончика?

Задача №3

Сколько примерно баллончиков надо распылить,
чтобы вызвать такое же разрушение озонового
слоя, как при одном старте “Шаттла”?

Задача №4

Рассчитайте относительную плотность (Д) по
воздуху фреона – 12, тяжелее или легче воздуха?

(Ответы

209т (± 10), или около 200т.

29г (± 1), или около 30г.

7 200 000баллончиков, или примерно7 млн.)

4. Разрыв

а) Обсудите ответы задач. Что-нибудь изменилось
в ваших рассуждениях?

б) С какой целью, по-вашему, публикуется
информация подобного рода? Что за этим стоит?

5. Работа с информацией.

В течение всей мастерской вы строили
предположения, доказывали их с помощью цифр. Но,
возможно, еще остались вопросы? Поэтому
предлагаю вам познакомиться с информацией (Приложение
№3)
, которая, возможно, даст окончательный
ответ, а может … вопросы останутся.

(Приложение №3

На высоте 15 – 25 км над землей находится
озоновый слой атмосферы (его условная толщина
при н.у. 3мм), защищающий живые объекты от жесткого
ультрафиолетового излучения. Озоновый слой
разрушают атомы хлора:

CI + O3 = CIO + O2

Один атом хлора уничтожает 100000 молекул O3
и может существовать до 300 лет.

Разрекламированная борьба за сохранение
озонового слоя оказывается почти бесполезной на
фоне регулярных запусков космических челноков.

Фреон 12 — CCI2F2 (М121) в 4 раза тяжелее
воздуха, поэтому его вряд ли стоит рассматривать,
как разрушитель озонового слоя – ведь тяжелым
молекулам еще нужно подняться на большую высоту.
Совсем другое дело – хлороводород, вырывающийся
из твердотопливных ускорителей “Шаттла”:

6NH4CIO4 + 10Al = 3N2 + 9H2O + 6HCI + Al2O3

примерно половина твердого топлива сгорает в
самом озоновом слое и выше его, что способствует
разрушению озона под действием хлора. Так что
каждый запуск космического челнока приносит
вред гораздо больший, чем семь миллионов
запрещенных аэрозольных баллончиков. Таким
образам Монреальский протокол 1987 г. не учитывает
твердотопливные ускорители “Шаттлов” как
источники активного хлора.

Оказывается, энергию движения “зеленых” можно
направить в сторону от реальных экологических
проблем, предложив им в качестве приманки
второстепенный вопрос. По причине постоянного
повторения в средствах массовой информации
сочетания “фреоны – озоновые дыры” в сознании
людей закрепляется устойчивый стереотип. И
становится очевидной манипуляция общественным
сознанием, поддерживаемая добросовестными
усилиями ученых)

6. Рефлексия.

  1. Какие вопросы вам хотелось бы мне задать после
    этой мастерской?
  2. Кого из своей группы тебе хотелось бы похвалить
    за работу?

Следующий: