Патриотическая составляющая содержания образования области «Химия»


В преамбуле Конституции РФ, принятой 12 декабря
1993 года, сказано, что многонациональный народ
России руководствуется принципами равноправия и
самоопределения народов, уважает права и свободы
человека, отстаивает гражданский мир и согласие,
чтит память предков, передавших нам любовь и
уважение к Отечеству, веру в добро и
справедливость. В законе РФ “Об образовании” [9]
говорится: одним из принципов государственной
политики в области образования является
воспитание гражданственности в духе уважения к
правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

Древняя мудрость гласит: “Народ можно только
тогда побить, когда уже побиты его боги”, т.е. его
нравственные идеалы, его лучшие стремления.

Высокая духовность, активная гражданская
позиция, патриотические чувства подрастающего
поколения способствуют успешному решению задач,
связанных с возрождением России. В лице
патриотически-воспитанной молодежи современное
российское общество приобретет ценнейший
созидательный потенциал, который будет
определяться, прежде всего ее готовностью взять
на себя ответственность на будущее России.

Патриотическое воспитание учащихся нашего
центра реализуется на уроках химии. В процессе
преподавания этого предмета имеется немало
возможностей для воспитания у детей любви к
своему Отечеству, а учащиеся могут испытывать
гордость за русскую науку и технику,
проникнуться глубоким уважением к тем, кто своим
умом и трудом преумножил славу Родины.

Назову формы работы, которые способствуют
патриотическому воспитанию при изучении химии:
изучение жизни и деятельности ученых, внесших
свой вклад в отечественную науку; экскурсии на
промышленные предприятия – КМК, Алюминевый
завод, завод Кузнецкий ферросплавов; посещение
Домов техники, достижений науки и техники; сбор
материалов и выполнение практических заданий на
предприятиях и объектах природы; творческие
работы учащихся на актуальные темы науки и
техники с использованием краеведческого
материала; использование ТСО, видеофильмов и ДVД
дисков, где демонстрируются химические и
технические находки промышленных и
сельско-хозяйственных предприятий.

На первом уроке химии по теме: “Предмет химии”
учитель обращает внимание ребят на то, что
современный человек не может обойтись без
химических знаний, потому что он имеет дело
постоянно с веществами. Учащимся предлагается
расшифровать криптограмму, в которой
зашифровано высказывание выдающегося ученого
XVIII века о роли химической науки в жизни общества.
Правильно разгадав задание, учащиеся узнают
фамилию великого русского ученого.

2,10,13,12,17,14,2,17 1,2,3,2,2 2,3,17,17,24
26,16,9,4,8,13,7, 18,17,6,21

9,25,14,11 13,15,9,16,17,23,20,17,14,15,24,16,9,16,11,14,2,17

17,15,24,17,15,24,16,17,14,14,19,1 14,11,13,8
13,3,14,9,26,17,14,2,17

26,2,10,14,17,14,14,19,1 22,6,11,5 3
6,9,3,9,14,9,15,9,16

Ключевые слова

1,2,3,2,4 – наука (химия)
5,6,7,8,9,10,11 – продукт фотосинтеза (глюкоза)
12,13,5,13,14 – сплав железа (чугун)
15,16,2,14,17,18 – тяжелый металл – (свинец)
3,19,20,21,4,8 – неметалл, который является ядом
(мышьяк)
22,11,23,2,24 – (минерал (барит)
25,23,9,26,26,2 – грибы, вызывающие брожение – (дрожжи)

Ответ.

Изучение химии имеет двоякую цель:
одна – усовершенствование естественных наук,
другая – умножение жизненных благ. М. Ломоносов.

Так происходит первое знакомство с Михаилом
Ломоносовым, первым русским академиком, который
оказал громадное влияние на развитие науки и
культуры России. Он и поэт, который открыл новые
способы стихосложения, и художник, создатель
грандиозных мозаичных панно, и автор первого
учебника древней истории России, и картограф, и
географ, и геолог. Один из выдающихся
естествоиспытателей своего времени, Ломоносов
известен так же, как автор книг по металлургии,
как талантливый инженер, педагог, один из
создателей первого в стране Московского
университета. При изучении строении атома,
физических и химических явлений, химических
реакциях обратить внимание учащихся на то, что
основными достижениями Ломоносова в области
естественных наук, в первую очередь химии, были
материалистическое истолкование химических
явлений, широкое введение физических методов и
представлений, создание корпускулярной теории и
общая формулировка закона сохранения массы
веществ и движения.

При проведении тематической недели по химии
возможно проведении викторины по теме “М.В.
Ломоносов – великий сын русского народа”.
Задачи викторины: развивать умение работать с
научно-популярной литературой,
систематизировать материал; развивать чувство
патриотизма, гордости за достижения российской
науки; систематизировать полученные знания на
уроках природоведения, физики и химии. Эпиграфом
выставки можно взять высказывание П.И.Вальдена:
“Этот химик-романтик был создан для того, чтобы
насадить в Россию науку; своим устным словом он
мог бы воодушевить множество учеников, обильным
потоком своих идей он мог бы создать центр
научной школы русских исследователей”. Для
выставки целесообразно использовать творческие
работы учащихся (стенгазеты о М.В. Ломоносове,
рефераты, плакаты с высказываниями об ученом) и
иллюстрации о жизни и деятельности ученого.

Вопросы викторины.

1. Когда и где родился М.В.Ломоносов?
2. Кем были родители М.В.Ломоносова?
3. Куда отправился пешком для получения
образования юный Ломоносов в 1730 году?
4. За кого выдал себя М.В.Ломоносов при
поступлении в Славяно-греко-латинскую академию?
5. Куда был отправлен в 1735 году М.В.Ломоносов в
числе лучших учеников Славяно-греко-латинской
академии?
6. С какой целью был командирован М.В. Ломоносов в
1735 году в Германию?
7. По какой причине М.В.Ломоносов в 1740 году
покидает Германию?
8. Какое научное звание присвоено М.В.Ломоносову в
1745 году?
9. На каком языке в 1746 году М.В.Ломоносов стал
первым читать публичные лекции по физике?
10. В каком году по проекту М.В.Ломоносова была
построена первая в России
научно-исследовательская химическая
лаборатория?
11. В каком году по инициативе М.В.Ломоносова был
организован Московский университет, носящий
ныне его имя?
12. Как называл М.В.Ломоносов атомы?
13. М.В.Ломоносов был автором первого учебника …?
14. В каком году М.В.Ломоносов дал формулировку
закона сохранения массы веществ?
15. Сколько языков знал М.В.Ломоносов?

На уроке по теме “Периодический закон
химических элементов Д.И.Менделеева” важно
подчеркнуть, что классифицируя химические
элементы, Д.И.Менделеев упорядочил огромную
химическую информацию, открыл закон природы и
сделал это в то время, когда науке было известно
еще немногое о химических элементах: их было
всего 63, а свойства изучены лишь у половины из
них. Можно привести слова Д.И.Менделеева:
“Периодическая законность первая дала
возможность видеть неоткрытые еще элементы в
такой дали, до которой невооруженное этой
закономерностью зрение до тех пор не досягало, и
при этом новые элементы, ранее их открытия,
рисовались целою массою свойств” [12]. Важно
отметить, что закон приобретает большое значение
и что слова Д.И.Менделеева справедливы и в наше
время: “Периодический закон ждет не только новых
приложений и открытий, но и усовершенствований,
подробной разработки…Периодическому закону
будущее не грозит разрушением, а только
надстройки и развитие обучает”[13]. Урок по теме
“Периодический закон химических элементов
Д.И.Менделеева” можно провести в форме игры, цель
которой: создание ситуации успеха для
участников; повышение познавательного интереса
к науке химии.



Приведу примерные задания урока-игры.

I этап. Открытие периодического закона.

1. Число попыток классификации химических
элементов до Д.И.Менделеева, считая варианты
таблиц, достигло 50. Некоторые из ученых (Л.Мейер,
Д.Ньюлендс) очень близко подошли к открытию
закона. И все же им не удалось довести свои
попытки до завершения. Укажите основной
недостаток в работах всех предшественников
Д.И.Менделеева.
2. Что положил в основу классификации химических
элементов д.И.Менделеев?
3. Свойства, каких трех химических элементов
предсказал Д.И.Менделеев?

II этап. Путешествие по периодической системе.

1. Названия, каких химических элементов
происходят от названий частей света?
2. Какой элемент сначала был открыт на солнце, а
потом на Земле?
3. Три металла имеют магнитные свойства. Назовите
порядковые номера химических элементов, из
атомов которых эти металлы состоят?
4. Д.И.Менделеев предсказал существование и
достаточно подробно теоретически описал
свойства каких элементов?
5. Относительную атомную массу одного из
элементов Д.И.Менделеев теоретически определил,
основываясь на предложенный им классификации
элементов, в результате чего элемент оказался
смещенным в периодической системе на две группы.
Как называется этот элемент?
6. Уже после открытия периодического закона в
таблице Д.И.Менделеева появились естественные
свойства каких элементов?
7. Что означает буква “m” в символе элемента № 96?
8. Вопрос- шутка. Какой благородный металл состоит
из болотных водорослей?
9. Вопрос-шутка. В состав какого металла входит
дерево?
10. Вопрос-шутка. Какой элемент по древнегреческой
мифологии “обречен” на вечные муки?

III этап. Некоторые факты из биографии
Д.И.Менделеева.

1. Дед Д.И.Менделеева по отцу имел фамилию
Соколов, отец же Менделеев. Почему?
2. Всем известна сказка “Конек-горбунок”. Ее
написал учитель гимназии, в которой учился
Д.И.Менделеев. назовите фамилию автора этой
сказки.
3. По какому поводу крестьяне соседних с именьем
Д.И.Менделеева деревень с любопытством и
восхищением спрашивали Дмитрия Ивановича,
“талант” у него или “счастье”?
4. Когда Д.И.Менделеев сделал первоначальный
набросок периодической системы?
5. Назовите любимое литературное произведение
Д.И.Менделеева, которое в детстве часто читала
его мать, Мария Дмитриевна?
6. Назовите любимый балет Д.И.Менделеева?
7. Назовите любимую оперу Д.И.Менделеева?
8. Научная деятельность Д.И.Менделеева
чрезвычайна обширна и многогранна:
фундаментальные работы по химии, химической
технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию,
метеорологии, сельскому хозяйству, народному
просвещению, экономики. Назовите количество
печатных трудов ученого.
9. Д.И.Менделеев говорил, что для него дети и внуки
– самое дорогое в жизни. А сколько детей было у
Д.и.Менделеева?
10. Какое отношение к Д.И.Менделееву имел
известный русский поэт Александр Блок?

Во время предметной недели по химии возможно
проведение химических вечеров, посвященного
открытию периодического закона Д.И. Менделеевым
или литературно-музыкальной композиции
“Д.И.Менделеев и А.А.Блок”.

Александр Михайлович Бутлеров является
основоположником теории химического строения
органических, автором многих выдающихся
открытий в области органической химии,
создателем крупнейшей школы химиков в
дореволюционной России. Изучение основ
органической химии немыслимо без изучения жизни
и деятельности А.М.Бутлерова. При этом
формируются навыки работы с литературой и умения
выступать по избранному вопросу, воспитывается
гордость за отечественную науку.

“Первоклассный химик, которому многим обязана
химия” — такие слова о А.П.Бородине сказал
Д.И.Менделеев. При изучении курса органической
химии можно провести интегрированный урок
музыки и химии по теме “А.П.Бородин – композитор
и химик”, в ходе которого учащиеся познакомятся
с жизнью, деятельностью и творчеством
А.П.Бородина. Такой урок будет способствовать
творческому подходу к изучению химии; побудит к
поиску дополнительного материала, повысит
активность каждого ученика в процессе получения
химических знаний; будет способствовать
воспитанию чувства патриотизма и гордости за
свою отечественную науку и искусство. Творчество
Александра Порфирьевича Бородина оставило яркий
след в искусстве и в науке.

При завершении изучения курса химии основной
школы целесообразно проведение викторины
“Галерея русских химиков”, в ходе которой
развиваются творческие и аналитические
способности учащихся; поддерживается интерес к
предмету; происходит развитие чувства
патриотизма и гражданского долга перед
отечеством. Вопросы к викторине готовит
инициативная группа учащихся, которая проявляет
повышенный интерес к изучению предмета химии.
Цель викторины: познакомить учащихся с жизнью и
научной деятельностью великих русских химиков
(М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, Т.Е.Ловица,
А.М.Бутлеров, Н.Н.Зинин, Н.Н.Бекетов, Н.Д.Зеленский,
А.Я.Данилевский, В.В.Марковников,
А.А.Воскресенский, С.В.Лебедев, М.Г.Кучеров,
Н.С.Курнаков, А.П.Бородин, Н.Н.Семенов,
А.Н.Несмеянов, А.А.Воскресенский, И.А.Каблуков,
Е.С.Федоров, с.В.Лебедев, К.К.Клаус, А.Е.Арбузов)

Литература:


1. Азимов А. Краткая история химии: пер. С англ. –
М.:Мир,1983
2. Альтшулер С.В. Открытие химических элементов:
Специфика и методы открытия [Текст] / C. В. Бирюков.
- М.: Просвещение, 1980. — 189 с.
3. Астафуров В.И. М.В. Ломоносов [Текст] / В.И.
Астафуров. – М.: Просвещение, 1983. — 98 с.
4. Быков Г.В. А.М.Бутлеров. Основоположники теории
строения органических соединений: Пособие для
учащихся [Текст] / Г.В. Быков. – М.: Просвещение, 1978.
– 78 с.
5. Быков Г.В. История органической химии: Открытие
важнейших органических соединений [Текст] / Г.В.
Быков. – М.: Наука. 1978 – 156 с.
6. Волков В.А. Выдающиеся химики мира:
Биографический справочник [Tекст] / В.А. Волков. –
М.: Высшая школа, 1999. – 197 с.
7. Джуа М. История химии [Текст] / М.Джуа. – М.: Мир,
1996. – 168 с.
8. Добротин Р.Б. Летопись жизни и деятельности
Д.И.Менделеева [Текст] / Р.Б. Добротин. – Л.: Наука,
1984. – 112 с.
9. Закон РФ “Об образовании [Текст]. – М.: АСТ
Астрель, 2005. – 77 с.
10.Зорина А.А. А.П. Бородин [Текст] / А.А. Зорина. – М.:
Правда, 1988. – 97 с.
11. Конституция РФ. – СПб.: Виктория плюс, 2001. – 64 с.
12. Менделеев Д.И. Избр. Соч. – Л., Т.2 – С. 133-134
13. Менделеев Д.И. Избр. Соч. – Л., Т.2 – С. 136-137
14. Лисичкин Г.В. Химики изобретают: Книга для
учащихся [Текст] / Г.В. Лисичкин. – М.: Просвещение,
1988. – 147 с.




Следующий: