Парацентрическая технология на уроках химии 8-го класса Типы химических реакций

Суть парацентрической технологии,
разработанной Суртаевой Н.Н., заключается в
общении в парах: ученик – ученик, ученик –
учитель. Учитель является консультантом и
контролёром, а ученики получают знания
самостоятельно, выбирая наиболее подходящие для
них средства обучения и методические инструкции
к ним.

Для реализации данной технологии выбрана тема
«Типы химических реакций».

Учащиеся должны знать и уметь

Критерии результативности:


Элемент знаний Знать Уметь
Понятие «реакция соединения» Определение понятия «реакция
соединения», способы осуществления реакций
соединения, тип реакции по тепловому эффекту,
характерный для реакций соединения
Определить тип реакций соединения;
определить продукт химической реакции по
формулам исходных веществ; составлять уравнения
реакций соединения; называть полученное
вещество по его формуле
Понятие «реакция разложения» Определение понятия «реакция
разложения»; способы осуществления реакций
разложения; тип реакций разложения по тепловому
эффекту
Определить тип реакций разложения;
определить продукты реакции по формуле
исходного вещества; составлять уравнения
реакций разложения; называть полученные
вещества по их формулам
Понятие «реакция замещения» Определение понятия «реакция
замещения», способы осуществления реакций
замещения
Определять тип реакций замещения»;
определять продукты реакций по формулам
исходных веществ, определять возможность
осуществления реакций замещения по ряду
активности металлов, составлять уравнения
реакций замещения, называть полученные вещества
по их формулам
Понятие «реакция обмена» Определение понятия «реакция обмена»;
способы осуществления реакции обмена; реакция
нейтрализации – частный случай реакции обмена
Определять тип реакций обмена;
определять продукты реакции по формулам
исходных веществ; объяснять сущность реакции
нейтрализации; составлять уравнения реакций
обмена; называть полученные вещества по их
формулам

Технологическая карта по теме
«Типы химических реакций»

В результате изучения темы учащиеся должны :


Знать Уровни усвоения Уметь Уровни усвоения
1) классификацию химических
реакций
I II 1) определять типы химических
реакций по числу и составу исходных веществ и
продуктов реакции
II III
2) понятие «реакции соединения,
разложения, замещения, обмена
II III 2) называть вещества по их
химическим формулам
II
3) cпособы получения веществ II III 3) определять продукты химических
реакций по формулам исходных веществ
4) объяснять сущность реакции нейтрализации
5) cоставлять уравнения химических реакций разных
типов
6) следовать правилам: пользования химической
посудой и лабораторным оборудованием; работы с
концентрированными кислотами и щелочами и их
растворами
Ш IV
III
III IV
II III

Общеучебные умения и навыки.

  1. Самостоятельно определять задачи предстоящей
    учебной деятельности, планировать её.
  2. Осваивать решение некоторых видов поисковых
    задач
  3. Уметь обобщать и систематизировать материал
    в пределах учебной темы
  4. Вести диалог в целях получения, уточнения и
    систематизации информации
  5. Грамотно фиксировать результаты наблюдений и
    делать выводы

Продолжение технологической карты


Тема урока Дидактические цели ОУУН Тип урока Обратная связь
знать уметь
1

Реакции соединения, разложения 2 (см. «знать» в табл. выше) 1,2,3,4,5,6 (см. «уметь»в табл.выше) 1,4 (см.
выше)
Вводный урок по парацентрической
технологии
(ПЦТО)
Составление маршрутных листов
2 Реакции обмена, замещения 2 1,2,3,4.5,6 1,3,4 Вводный урок по ПЦТО Составление маршрутных листов
3 Типы химических
реакций
1,2 1,2,3,4,5,6 3,4 Работа по ПЦТО Самостоятельная работа со средствами
обучения
4 Практическая работа «Получение медного
купороса»
3 1,2,3,4,5,6 1,2,3,5 Практическая работа Письменный отчёт о проделанной работе
5 Практическая работа «Решение
экспериментальных задач»
2,3 1,2,3,4,5,6 1,2,3,5 Практическая работа Письменный отчёт о проделанной работе
6 Обобщение, систематизация,
коррекция знаний
1,2 3,6 4 Урок – обобщения и коррекции знаний
Работа по ПЦТО
Собеседование, контрольный срез и др. по
ПЦТО

Оценочная деятельность. Рейтинговая
карта по теме «Типы химических реакций»


Виды деятельности баллы количество сумма Результат по плану Полученный результат
1 Знание основных понятий темы:
реакция соединения; реакция разложения;
реакция замещения; реакция обмена
по 1 4 4 4
2 Определять типы химических реакций по
числу и составу исходных веществ и продуктов
реакции
2 4 8 8
3 Называть вещества по их химическим
формулам
1 4 4 4
4 Объяснять сущность реакции
нейтрализации
3 1 3 3
5 Составлять уравнения реакций разных
типов
3 4 12 12
6 Практическая работа 8 2 16 16
7 Индивидуальные задания 1-3 не менее 2 2-6 2-6
8 Контрольный срез 10 1 10 10
9 Виды деятельности по повышению
рейтинга: составление кроссворда по теме
составление опорного конспекта
10
10
Общий вес темы в рейтинге 83
На «5»
На « 4»
На «3»
78-83
73-77
68-72

Информационный лист. Средства обучения (СО)

СО1 – «Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П.
Суровцева, В.В. Сорокин; §9.1
СО2 – «Химия – 8»; Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева,
В.В. Сорокин; § 9.2
СО3 – «Дидактический материал по химии 8 – 9» А.М.
Радецкий, В.П.Горшкова стр.8
СО4 – «Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева,
В.В. Сорокин; §9.3
СО5 – «Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева,
В.В. Сорокин; §9.4
СО6 – «Дидактический материал по химии 8 – 9» А.М.
Радецкий, В.П.Горшкова стр.9
СО7 – «Дидактический материал по химии 8 – 9» А.М.
Радецкий, В.П.Горшкова стр.9,10
СО8 – инструкция по проведению лабораторного
опыта № 13, 14
СО9 – инструкция по проведению лабораторного
опыта № 15,
16

СО10 – «Задачи и упражнения по химии 8 – 9»; Л.С.
Гузей, Р.П. Суровцева

Методические инструкции к СО (МИ)

МИ к СО1.
«Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева, В.В.
Сорокин

1. Изучи материал §9.1
2. Проанализируй содержание и составь схему
данных реакций с помощью букв, знаков или
рисунков.
3. Выучи и расскажи учителю (или звеньевому)
определение понятия « реакция соединения»
4. Получи оценку в оценочном листе и переходи к
следующему СО

МИ к СО2
«Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева, В.В.
Сорокин

1. Изучи материал §9.2
2. Проанализируй содержание и составь схему
данных реакций с помощью букв, знаков или
рисунков.
3. Выучи и расскажи учителю (или звеньевому)
определение понятия « реакция разложения»
4. Получи оценку в оценочном листе и переходи к
следующему СО.

МИ к СО3
«Дидактический материал по химии 8 -9»; А. М.
Радецкий, В. П. Горшкова

1. Выполни задания на стр.8 вариант I
2. В случае затруднения повтори §9.1;
§9.2
3. Получи оценку в оценочный лист и переходи к
следующему СО.

МИ к СО4
Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева, В.В.
Сорокин

  1. Изучи материал § 9.3
  2. Проанализируй содержание и составь схему
    данных реакций с помощью букв, знаков или
    рисунков.
  3. Выучи и расскажи учителю (или звеньевому)
    определение понятия «реакция замещения»
  4. Получи оценку в оценочном листе и переходи к
    следующему СО.

МИ к СО5

«Химия – 8»; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева, В.В.
Сорокин

  1. Изучи материал §9.4
  2. Проанализируй содержание и составь схему
    данных реакций с помощью букв, знаков или
    рисунков.
  3. Выучи и расскажи учителю (или звеньевому)
    определение понятия «реакция обмена»
  4. Получи оценку в оценочном листе и переходи к
    следующему СО.

МИ к СО6

«Дидактический материал по химии 8 -9»; А. М.
Радецкий, В. П. Горшкова
1. Выполни задания на стр.9 вариант II
2. В случае затруднения повтори §9.2;§9.3
3. Получи оценку в оценочный лист и переходи к
следующему СО.

МИ к СО7

«Дидактический материал по химии 8 -9»; А. М.
Радецкий, В. П. Горшкова

1. Выполни задания на стр.9,10 вариант III
2. В случае затруднения повтори §9.2;§9.3
3. Получи оценку в оценочный лист и переходи к
следующему СО.

МИ к СО8

Инструкция по проведению лабораторных опытов
№ 13, 14 или «Химия – 8»; С Л.С. Гузей,
Р.П.Суровцева, В.В. Сорокин стр. 284-285

1. Выполни лабораторные опыты № 13, 14 в паре.
2. Выполни задания, данные к этим опытам, ответь на
вопросы, запиши ответы в тетрадь.
3. Получи оценку в оценочный лист и переходи к
следующему СО.

МИ к СО9
Инструкция по проведению лабораторных опытов №
15, 17или «Химия – 8»; С Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева,
В.В. Сорокин стр.285, 288

1. Выполни лабораторные опыты № 15, 16 в
паре.

2. Выполни задания, данные к этим опытам, ответь на
вопросы, запиши ответы в тетрадь.
3. Получи оценку в оценочный лист и переходи к
следующему СО.

МИ кСО10
«Задачник 8-9»; Л.С. Гузей, В.П.Суровцева

1. Изучи материал §8.5
2. Выполни № 3 (а, г); № 5(б) устно.
3. Изучи материал §9.4
4. Выполни № 3, 4 (б) письменно в тетрадь.
5. Получи оценку в оценочный лист.

Образец маршрутного листа и
листа учёта деятельности учащихся

Маршрутный лист (примерный).


Мой выбор СО1 СО3 СО4 СО8 СО10
отчёт
баллы

Лист учёта деятельности учащихся


Ф.И. Виды диалогового общения
СО1 СО2 СО3 СО… У1 У2 У3

Алгоритм работы по
парацентрической технологии обучения.

1. Изучи информационный лист учащегося.
2. Выбери 5 – 6 средств обучения (СО), с которыми ты
будешь работать. Составь для себя маршрутный
лист.
3. Найди местоположение в кабинете выбранных
тобой СО.
4. Займи место у того СО, который ты наметил
первым.
5. Познакомься с методической инструкцией (МИ)
для данного СО.
6. Начинай работу, делая соответствующие
записи в тетради (записи, зарисовки, таблицы) .
7. После выполнения заданий по данной МИ
повтори проработанный материал и переходи к
следующему СО.
8. Если ты решил после работы с каждым СО выходить
на собеседование к учителю (звеньевому), то делай
это.
9. После контроля в листе учёта в соответствующем
месте поставь «+» и начинай работу с новым СО.

Работа выполнена совместно с
учителями химии Баглык Л.К. и Криницыной И.В.

Следующий: