Оздоровительная технология организации нетрадиционных физкультминуток с младшими школьниками. Из опыта работы


В последнее время большую актуальность
получила проблема сохранения здоровья
школьников. Коллегия Министерства образования
РФ решением от 12.05.05 г. (протокол №10/1) “О работе
органов управления образования по охране
здоровья детей и подростков в образовательных
учреждениях Российской Федерации”
констатировала, что в последние годы в России
наметилась тенденция ухудшения состояния
здоровья детей и подростков, обучающихся в
образовательных учреждениях. Данные медицинских
осмотров свидетельствуют о том, что за период
обучения в школе здоровье детей ухудшается в 4-5
раз.

В тексте письма министерства образования РФ
(№70-М от 04.09.95 г.) “Об актуальности физической
культуры в целях укрепления здоровья
обучающихся” говорится: “Сохранение и
укрепление здоровья обучающихся, формирование у
них потребности в физическом совершенствовании
и здоровом образе жизни является одной из
основных задач образовательных учреждений всех
типов.

Главным достоянием России являются школьники,
на плечи которых в будущем ляжет тяжесть
развития новой формации российского общества. С
другой стороны, статистика говорит о том, что
только около 10% выпускников средней школы
практически здоровы. Т.о, налицо явное
противоречие между потребностью общества в
здоровых детях, национальной идеей и условиями
обучения нового поколения.

Возможный путь решения части этой проблемы —
организация малых форм физической активности
учащихся.

По-нашему мнению, недостаточное внимание
уделяется оптимизации содержания малых форм
физкультурно-оздоровительной работы, таким как
физкультминутки, а ведь именно они при умелом
подходе и организации могут дать большой
оздоровительный эффект.

В настоящее время существует большое
количество различных методик оздоровления:
гимнастика йогов, гимнастика Цигун, Тайцзи-цюань,
даоская дыхательная система и т.д. В каждой из них
есть своё рациональное зерно. Но все они
достаточно сложны для освоения школьниками,
рассчитаны на месяцы и годы упорных напряженных
тренировок. Поэтому нашей задачей было подобрать
и внедрить те методы оздоровления, которые были
бы максимально просты с методической и
организационной сторон, не требовали особых
условий — специальной одежды, помещения и прочих,
вызывали у школьников интерес и имели
максимально выраженный оздоровительный эффект.

В основу нашей технологии организации
физкультминуток с младшими школьниками была
положена дыхательная гимнастика Стрельниковой в
сочетании с элементами акупрессуры, самомассажа.
Для занятий каждому ребёнку нужен 1 квадратный
метр площади в классе, открытое окно или
форточка. Появляется совершенно другое
самочувствие: бодрость, лёгкость во всём теле,
прекрасное настроение [11]. То есть в минимальный
срок — максимальный результат, а это как раз
необходимо для современных школьников,
большинство из которых дети с ослабленным
здоровьем. Упражнения стрельниковской
гимнастики-не лекарства, а неспецифическое
общеоздоравливающее средство, наподобие бега
трусцой или закаливания, которое укрепляет
организм [8]. Первое же исследование
эффективности дыхательной гимнастики
Стрельниковой показало, что у совершенно
неподготовленного человека после нескольких
минут занятий жизненная ёмкость лёгких сразу
возрастает на 10-15%. Это огромный прогресс. По
свидетельству самой А.Н.Стрельниковой, у
дыхательной гимнастики нет противопоказаний [6].
Это очень важно, поскольку её можно применять для
занятий со всеми школьниками, в том числе с
детьми, относящимися к специальной медицинской
группе. В комплекс включены упражнения
дыхательной гимнастики по Стрельниковой,
вызывающие у занимающихся эмоциональный подъем,
улучшающие кислородный обмен, дающие хороший
оздоровительный эффект. Суть парадоксальной
гимнастики – в активном, направленном коротком
вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной
системы. Выдох после активного,
“эмоционального” вдоха происходит как бы сам
собой. Особенностью этой методики является
сочетание дыхательных циклов с движениями тела.
Упражнения Стрельниковской дыхательной
гимнастики активно включает в работу все части
тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной
пресс, плечевой пояс и т.д. – и вызывают общую
физиологическую реакцию всего организма.

В упражнениях, предложенных А.Н. Стрельниковой,
рекомендуется вдох выполнять при наклоне вперед,
а выдох при выпрямлении (обычно: вдох – при
расширении грудной клетки, выдох при сжатии).
Отсюда и название — парадоксальная гимнастика.
Весь комплекс гимнастики мы сделали по одной
серии (32 вдоха- движения) каждого из девяти
упражнений. Особенности такой гимнастики для
учащихся начальных классов:

  1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику,
    если она идет в музыкальном сопровождении.
  2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все
    основные правила выполнения упражнения даются в
    игровой форме. Например, для тренировки
    предельно активного и шумного, резкого и
    короткого вдоха можно дать детям игровые
    задания: “Гарью пахнет! Откуда? Тревога!
    Нюхайте!” или “Нюхайте быстро, как хлопок в
    ладони!”. “Накачивайте легкие как шины!” и так
    далее. Все упражнения имеют игровые названия,
    например “Кошка”, “Насос” и так далее.
  3. Необходима мотивация для выполнения
    дыхательной гимнастики. У учащихся начальных
    классов отсутствует мотивация сохранения и
    укрепления собственного здоровья, поэтому
    вводная беседа о важности этих упражнений, может
    быть такой: “Ребята! Наши предки, жившие в
    пещерах, ежесекундно нюхали воздух: “Кто может
    съесть меня? Кого я?”. Так поступают все дикие
    животные. Иначе – не выжить. Потому что только
    обоняние (нюх) поможет обнаружить затаившегося
    врага или добычу. И мы будем тренировать вдох
    предков, резкий как хлопок в ладоши. А выдох
    уходит сам, мы не будем обращать на него
    внимание”.
  4. Важное условие эффективности такой гимнастики
    в том, что её нужно выполнять регулярно, без
    перерывов. Поэтому убеждаем детей делать
    упражнения комплекса и дома, и в выходные, и в
    праздничные дни.

В комплекс упражнений мы включили элементы
акупрессуры. Точечно-пальцевый метод
(акупрессура) оказывает воздействие через так
называемые активные точки. В ответ на
раздражение определенных активных точек в
организме возникают реакции, обеспечивающие его
адаптацию к изменениям внешней среды, и другие
защитные реакции, активизируется деятельность
внутренних органов, регулируется мышечный тонус,
снижается нервно-психическое напряжение,
достигается релаксация. От места (точка
акупрессуры) во многом зависит эффект
(управление жизненной энергии). Так, через
воздействие на активные зоны ступни (этого
своеобразного распределительного щита) можно
“подключиться” к любому органу человеческого
организма и стимулировать или тормозить его
деятельность [4]. Воздействие на активные зоны
коленного сустава способствует повышению
сопротивляемости организма к вирусным и
аллергическим заболеваниям, поскольку
раздражения этих зон приводит к увеличению
синтеза интерферона [7]. Пальцы наделены большим
количеством рецепторов, посылающих импульсы в
ЦНС. Нажатие на средний палец, стимулирует мозг,
снижает кровяное давление; воздействуя на
мизинец, можно улучшить сердечную деятельность
[10]. С помощью массажа биологически-активных
точек на ушной раковине, можно быстро поднять
общий тонус нервной системы, снять утомление,
мобилизовать функции систем, лимитирующих
работоспособность [4].

Кроме того, мы включили психологические приемы
– упражнения “гимнастики мозга”
способствующие улучшению зрения, слуха, усилению
произвольного внимания [7].

Технология организации нетрадиционных
физкультминуток.

  1. Физкультминутки проводятся на каждом уроке
    между 20-й и 25-й минутами в течение 1,5-2 минут.
  2. Каждый комплекс физкультминуток состоит из 5-6
    упражнений, повторенных 5-6 раз, из них 3
    упражнения из предложенных нами (по одному из
    каждого блока).
  3. Весь материал (включая и теоретические
    обоснования) под руководством учителя
    физкультуры изучают учителя, работающие в
    начальных классах.

Комплекс упражнений, рекомендованных для
включения в физкультминутки



Блок 1.Элементы массажа и рефлексотерапии.

Упражнение 1.

Воздействие надавливанием на
пальцы рук (по методике японского врача Намикоси
Такудзиро).

Нажимать следует от основания пальца до
кончика, включая подушечку, в 3-4 приема.
Надавливать палец нужно попеременно на лицевую,
тыльную, а затем и на боковые стороны пальцев.
Продолжительность надавливания – 3 секунды, сила
– средняя. Обрабатываются пальцы обеих рук
поочередно.

Упражнение 2.

Воздействие на активные точки
стоп (по методике К. Динейка). Надавливая на
активные точки подошвы, мы стимулируем функции
многих внутренних органов. Чтобы оказать общее
воздействие на все активные точки подошв,
следует сидя катать палку. Продолжительность –
2-3 минуты. На обычную палку мы приклеили узкие
продольные полоски из пластмассы. Катание такой
палки будет оказывать более сильное воздействие
на активные точки.

Упражнение 3.

Массаж биологических точек на
ушной раковине. Тщательно помассировать
надавливанием средней силы ушные раковины от
верхней точки до мочки. Продолжительность 10-15
секунд.

Упражнение 4.

И.П.: сидя за партой, ноги
согнуты, руки на коленях. “Перекатывание” стоп с
пятки на носок. Руками массировать биологические
зоны колена. Продолжительность массажа – 8
секунд.

Блок 2.Гимнастика мозга

Упражнение 5.

“Слон”. Стоя ноги на ширине
плеч, или сидя, прижать голову к плечу и оглядеть
комнату (класс). Старайтесь двигаться всей
верхней частью тела, как будто рисуете
“восьмерку”. Во время движения вытянуть руку и
смотреть на пальцы (если в поле зрения движения
вся рука, значит упражнение выполнено хорошо).
Повторить другой рукой.

Упражнение 6.

“Сова”. Обхватить плечо и
“размять” мышцы. Повернуть голову и посмотреть
через одно плечо, затем через другое. Опустите
голову на грудь, дышите глубоко, расслабляя
мышцы. Повторить упражнение, разминая другое
плечо.

Упражнение 7.

“Желтая обезьяна”. Сидя за
партой, опустить голову на руки, закрыть глаза,
расслабиться и думать только о желтой обезьяне
(созидательный образ). Образ можно менять,
например, на “Зеленый слон” и т.п.

Блок 3.Упражнения дыхательной гимнастики.

Комплекс упражнений парадоксальной
дыхательной гимнастики.


Упражнение 1.

“Где пахнет?” (повороты головы)
И.П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Поверните голову вправо – сделайте шумный,
короткий вдох носом с правой стороны. Затем
поверните голову влево – “шмыгните” носом с
левой стороны. Вдох справа – вдох слева.
Посередине голову не останавливать, шею не
напрягать, вдох не тянуть!

Норма: 1 серия (32 вдоха – движения).

Упражнение 2.

“Ушки”

И.П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к
правому плечу – шумный, короткий вдох носом.
Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо
идет к левому плечу – тоже вдох. Чуть-чуть
покачайте головой, как будто кому-то мысленно
говорите: “Ай-ай-ай! Как не стыдно!” Смотреть
нужно перед собой. Вдохи делаются одновременно с
движениями. Выдох должен происходить после
каждого вдоха (не открывать широко рот!).

Норма: 1 серия (32 вдоха – движения).

Упражнение 3.

“Маятник головой”

И.П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Опустите голову вниз (посмотрите на пол)- резкий,
короткий вдох. Думайте: “Откуда пахнет гарью?
Снизу? Сверху?” Выдох должен успевать “уходить”
после каждого вдоха. Не задерживайте и не
выталкивайте выдохи (они должны уходить либо
через рот, но не видно и не слышно, либо, в крайнем
случае – тоже через нос).

Норма: 1 серия (32 вдоха- движения).

Упражнение 4.

“Ладошки”

И.П.: встаньте прямо, согните руки в локтях
(локти вниз) и “покажите ладоши зрителю”.
Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и
одновременно сжимайте ладони в кулаки
(хватательные движения). Подряд делайте 4 резких,
ритмичных вдоха носом (т.е. “шмыгните 4 раза”).
Затем руки опустите, и отдохните 3-4 секунды –
пауза. Сделайте ещё 4 коротких, шумных вдоха и
снова пауза.

Норма: “пошмыгайте” носом 8 раз по 4 вдоха.

Упражнение 5.

“Погончики”

И.П.: встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулак и
прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха
резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы
отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые,
тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в
исходное положение на уровень пояса. Плечи
расслаблены – выдох “ушел”. Выше пояса кисти
рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха
– движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8
вдохов – движений.

Норма: 4 серии по 8 вдохов – движений.

Упражнение 6.

“Кошка”

И.П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч
(ступни ног в упражнении не должны отрываться от
пола). Вспомните кошку, которая подкрадывается к
воробью. Повторяйте её движения. Сделайте
необходимое приседание и одновременно поворот
туловища вправо- резкий, короткий вдох. Затем
такое же приседание с поворотом влево и тоже
короткий, шумный вдох носом. Выдохи происходят
между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка
сгибайте и разгибайте. Руками делайте
хватательные движения справа и слева на уровне
пояса. Спина абсолютно прямая, поворот – только в
талии.



Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Упражнение 7.

“Обними плечи”

И.П.: вытяните, руки согнуты в локтях и подняты
на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг
другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи.

И одновременно с каждым “объятием” резко
“шмыгайте” носом. Руки в момент “объятия” идут
параллельно друг другу (а не крест — накрест), ни в
коем случае их не менять (при этом все ровно,
какая рука сверху – правая или левая); широко в
стороны не разводить и не напрягать. Освоив это
упражнение, можно в момент встречного движения
рук слегка откидывать голову назад (вдох с
потолка).

Норма: 4 серии по 8 вдохов- движений.

Упражнение 8.



“Насос”

И.П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч,
руки вдоль туловища (основная стойка). Сделайте
легкий наклон (руками тянуться к полу, но не
касаться его) и одновременно – шумный и короткий
вдох носом во второй половине наклона. Вдох
должен закончиться вместе с наклоном. Слегка
приподняться (но не выпрямляться) и снова наклон
и короткий, шумный вдох. Возьмите в руки
свернутую газету или палочку и представьте, что
накачиваете шину автомобиля. Наклоны вперед
делаются ритмично и легко, туго не наклоняйтесь,
достаточно “поклона” в пояс.

Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
“Накачивать шину” нужно в темпе и ритме
строевого шага.

Норма: 4 серии по 8 вдохов – движений.

Упражнение 9.

“Большой маятник”

И.П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Наклон вперед, руки тянутся к полу – вдох. И сразу
без остановки (слегка прогнувшись в пояснице)
наклон назад – руки обнимают плечи. И тоже вдох.
“Кланяйтесь” вперед – откидывайтесь назад,
вдох “с пола” — вдох “с потолка”. Выдох
происходит в промежутке между вдохами сам, не
задерживайте и не выталкивайте выдох!

Норма: 4 серии по 8 вдохов – движений.

Результативность.

1. Отмечалось значительное увеличение
окружности грудной клетки и увеличении
жизненной емкости легких у учащихся, что
свидетельствует о положительном влиянии
технологии на функциональные возможности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

2. Диагностика функционального состояния
организма показала более благоприятную реакцию
на физические нагрузки у учащихся.

3. Диагностика мотивационной сферы учащихся
показала значительное увеличение числа детей,
самостоятельно занимающихся физическими
упражнениями. Полученные данные позволяют
говорить о положительном влиянии нетрадиционных
физкультминуток на формирование мотивационной
сферы у школьников к занятиям физической
культурой.

4.Снизилась заболеваемость простудными
заболеваниями в 2,3 раза, уменьшилось число
освобожденных детей на уроках в среднем по школе
за последние 3 года на 18%.

Положительные сдвиги в показателях
антропометрии, функциональном состоянии
организма, сокращение уровня заболеваемости
подтверждают положительное влияние технологии
на повышение уровня здоровья детей.

Разработанная технология организации
нетрадиционных форм физкультминуток, была
внедрена в практику
физкультурно-оздоровительной работы МОУ
Красносельская СОШ с 2005-2006 учебного года.

Положительная результативность опыта
позволяет говорить о возможности его
использования в практике образовательных
учреждений всех типов. Данный опыт универсален,
его можно внедрять в практику работы учителей
всех предметов.

Литература

  1. Девянин А. Гимнастика Стрельниковой А.Н. Работа
    над ошибками.// ФИС. – 2004 г. — №6. – с. 19.
  2. Динейка К.В. Движение, дыхания, психофизическая
    тренировка. – Москва, 1986 год.
  3. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой./
    Авт.-сост.Л.Орлова.-Москва:АСТ; Минск:Харвест, 2006г.
  4. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. – Москва,
    1988 г.
  5. Исаева С.А. Организация переменок и
    динамических пауз в начальной школе. – Москва,
    2004г.
  6. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика
    Стрельниковой. – Москва, 1990 г.
  7. Озернюк А.Т. Нетрадиционные методы
    оздоровительного воздействия на организм
    школьников. //Физическая культура в школе. – 1991г. -
    №4. –с.60-62.
  8. Панкратова Е. Дыхание по Стрельниковой. // ФИС. –
    2001 г. — №7. – с. 12-13.
  9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие
    образовательные технологии в современной школе.
    – Москва, 2002 г.
  10. Цуцуми Йосиро. Упрощенная методика сохранения
    здоровья пальцевыми упражнениями. – Москва, 1990 г.
  11. Щетинин М. Лечение насморка по методу
    Стрельниковой. //ФИС. – 1996 г. — №12. – с.14-22.



Следующий: