Оздоровительная технология Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания

Обучение спортивным танцам эффективно
начинать с пятилетнего возраста.

Общая ЦЕЛЬ данной технологии: формирование,
сохранение, укрепление физического и
психического здоровья дошкольника (младшего
школьника), его эстетическое и художественное
воспитание, обучение каждого ребёнка плаванию,
формирование точных двигательных навыков,
двигательной памяти.

Задачи:

  1. Оптимизация качества воспитания в соответствии
    с индивидуальными особенностями ребёнка.
  2. Реализация системы эффективного закаливания.
  3. Расширение кругозора дошкольников через
    знакомство с различными видами спорта.
  4. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
  5. Воспитание бережного отношения к своему
    здоровью через усвоение правил техники
    безопасности на воде.
  6. Выработка психо-эмоциональной устойчивости во
    время публичных выступлений и соревнований.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение заболеваемости дошкольников (младших
    школьников).
  2. Формирование навыков здорового образа жизни и
    бережного отношения к своему здоровью.
  3. Развитие творческих способностей.
  4. Формирование гибкости, пластичности
    художественно – эстетического вкуса.
  5. Воспитание коллективизма, посредством
    выработки навыков синхронного выполнения
    упражнений, действий в команде.
  6. Воспитание самостоятельности, выносливости,
    волевых качеств.
  7. Овладение детьми различными видами плавания,
    умение ориентироваться в пространстве.

Анализ исходного состояния проблемы

При поступлении в детский сад значительное
число детей имеет низкие и ниже средних
возрастно–половых показателей развития
основных двигательных качеств. Современные дети
испытывают дефицит двигательной активности. В
связи с этим возрастает роль ДОУ в формировании
здоровой личности, возникает постоянная
необходимость внедрять новые формы работы с
детьми, привлекая специалистов ДОУ различного
профиля. Существующая программа “Обучение детей
дошкольного возраста плаванию” недостаточно
решает все поставленные задачи по воспитанию
здоровой, эмоционально – благополучной личности
ребёнка.

Обучение танцам на воде позволяет раскрыть
творческие способности каждого ребёнка, даёт
право поучаствовать в процессе создания танца.
Отличительной особенностью данной технологии
является интеграция физических, эстетических,
художественно–творческих и
психо–эмоциональных особенностей дошкольника,
приобщение к здоровому образу жизни, культурному
и спортивному наследию. Концепция
представляемой технологии предусматривает
развитие сети ДОУ имеющих бассейн, содействует
укреплению здоровья воспитанников и
художественно – эстетического развития на
основе реализации следующих принципов:

  • принцип индивидуального мониторинга;
  • принцип здоровьесберегающего обучения
    дошкольников плаванию;
  • принцип личностно – ориентированного подхода;
  • принцип возрастной преемственности;
  • принцип взаимосвязи всех специалистов ДОУ и
    родителей.

Учитывая все факторы, свои профессиональные
возможности, запросы родителей особенности
развития детей, педагоги МДОУ комбинированного
вида “Детский сад № 41 “Уголёк” в обучение
дошкольников плаванию внедрили новую
оздоровительную технологию “Обучение детей
танцам на воде с элементами синхронного
плавания”.

Технология включает в себя несколько блоков:

  1. Спортивный
  2. Музыкально-ритмический
  3. Театрально-игровой
  4. Конструктивный
  1. Дети знакомятся с различными видами водного
    спорта, с олимпийским движением. Закрепляют
    навыки по спортивным видам плавания.
  2. Дети разучивают музыкально-ритмические
    композиции.
  3. Дети знакомятся с жанром пантомимы,
    импровизации.
  4. Дети знакомятся с терминологией, учатся читать
    схемы танца.

Далее в технологии представлено перспективное
планирование, перечень танцевальных упражнений
и элементов на воде, виды построений, правила по
ТБ, серия разработанных танцевальных композиций,
положение о проведении городского фестиваля по
синхронному плаванию.

Предлагаем вашему вниманию несколько занятий
по предложенной технологии.

Занятие для старшей группы

“Волшебная мозаика”

ЦЕЛЬ: Знакомить детей с графическим
изображением элементов синхронного плавания,
учить ориентироваться в заданном пространстве.
Развивать логическое мышление. Создать
атмосферу психологического комфорта.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • На занятиях по плаванию изучение элементов
    “Поплавок”, “Звезда”, “Стрелочка”, “Винт”.
  • Оформление стенда “Водные виды спорта” для
    свободного просмотра и бесед в группе.
  • Изготовление схем, графическое изображение
    элементов и перестроений, в чёрном и цветном
    изображении.

МАТЕРИАЛ: (для подгруппы 12 человек)

6 шапочек жёлтого и 6 шапочек красного цвета,
резиночки для волос (на руку ребёнка) красного и
желтого цвета, схемы, свисток, магнитофон,
ориентиры, магнитная доска, магниты, детская
мозаика.

Дети входят в помещение бассейна, встают в круг
возле воспитателя (инструктора). На детях шапочки
двух цветов, на правой руке у каждого — резиночка
в тон шапочке.

На доске стенд “Водные виды спорта”.

В: Сегодня у вас необычное занятие, а вы не
просто дети, вы — спортсмены. Вы любите заниматься
спортом? А какие виды спорта вы знаете? (дети
называют).

Мы сейчас не будем заниматься хоккеем, не будем
заниматься шахматами, потому что мы пришли в
бассейн. А в бассейне целесообразно заниматься
водными видами спорта (обращает внимание детей
на стенд). Сегодня я хочу вас познакомить с очень
красивым видом спорта, синхронным плаванием.
Синхронное плавание – активно развивающийся вид
спорта. Он очень красив и популярен, включён в
программу олимпийских игр. Российские
спортсменки являются постоянными победителями
всех соревнований мирового уровня. Чтобы
заниматься этим видом спорта, во-первых, умение
надолго задерживать дыхание, во-вторых, хорошо
плавать, в-третьих, уметь ориентироваться в
пространстве. Вы бы хотели прямо сейчас заняться
синхронным плаванием? А вы умеете задерживать
дыхание надолго, давайте проверим?

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

1 упражнение: “громко – тихо”, обучение
поверхностному и глубокому дыханию.

2 упражнение: “Воздушный шарик” — формирование
длительного выдоха.

3 упражнение: “Насос” — формирование короткого
вдоха и длительного выдоха.

4 упражнение: “Замри” — задержка дыхания на 8-10
секунд.

В: Для того чтобы ориентироваться в бассейне мы
поиграем в мозаику (отбираются детали жёлтого и
красного цвета). А вы будете мозаикой, волшебной
мозаикой.

Воспитатель выкладывает из деталей круг в
центре магнитной доски. Предлагает детям
построиться. Игру повторяют 2-3 раза.

ВХОД В БАССЕЙН.

В: А сейчас мы с вами попробуем поиграть в игру
“Зеркало”. (Схемы крепятся на доске, изнаночной
стороной, по ходу игры схемы переворачиваются
лицевой стороной).

Педагог предлагает детям построится согласно
схеме. Например: 2 малых круга, красный в правом
верхнем углу, жёлтый в нижнем левом. В одну
колонку в центре бассейна в чередовании цвета.

В: Молодцы! Но какой же танец, а синхронное
плавание это именно танцевальная композиция, без
музыки и танцевальных элементов. Какие элементы
вы умеете выполнять: “звезда”, “поплавок”?
Воспитатель обращает внимание на доску, где
вывешено графическое изображение звёздочки и
поплавка (дети их выполняют под спокойную
музыку).

Звездочка

Поплавок

В: Вы слышали музыку? Какая была музыка?
(выслушивает и обобщает ответы детей).

Обращает внимание детей на новые знаки.

А как вы думаете, что это (стрелочка), (винт). Давайте попробуем
выполнить эти элементы (звучит стремительная,
быстрая музыка).

В: Какая музыка звучала сейчас? (обобщение
ответов детей).

А теперь давайте попробуем создать небольшую
схему.

Каждый элемент выполнить на 8 счетов (посчитать,
прохлопать с детьми). (См. Приложение 1,
схемы 1,2,3,4)

Выполнение движений под музыкальное
сопровождение.

В: Этот элемент называется “бусы” (См. Приложение 1, схема 5). Чтобы его
выполнить нужно всем встать в большой круг в
центре бассейна, выполнить “поплавок”, взявшись
за руки (руки должны быть прямыми).



В: Вот какие молодцы! Вам, понравилось
танцевать? А вы бы хотели заняться синхронным
плаванием? Спортом занимаются сильные,
увлечённые своим делом люди. И чтобы добиться
высоких результатов они много тренируются и
побеждают в разных соревнованиях.

Дети выходят из бассейна.

Воспитатель подводит итог занятия, даёт
задание на перспективу.

В: Ребята, что сегодня было новым для вас, чему
вы научились, что повторили, что особенно
понравилось?

На следующем занятии мы повторим элемент
“бусы”, и познакомимся с новыми элементами. А вы
в группе попробуйте с помощью мозаики придумать
новые способы построений и перестроений. До
встречи!

Занятие для подготовительной группы

(кружковая работа)

“В гости к Русалочке”

ЦЕЛЬ: Закрепить у детей полученные навыки.
Исключить монотонизацию в процессе обучения
плаванию. Создать мотивацию для занятий в кружке
“Дельфинчик”. Учить детей слаженной работе в
коллективе. Закрепить правила по Технике
безопасности на воде.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: на занятиях по
плаванию изучение различных элементов
синхронного плавания и способов плавания. Во
время кружковой работы изучение графических
изображений элементов, чтение простых схем,
слушание музыки. Повторение правил по технике
безопасности.

МАТЕРИАЛ: (для подгруппы 6 человек). Для
танцевальной композиции целесообразно брать 6-8
детей.

  • 3 шапочки красного цвета, 3 жёлтого цвета
  • на правую руку каждому ребёнку резиночку в цвет
    шапочки
  • магнитофон
  • запись звукового письма
  • конверт
  • игрушка-рыба
  • схема танца
  • красочно оформленный пригласительный билет на
    бал

ХОД ЗАНЯТИЯ: “НА СУШЕ”.

В: Здравствуйте дети! Сегодня мы начинаем своё
занятие с повторения правил Т.Б., которые
необходимо соблюдать не только в бассейне, но и в
любом водоёме. Сегодня к нам приплыла маленькая
рыбка из тёплого моря и очень удивилась, что
нужны какие-то правила. Для чего они? (чтобы
сохранить своё здоровье, а иногда и жизнь, не
мешать окружающим). Посмотрите, какая красивая у
меня рыбка. Вы хотите подержать её? А давайте мы
поиграем в игру. Я буду передавать рыбку тому в
руки, кто назовёт одно из правил, которые нужно
обязательно соблюдать, находясь в бассейне (игра
проводится 1-2 раза). Если нужно воспитатель
исправляет, дополняет детей.

Молодцы, но правила нужно не только знать, но и
выполнять. Сейчас мы с вами повторим хорошо
знакомые элементы “колесо”, “звезда”,
“поплавок”, “лесенка”. Повторим выполнение
вертикальной “стрелочки” и отработаем
различные виды построений и перестроений по
периметру бассейна.

СТУК В ДВЕРЬ.

В: Ребята кто-то к нам пришёл. Нет никого,
какой-то конверт (показывает). А что внутри, диск
(кассета) какой-то, схема, ничего не понимаю.
Давайте послушаем диск (кассету). ЗВУЧИТ
ГОВОРЯЩЕЕ ПИСЬМО РУСАЛОЧКИ.

Шум моря. Голос Русалочки: Здравствуйте дети, с
вами говорит Русалочка.

Я приглашаю вас в гости. Но до меня очень трудно
добраться, поэтому высылаю вам вместе с
говорящим письмом схему волшебную. Инструктор
(имя, отчество) поможет вам разобраться в ней. В
пути вас ожидают разные препятствия и
превращения. Но самым трудным для вас будет
соблюдение тишины во время всего путешествия,
иначе испугаете моих помощников – рыбок морских
и тогда мы с вами можем не встретиться. Желаю вам
удачи в пути! А чтобы веселее было в дороге,
включите музыку. До встречи!

В: Вы слышали, друзья? Вас приглашают в
путешествие, в гости к Русалочке! Как интересно.

А где — же план-схема? Да вот же она (достаёт из
конверта схему, рассматривает, показывает детям).
Трудную задачку задала нам Русалочка, но мы
попробуем её разгадать.

Как вы думаете, мы справимся?

Волшебные превращения начинаются, и мы с вами
превращаемся в цветочки, так нам легче будет
соблюдать тишину. Какие цветы растут в водоемах?
(лилии, кувшинки, лотосы).

Дети в красных шапочках будут лотосами, а дети в
жёлтых — превратятся в кувшинки. (Дети делятся на 2
подгруппы).

Воспитатель включает музыку.

В: Дети, внимательно слушайте музыку.
Посмотрите на схему и соберитесь в 2 маленьких
букетика (круга). У дальней стороны бассейна
букет лотосов, у ближней кувшинки. Возьмитесь за
руки, как изображено на схеме.

Мы будем идти долго, может даже несколько дней,
а с наступлением темноты цветы засыпают и
закрывают лепестки (дети поднимают руки,
соединяя их над головами). Утром цветы
просыпаются, лепестки открываются. Ваши руки –
это лепестки цветов. Давайте попробуем вместе.
(Повторить 3-4 раза).

Прежде чем отправиться в путь, нужно проверить,
крепка ли наша дружба. Встаём правым плечом в
круг, прижмёмся к правому плечу друга, а левую
руку вытянем в сторону (помогают ориентироваться
резиночки на правой руке).

Поднимите левую руку над головой – “цветы
сложили лепестки, уснули”, затем положите левую
руку на воду – “цветочки распустили лепестки и
проснулись”.

Дружба наша крепкая, отправляемся в дальнюю
дорогу, пошли друг за другом, до середины
бассейна колонной. “Лепестки” положили на воду
и встали в 2 шеренги, спиной к спине.

“Цветочки уснули и проснулись вновь”.

Дети расплываются “стрелочкой” к бортикам
(воспитатель обращает внимание детей на схему 4).

В: Внимание! Вы оказались на разных берегах
широкой реки.

Затем дети возвращаются обратно к середине
бассейна.

В: Мы очень рады встрече, взялись за руки.

Солнце спряталось за тучку, а потом показалось
вновь; “лепестки” закрылись и открылись вновь. И
вот мы оказались на огромном острове. Возьмитесь
за руки, и покажите, какой он большой.

В: Давайте украсим деревья на острове бусами
(См. Приложение 2 схема 1, См. Приложение 2 схема 2, См. Приложение
2 схемы 3,4, См. Приложение 2
схема 5).

В: Вот как красиво получилось, а наши “лотосы”
и “кувшинки” уснули и проснулись вновь.

Давайте построим лесенки, влезем на самое
высокое дерево и посмотрим, не приплыли ли за
нами помощники Русалочки? (См. Приложение
2 схемы 7а, 7б)

(Элемент выполняется на основе “звёздочки”,
только руки и ноги слегка раздвинуты, хват руками
производится за голеностоп сверху, кистью руки
сзади стоящего ребёнка).

В: Я вижу 2 катера (повторить схему 1). Взялись за
колесо штурвала — выполняется элемент “колесо”.

(Дети берутся за руки, ложатся на “звезду”,
широко разводят ноги в стороны, сводят стопы ног).

В: Поехали! Вот, наконец-то, мы и добрались до
места.

Снова наступила ночь – “цветочки уснули”,
взошло солнце – “цветы проснулись”.

В: Ребята, мы попробовали пройти по схеме, все
элементы вам знакомы. Вы знаете, чтобы
путешествие удалось нужно слаженно работать
всем вместе, чётко и одновременно, т.е. синхронно.

ВХОД ДЕТЕЙ В БАССЕЙН.

Давайте сначала отработаем эти элементы по
счёту (посчитать с детьми до 8).

Отрабатываются в воде элементы — “стрелочка”,
“бусы”, “лесенка”, “колесо”.

В: Вы ещё не передумали идти в гости к Русалочке?
Тогда в путь. Пойдем по схеме.

Звучит музыка. Дети “читают” схему с помощью
педагога, выполняя заданные элементы, поэтапно
создавая рисунок танца. (Если необходимо, можно
повторить).

В: Молодцы, справились! Возьмемся крепко за
руки, улыбнемся друг-другу.

Появляется Русалочка (из-за бортика бассейна
или из-за ширмы).

Р: Я очень рада, что вы справились с таким
трудным заданием! И мне очень понравился ваш
танец. Да, у вас получился именно танец, когда вы
следовали по этой схеме. Вы были такими красивыми
цветами! Предлагаю назвать ваш танец — “Цветы на
воде”.

Я устраиваю бал и приглашаю вас на него. На балу
будет очень много гостей, они будут танцевать и
веселиться, и вы сможете показать всем свой
танец.

ДЕТИ ВЫХОДЯТ ИЗ БАССЕЙНА

В: Вам понравилось занятие, вы хотите пойти на
бал к Русалочке, тогда нам нужно ещё поработать
над танцем, сшить костюмы.

Ребята, а какая музыка сопровождала нас на
протяжении всего занятия? Какая она по характеру,
темпу, жанру? (обобщение ответов детей)

- Вы очень старались, молодцы!

Занятие окончено, спасибо!




Следующий: