Ответ найдете в периодической системе


Ход урока

1. Подготовительный этап урока.

В этой части урока учитель формирует команды из
класса, объясняет правила игры (Приложение.
Слайд №1).

2. Разминка.

В этой части урока учитель проводит
фронтальный опрос класса по темам: «Металлы, их
свойства»; «Неметаллы, их свойства»; «Основные
классы неорганических соединений» (Слайд №2).

Учитель помогает учащимся вспомнить основные
свойства металлов, неметаллов, оксидов,
соответствующих гидроксидов, а также свойства
солей.

3. «Химический детектив».

Эта часть урока содержит несколько этапов.
Учитель использует презентацию урока (Приложение).

«Внимание розыск! Разыскивается металл!»

Для каждой из трёх команд подготовлено задание,
для подготовки ответа даётся одна минута.

1 задание. (Слайд №3) Он входит в состав
рубина, граната, сапфира, бирюзы. Этот металл в
России долгое время назывался «глиний». Некий
ювелир преподнёс императору Тиберию лёгкую
серебристую чашу из неизвестного металла.
Император повелел убить мастера, т.к. побоялся,
что обесценятся его золото и серебро. О каком
металле идёт речь? (Слайд 4) (Алюминий.)

2 задание. (Слайд №5) Этот металл
погубил полярную экспедицию. Что это за металл и
почему он явился причиной гибели экспедиции? Как
называется данное явление? (Олово. При низких
температурах белое олово превращается в серый
порошок – свою аллотропную модификацию. В
экспедиции канистры с горючим были запаяны
оловом, которое не выдержало низких температур.)
(Слайд
№6)



3 задание. (Слайд №7) Какой металл
«погубил» Рим и почему? (Свинец. В падении Рима
повинно отравление свинцом. Римляне
пользовались водопроводом, сделанным из этого
металла. Установлено, что вода, которая питала
древний Рим, была богата углекислым газом.
Реагируя со свинцом он образует растворимый в
воде кислый углекислый свинец. Останки древних
римлян содержат большое количество свинца.)
(Слайд
№8)

Следующий этап урока «Химическая
экспертиза».

В этой части урока учитель предлагает задания,
в которых фигурирует практическое применение
знаний, полученных на уроках химии. Для каждой
команды приготовлено по одному заданию.



1 задание. (Слайд 9) в большой и дружной
семье принято решение: подарить маме на день
рождение нитку натурального жемчуга. Как не
ошибиться при покупке и не приобрести вместо
натурального жемчуга изделие из искусственного
жемчуга?

(Жемчуг состоит на 86% из карбоната кальция.
Для подтверждения подлинности жемчуга при
покупке можно провести капельную реакцию:

СаСО3 + 2 СН3СООН = (СН3СОО)2Са + СО2 + Н2О. Выделяющиеся
пузырьки газа подтвердят подлинность жемчуга.)
(Слайд
№10)

2 задание. (Слайд №11) Во время своего
выступления эстрадные звёзды, фокусники, маги
для создания атмосферы таинственности выпускают
на сцену клубы дыма? Какие вещества можно
использовать для создания такого эффекта. У
химиков есть опыт под названием: «Дым без огня».
Какие вещества надо взять для этого опыта? (Чтобы
поразить зрителей небывалой картиной можно
получить дым из « сухого льда» – твёрдого
диоксида углерода
(4)(СО2). Для большего
эффекта можно оросить водой – повалит густой
белый дым. У химиков есть опыт – дым без огня:
между соляной кислотой и раствором аммиака:

NH4OH + HCl = NH4Cl + H2O.)(Слайд №12)

3 задание. (Слайд №13) Человека,
несведущего в ювелирном деле, можно легко
обмануть выдав подделку за оригинал, например за
серебро. Но, оказывается есть способ определения
подлинности серебра. Укажите его. (На
поверхность изделия наносят несколько капель
слабого раствора бихромата калия в серной
кислоте, если это действительно серебро, то на
поверхности останется красно-бурое пятно оксида
серебра.)
(Слайд №14)

Следующий этап урока: «Сказка ложь, да в ней
намёк».

В этой части урока учитель показывает три
отрывка из кинофильмов-сказок.

1 отрывок (из кинофильма Кощей
Бессмертный). Учитель после просмотра отрывка, в
котором говорится о том, где хранится Смерть
Кощея, спрашивает, какие металлы хранятся также
тщательно и почему? (Слайд №15) (Щелочные
металлы хранятся в инертной среде, т.к. они бурно
реагируют с кислородом воздуха и могут
воспламеняться.)

2 отрывок (из кинофильма « Руслан и
Людмила», где говориться о мёртвой и живой воде).
Учитель задаёт вопрос: во многих сказках идёт
речь о живой и мёртвой воде. Сегодня этот термин
тоже используется. В связи с чем? (Слайд №16) (Речь
идёт о разных изотопах элемента водорода.
Синонимами слов « живая» и «мёртвая» здесь могут
быть « лёгкая» и «тяжёлая». «Живая» вода содержит
протий, «мёртвая» – дейтерий, такая вода – яд для
живого организма ,но она хорошо заживляет раны.)

3 отрывок (из кинофильма « Тот самый
Мюнхаузен», где обсуждается вопрос о «разгоне»
облаков). Учитель задаёт вопрос: Возможно ли это? (Слайд
№17) (Если грозовое облако «засеять» иодидом
серебра то вместо града в облаке образуется
мелкодисперсная крупа: засеянное такой солью
облако проливается дождём и не вредит посевам.
Если облако небольшое – оно вообще « исчезнет».)

Далее учителю уместно провести
«Музыкальное расследование»
.



Каждой команде предлагается послушать отрывок
из песни ответить на вопрос учителя.

1 задание (отрывок из песни « Свеча
горела на столе..»). Учитель спрашивает: Какой
процесс описан в данном отрывке и просит
написать соответствующее уравнение реакции.
отрывке говорится о химическом процессе-
горении. Учитель может подсказать формулу
парафина — материала, из чего сделана свеча.)

2 задание (отрывок из песни « Малиновый
звон»). Учитель задаёт вопрос: Почему звон
колоколов называется «малиновым»? (Первые
колокола лили в голландском городе Малине,
отсюда и пошло название – «малиновый звон».)

3 задание (отрывок из песни «33 коровы»).
Учитель говорит о том, что парное молоко, о
котором говорится в песне – молоко явно свежее, а
как можно, не пробуя на вкус, определить молоко,
которое начинает скисать? (При скисании молока
в нём образуется молочная кислота, определить
которую можно по покраснению лакмусовой бумаги.)

Если остаётся время от урока учитель может
провести конкурс «Люди, события, факты..».

1 задание. (Слайд №18) Одерживая победу
одну за другой .войско Александра Македонского
продвигалось на Восток. Казалось не было такой
силы, которая могла бы остановить армию великого
полководца, но, внезапно начались
желудочно-кишечные заболевания среди воинов.
Истощённые и больные, они взбунтовались, требуя
возвращения домой. Александр покорился. Но вот
что любопытно, военачальники греческой армии
этой хвори не подхватили. В чём причина такого
любопытного явления? (Офицеры пользовались
посудой, изготовленной из серебра. Серебро, как
известно, обладает бактерицидными свойствами.)

2 задание. (Слайд №19) В начале ХХ века
из Нью-Йоркского порта вышла в океан яхта. Её
корпус был сделан из алюминия, листы которого
скреплялись медными заклёпками. Это было красиво
– сверкающий серебристым блеском корабль,
усеянный золотистыми головками заклёпок! Однако,
через несколько дней, обшивка корпуса начала
расходиться, и яхта быстро пошла ко дну. Почему? (Два
соединённых между собой металла в электролите,
которым является морская вода, это
гальванический элемент. На одном электроде идёт
осаждение металла, на другом- растворение.
Металлический Алюминий переходит в раствор в
виде ионов трёхвалентного алюминия, на медных
заклёпках выделяется водород. Таким образом,
металлический корпус на швах начал растворяться,
и корабль потонул.)

4. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги игры, называет
победителей.

Ученикам той команде, которая набрала
наибольшее число очков, учитель выставляет
оценки «5», лучшим игрокам из других команд,
учитель тоже может поставить такую оценку.
Остальные игроки могут получить «химиконы» –
дополнительные баллы.

На моих уроках химии установлено такое правило:
ученик, получивший ранее « химиконы», может взять
балл, если оценка за урок в чём-то его не устроила,
т.е. вместо «4» получить оценку «5». Но, я поставила
ограничения на эти баллы:

  1. Нельзя на одном уроке использовать сразу два «
    химикона».
  2. «Химиконы» не распространяются на письменные
    проверочные работы (тесты, самостоятельные,
    контрольные работы, срезы знаний).

Список используемой литературы:

  1. Алимбекова Л.Ю. «Полезная химия: задачи и
    история». Москва: Дрофа.
  2. С.И. Венецкий. «Рассказы о металлах». Москва: «Металлургия».
  3. О.С. Габриелян. «Химия» 9 класс. Учебник для
    общеобразовательных учреждений. Москва: «Дрофа».
  4. Л.А. Савина. Детская энциклопедия «Я познаю мир».
    Химия. Москва: «Аст».
  5. Н.В. Ширшина. «Химия для гуманитариев».
    Волгоград: Учитель.



Следующий: