Открытый урок Живопись глазами химика

Продолжительность:

1 урок – 40 минут

Класс:

11

Технологии:

презентация
с гиперссылкой

Текст работы:

Цели и задачи урока:

  • вызвать интерес к образовательной
    области “Химия” и определить её роль в живописи;

  • способствовать расширению кругозора
    учащихся;

  • познакомить учащихся со свойствами и
    составом красок, с историей применения красок, с
    техниками и видами живописи, хроматографическим
    методом анализа;

  • развить умение проводить опыты
    хроматографическим методом, а также основываясь
    на характерных свойствах веществ, умение
    работать в группе.


Ход урока

  • Вступительное слово учителя
  • Химия и искусство имеют внутреннюю
    общность,
    которая коренится в их творческой природе.
    МАРСЕЛЕН БЕРТЛО

    [2]

    (слайд 2)

    Добрый день, дорогие коллеги и
    ученики!

    Я очень рада видеть всех вас в этом
    классе…

    Как разнообразен и прекрасен мир
    искусства, особенно живопись! Какие уникальные
    картины и полотна созданы талантливыми
    художниками! Многие из шедевров дошли до нас из
    глубины веков и радуют до сих пор, а некоторые
    были утрачены из-за непрочности материалов.
    Чтобы добиться наилучшего качества своих красок
    и долговечности полотен, художнику зачастую
    нужно быть не только изографом, но и химиком.

    О свойствах и составе красок, о
    техниках и видах живописи и о многом другом вы
    узнаете из сегодняшнего урока!

  • Основная часть урока
  • Живопись – вид изобразительного
    искусства

    Живопись – это вид изобразительного
    искусства, в котором художественные
    произведения создаются с помощью красок,
    наносимых на какую-либо твердую поверхность.
    Живопись отражает и оценивает духовное
    содержание эпохи, её социальное развитие.

    По назначению, характеру исполнения и
    образному строю различают: живопись монументально-декоративную
    (стенные росписи, плафоны, панно), станковую
    (картины), декорационную (эскизы театральных
    и кинодекораций, костюмов), иконопись,
    миниатюру
    (иллюстрации рукописей, портреты и
    т.д.) (слайд 3).

    По характеру веществ, связующих
    пигмент, по технологическим способам
    закрепления пигмента на поверхности различают
    масляную живопись, живопись водяными красками по
    сырой штукатурке (фреска) и по сухой (альсекко),
    темперу, клеевую живопись, восковую живопись,
    эмаль, живопись керамическими красками, живопись
    силикатными красками (слайд 4).
    Для исполнения живописных произведений служат
    также акварель, гуашь, пастель, тушь (слайд
    5)
    .

    Произведение живописи состоит из
    основы (холст, дерево, бумага, картон, камень,
    стекло, металл и др.), обычно покрытой грунтом, и
    красочного слоя, иногда защищенного с
    поверхности предохранительной пленкой лака (слайд 6).

    Из истории красок

    Самыми первыми красками, скорее
    всего, были те, которыми пользовались наши
    далёкие предки, рисуя на стенах пещер людей и
    животных, изображая символы, отражавшие
    представления человека об окружающем мире. Это
    были природные вещества, легко оставляющие
    цветной след на камне – мел, уголь, охра. С
    развитием человеческого сообщества люди искали
    новые краски.

    Углём рисовали ещё в каменном веке.
    Росписи известных пещер Алатамира в Испании,
    созданные 20тыс. лет назад, выполнены углём, а
    также мелом и охрой (слайд 7).
    Художники более поздних времен использовали
    уголь для копирования картин или переноса
    изображения, например, с картона на стену.

    Первые краски стоили очень дорого. Но
    потом химики стали готовить их разновидности
    путем химических соединений, более доступных по
    цене. Они были огнеупорными пригодными не только
    в живописи, но и для расписывания фарфора [3].

    Сколько существуют цветов?

    (слайд 8)

    Даже сегодня, когда современные
    технологии позволяют получить самые
    разнообразные краски их всего несколько
    десятков. Цветов же – гораздо больше! Так, учёные
    подсчитали, что Франц Халс, великий голландский
    художник 17 в. использовал более 40 оттенков, или
    тонов, только чёрного. Чёрный один из самых
    “трудных” для живописца цветов, и создать
    столько оттенков совсем не просто. А бывает такие
    оттенки, что им и название трудно дать. Например:
    оттенки коричневого – бежевый, рыжий,
    шоколадный, кофейный, кирпичный, медный,
    ореховый, бурый, каштановый, песочный… (слайд 8). Из смеси красного и жёлтого
    – оранжевый, жёлтого и синего – зелёный,
    красного и синего – фиолетовый (слайд
    9)
    . И у каждого много оттенков, всё зависит от
    того, в каких пропорциях смешать краски. Синий,
    жёлтый и красный называются основными цветами.
    Они составляют основу других цветов, а получить
    эти цвета, смешивая другие краски, нельзя.
    Благодаря трём цветам у нас уже есть радуга:
    красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой,
    синий, фиолетовый (слайд 10). Если
    смешаем все три краски то, получится чёрный цвет,
    правда не очень густой [2].

  • Разминка
  • Задание индуктор:

    На ваших
    столах находятся листы бумаги разной формы и
    цвета. Выберите то, что вам по душе.

    Афиширование:

    По выбранному
    цвету можно определить ваше психологическое
    состояние на данный момент, который мы узнаем к
    концу урока.

  • Практическая часть урока
  • Лабораторная работа №1.
    “Хроматографический анализ красителей”

    (слайд 11)



    Сегодня мы проведем разделение
    пигментов фломастеров. Так фломастер является
    самым широко используемым учащимися. Пигменты
    будем определять хроматографией. А что такое
    хроматографический метод анализа?

    Правильно, это метод, который
    разделяет смеси исследуемых веществ.

    Анализ будете проводить в группах.
    Всего 3 группы. Для проведения анализа у вас на
    столах имеются:

    Реактивы и оборудования:


    фильтровальная бумага, нарезанная в виде полосок
    4*12см, набор цветных фломастеров,
    хроматографическая камера (стеклянная банка), на
    дно которой налита спиртово-кислотная смесь
    (этиловый спирт, уксусная кислота, вода в
    соотношении 8:1:1), скотч и ножницы.

    Ход работы:

    Полоски фильтровальной бумаги с
    одного конца на расстоянии 1-1,5см от края наносим
    в ряд пятна красителей, касаясь фломастером
    бумаги (диаметр пятна – менее 1 мм). Хроматограмму
    прикрепляем на крышку банки с помощью скотча. При
    этом нижний ее конец, на котором нанесены образцы
    красителей, погружаем в спиртово-кислотную
    смесь. Последняя поднимаясь по бумаге
    (восходящая хроматография), увлекает за собой
    нанесенные фломастерами пигменты, согласно их
    коэффициентам распределения в данной системе.
    Вам необходимо установить из каких пигментов
    состоит цвет выбранного вами фломастера и
    определить подвижность пигментов (слайд
    12)
    .

    Результаты заносим в таблицу (слайд 13):


    Цвет фломастера

    Пигменты

    Подвижность

    Смещение от старта, см

    В итоге работы должны
    сформулировать выводы.

    Хроматограмма должна простоять где-то
    минут 15. И в это время мы с вами проведем второй
    лабораторный опыт и прослушаем дополнительный
    материал из истории красок символике различных
    цветов [1].

    Лабораторная работа №2. Создание
    химических картин

    (слайд 14)

    Каждой группе дается отдельное
    задание: создать свой химический шедевр,
    основываясь на характерных свойствах веществ.

    1 группа — будет создавать с помощью
    серной кислоты;

    2 группа – фенолфталеина и щелочи;

    3 группа – желтой кровяной соли и
    хлорида железа.

    Реактивы и оборудования:

    1 группа – разбавленная серная
    кислота, спиртовка, лист бумаги, ватная палочка.

    2 группа – фенолфталеин, раствор
    щелочи – гидроксида натрия, ватные палочки, лист
    бумаги.

    3 группа – раствор желтой кровяной
    соли, хлорида железа (III), ватные палочки, лист
    бумаги.

    Ход работы:

    1 группа — с помощью ватной палочки
    нарисовать на листе бумаги свое творение.
    Рисунок выводится с помощью спиртовки. Почему?

    2 группа – с помощью ватной палочки с
    щелочью – гидроксидом натрия нарисовать
    рисунок, рисунок выводится с помощью
    фенолфталеина. На чем основано эта реакция?

    3 группа – с помощью желтой кровяной
    соли нарисовать рисунок, рисунок выводится с
    помощью хлорида железа (III). На каких свойствах
    веществ основана эта реакция? [1].

    Из истории красок

    (дополнительный материал)

    (слайд 15)

    Сурик, киноварь, зелень и синь,
    ультрамарин, индиго, пурпур и шафран, кермес,
    крапы и ализарин (слайды 16-21 по
    гиперссылке
    ) [2].

    Что символизируют цвета?

    А сейчас мы узнаем, что означают
    цвета, которые мы выбрали в начале урока.

    Красный

    – символ огня, жизни,
    счастья, радости и воскрешения. Она придаёт
    бодрость, стимулирует умственную и физическую
    активность. Красный – самый сильный и заметный
    цвет.

    Жёлтый

    – символ могущества,
    богатства, источник силы, здоровья, изобилия,
    бодрости и радости. Нежные оттенки жёлтого
    ассоциируются с дневным светом, подавляет
    негативные эмоции.

    Белый

    – символ невинности,
    чистоты, вдохновения и духовности, покоя, а также
    дневной свет.

    Чёрный

    – для оформления помещения
    используется в небольших количествах, в основном
    как подчеркивающий основные цвета.

    Синий

    – символ мира и покоя. Это
    цвет творчества, творческого начала, помогает
    преодолевать трудности, находить решения
    сложных задач.

    Зелёный

    – символ жизни,
    возрождения а также нежности, даёт ощущение
    гармонии, равновесия.

    Фиолетовый

    – всегда олицетворяет
    мудрость, духовное богатство, интуицию. Это цвет
    философов и мудрецов (слайд 22).

  • Итог урока
  • (слайд 23):

    Выступление

    представителей из групп
    с итогами проведенного хроматографического
    анализа, показ картин.

    Подведение итогов работы


    рефлексия:

    1. Что вы узнали нового из занятия?

    2. Пригодятся ли полученные знания в
    вашей повседневной жизни?

    3. Понравилось ли вам мероприятие?

    Вот так быстро и незаметно пролетело
    время нашего занятия. Но страна “Химия”
    бесконечна. Исследуйте её, и вы найдете в ней
    массу интересного и познавательного.

    Спасибо за активное участие!

    Список использованных источников

  • Журнал “Химия в школе”.
  • Химия для гуманитариев / Сост. Н.В. Ширшина. –
    Волгоград: Учитель, 2004. – 136 с.
  • Химия. 9 класс: сборник элективных курсов. Вып.3/
    авт.- сот. В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007. –
    121 с.



  • Следующий: