Открытый урок химии по теме Важнейшие представители солей. 8-й класс

Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся об основных классах соединений и познакомиться с важнейшими представителями солей.

Оборудование: карточки с формулами оксидов, кислот, солей, оснований; хлеб и соль для приема гостей; мел, мрамор, известняк; изделия из мрамора, скорлупа, раковины моллюсков; таблица «Сталактиты и сталагмиты»; фосфориты и апатиты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся приветствуют учителя и садятся за парты после того, как назовут по карточке формулу соли, которую показывает учитель.

II. Опрос.

На нашем уроке сегодня присутствует химэксперт Татьяна, которая приготовила для вас несколько вопросов.

В роли эксперта сегодня будет учитель и он предлагает учащимся задания, за которые они получат баллы и по сумме баллов оценку в конце урока.

1 этап

Из перечня веществ в два столбика выписать оксиды металлов и неметаллов и дать им названия:

1 вариант

Na2O, NaOH, HNO3, SO3, FeS, MgO, Cl2O7

2 вариант

CuCl2, KOH, P2O5, HCl, CuO, SO2, K2O

2 этап

Составить формулы кислот, соответствующих следующим оксидам:

1 вариант

оксид азота (III),оксид углерода (IV),оксид фосфора (V)

2 вариант

оксид серы (VI),оксид азота(V),оксид кремния (IV)

3 этап

Составить формулы оксидов, соответствующих основаниям:

1 вариант

гидроксид железа (II), гидроксид алюминия

2 вариант

гидроксид цинка, гидроксид железа (III)

4 этап

Установить соответствие между формулой соли и ее названием:

1 вариант 2 вариант
формула соли название соли формула соли название соли
KCl нитрат калия K3PO4 хлорид калия
KNO3 сульфат калия K2SO3 фосфат калия
K2SO4 хлорид калия KCl сульфит калия

За каждое правильно выполненное задание ученик получает 1 балл, то есть максимально он может набрать 12 баллов и получить отметку 5, за 11 баллов – 4, за 10 баллов – 3.

Познакомимся поближе с важнейшими солями. Учащиеся класса подготовили сообщения о важнейших солях и выступают с ними.

1 сообщение «Поваренная соль»

Поваренная соль (хлорид натрия) – это единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Хлорид натрия – это хорошо растворимая в воде соль. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические в организмах: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможно переваривание и усвоение пищи. Необходимость соли для жизни была известна со времен глубочайшей древности. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях « Хлеб да соль» – вот одно из пожеланий, которым русские люди с давних пор обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное значение соли. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской нации.

Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг), так как в год каждый человек с пищей потребляет от 3 до 5,5 кг соли.

В названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Усолье-Сибирское, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург, Марсель (морская соль) и т. д.

Соль образует мощные отложения. В Соль-Илецке, например, толщина пласта соли превышает полтора километра. Соли находящейся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит нашей стране на 400 лет. Огромные количества соли содержат в себе воды морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 м.

Хлорид натрия широко используют в химической промышленности для получения натрия, хлора, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для консервирования продуктов питания (соление и квашение овощей) и т. д.

2 сообщение «Карбонат кальция. Фосфат кальция»

Карбонат кальция CaCO3, нерастворимый в воде, – важнейшая соль, из которой многочисленные морские животные: моллюски, раки, простейшие строят покровы своего тела – разнообразные по форме, многоцветные по окраске раковины. Скапливаясь после смерти своих хозяев на дне водоемов и главным образом морей, эти раковины за десятки и сотни миллионов лет образовали мощные пласты соединений кальция, давших начало образованию горных пород – известняков CaCO3. Эту же формулу имеет и замечательный сроительный камень-мрамор, и столь привычный каждому школьнику, стоящему у доски, мел. Из известняка получают негашеную и гашеную известь, стоят дома. Мрамор идет на изготовление статуй, мрамором отделаны станции московского метро.

Из этой соли наземные животные «строят» свои скелеты – внутреннюю опору для мягких тканей, которые в десятки раз превышают вес самой опоры.

Фосфат кальция Ca3(PO4)2 нерастворим в воде – это основа минералов фосфоритов и апатитов. Из них получают необходимые в сельском хозяйстве фосфорные удобрения, без которых, в свою очередь, было бы невозможно получение высоких урожаев. Он входит в состав костей животных.

После выступлений учащихся классу предлагается игра «Соли».

На столах учащихся лежит комплект цифр от 1 до 4. Они должны ответить на вопрос с помощью карточки с номером правильного ответа.

1 вариант

  1. Выбрать формулу поваренной соли:
    1. хлорид калия 2. хлорид натрия 3. хлорид кальция 4. хлорид магния
  2. Какая соль лежит в основе скелета наземных и морских животных:
    1. карбонат кальция 2. фосфат кальция 3. сульфат кальция 4. сульфат магния
  3. Какая соль используется для получения фосфорных удобрений:
    1. фосфат кальция 2. сульфат кальция 3. хлорид магния 4. сульфат натрия
  4. Какая соль лежит в основе раковин моллюсков:
    1. хлорид магния 2. карбонат магния 3. карбонат кальция 4. хлорид натрия
  5. Какая соль используется для консервирования:
    1. фосфат кальция 2. хлорид натрия 3. хлорид калия 4. сульфат натрия

2 вариант

  1. Какая соль является символом гостеприимства:
    1. карбонат кальция 2. фосфат кальция 3. хлорид натрия 4. хлорид калия
  2. Залежи этой соли находятся в озере Баскунчак:
    1. хлорид калия 2. хлорид серебра 3. хлорид алюминия 4. хлорид натрия
  3. Какая соль лежит в основе зубов и костей животных:
    1. сульфат кальция 2. хлорид натрия 3. фосфат кальция 4. сульфат алюминия
  4. Какая соль лежит в основе мела и мрамора:
    1. сульфат кальция 2. карбонат кальция 3. сульфат магния 4. хлорид калия
  5. Какая соль используется в строительстве:
    1. хлорид кальция 2. сульфат магния 3. карбонат кальция 4. хлорид калия

За каждый правильный ответ ученик получае1 балл, то есть максимально он может набрать 5 баллов и получить отметку 5,за 4 балла – 4,за 3 балла – 3.

В конце урока подводятся результаты урока и выставляются оценки.

Если позволяет время можно поработать над тестом «Соединения химических элементов».

Даны вещества:

1. азотная кислота 2. NаОН 3. N2О5 4. сульфат меди(2) 5. Н2SO4 6. гидроксид алюминия 7. оксид магния 8. Fе(ОН)3 9. Н3РО4 10. хлорид цинка 11. Мg(NO3)2 12. оксид фосфора(Y).

Выбрать среди перечисленных веществ:

  1. Одноосвовные кислоты
  2. Двухосновные кислоты
  3. Трехосновные кислоты
  4. Основания
  5. Щелочи
  6. В каком веществе Fе(+3)
  7. Оксиды
  8. Оксиды металлов
  9. Оксиды неметаллов
  10. Названия солей
  11. Формулы солей
  12. Соли какой кислоты называются нитраты

Ответы:1 – 1; 2 – 5; 3 – 9; 4 – 2,6,8; 5 – 2; 6 – 8; 7 – 3. 7. 12; 8 – 7; 9 – 3,12; 10 – 4,10; 11 – 11; 12 – 1.

Задание на дом: составить кроссворд 10-15 вопросов по солям; §21. упр. 3 после §21, вместо кроссворда ученик может составить тест по основным классам соединений.

Следующий: