Открытый урок химии по теме Щелочные металлы. Бериллий, магний и щелочные земельные металлы. 9-й класс

Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся об
    особенностях строения щелочных и
    щелочноземельных металлов, металлической связи,
    строение металлов;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся о
    физических и химических свойствах металлов и их
    соединениях.

Оборудование: таблица «Периодический
закон и периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева» (электронная таблица),
экран, проектор, компьютер; металлы: калий,
натрий, литий, кальций (в склянках под слоем
керосина); стаканы с водой, фенолфталеиновая
бумага (индикатор).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Обобщение материала о щелочных и
щелочноземельных металлах (а также Be, Mq)

А) К доске вызываю 2-х учеников. Задания даны на
экране.

Напишите химические уравнения следующих
превращений:


Задание 1

Задание 2

Учащиеся выполняют задания у доски, с классом
идёт фронтальный опрос.

Б) На экране даны вопросы фронтальной беседы

1. Назовите элементы I-группы (А) главной
подгруппы. В какое семейство они объединяются?
2. Сколько электронов они имеют на внешнем
энергетическом уровне? Какова их степень
окисления?
3. Назовите элементы II-группы (А) главной
подгруппы.
4. Какие их этих элементов объединяются в
семейство щелочноземельных?
5. Сколько они имеют электронов на внешнем
энергетическом уровне? Какова их степень
окисления?
6. Какие свойства проявляют металлы в химических
реакциях?
7. Как изменяются металлические свойства в
периодах?
8. Как изменяются металлические свойства в
группах (А)?
В) Проверяем задания, которые выполняли учащиеся
у доски.
Г) На экране даны условия 2-х расчетных задач:



Задача 1 (расчетная): К
раствору, содержащему 16 г сульфата меди (II),
прилили раствор, содержащий 20 г гидроксида
натрия. Какова масса образовавшегося осадка?

Задача 2 (расчетная): Нагрели смесь из
4,6г натрия и 5 г сери. Какова масса
образовавшегося соединения?

Задачи решают два ученика у доски
последовательно. Работает весь класс. У доски
учащиеся комментируют записи и решения задачи.

Д) Лабораторные опыты

Даны металлы в склянках под слоем керосина: Na, К,
Са, стаканы с водой, индикаторная
фенолфталеиновая бумага.
Проводим опыты.

Выводы: Металлы (Na, К, Са) при комнатной
температуре активно выступают в реакцию с водой;
в стаканах образовались растворы – щелочи,
фенолфталеиновая бумага окрашивается в
малиновый цвет. Среда – щелочная.

III. Закрепление

Учащиеся делают сообщения у доски:

1. О строение и свойствах атомов щелочных
металлов.
2. Об открытии щелочных металлов.
3. О строении и свойствах атомов элементов II –
группы главной подгруппы.
4. Об открытии магния и кальция (оцениваю все
ответы учащихся)

IV. Домашнее задание

Повторить §8,9,10,11,12.




Следующий: