Открытый урок химии по теме Кислоты, их классификация и свойства. 8-й класс

Тип урока: изучение нового материала

Автор учебника: О.С. Габриелян химия 8 класс

Задачи:

  • Образовательные: Сформировать понятие о кислотах. Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот. Познакомить учащихся с важнейшими кислотами.
  • Развивающие: Способствовать развитию умения учащихся через эксперимент получать новые знания, способствовать развитию речевых навыков учащихся.
  • Воспитательные: Воспитывать в детях самостоятельность, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии через эксперимент, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами, щелочами.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, стеклянная палочка.

Реактивы: растворы органических и неорганических кислот: HСl; H2SO4; H3PO4; HNO3; HCOOH; CH3COOH; НООССH2С(ОН)(СООН)СH2СООН, индикаторы, раствор NaOH.

Методы: беседа, самостоятельная работа по группам, эксперимент.

Проверка домашнего задания: проверка домашнего задания осуществляется по тесту (см. Приложение 1)

Изучение нового материала:

1 часть изучаемого материала: Названия, классификация, свойства кислот:

(Перед изучением нового материала учащиеся делятся на группы)

Учитель:

С кислотами нам приходится сталкиваться ежедневно.  Кислоты делятся на минеральные и органические. Минеральные кислоты — серная, соляная, азотная, азотистая,сернистая, сероводородная и т. д. Органические кислоты — муравьиная, уксусная, молочная, масляная, лимонная, яблочная и т.д. Все они играют огромную роль в природе, в организме человека, животных и растений.

Кислоты содержаться в пищевых продуктах: фрукты, овощи, молочные продукты, соусы приправы, лекарства они даёт нам молочную, яблочную, лимонную, щавелевую, аскорбиновую и т. д. кислоты.

Кислоты содержаться в организмах животных: муравьи используют муравьиную кислоту для защиты и общения, слюнные железы некоторых брюхоногих моллюсков содержат серную кислоту, облегчающую им добывание пищи, плоские тысяченожки используют синильную кислоту для добычи пищи, тропический паук педипальпида стреляет уксусной кислотой, спасаясь от своих врагов, кислота в желудке птиц питающихся падалью помогает им справляться с миллиардами микробов, находящихся в пище.

Кислоты содержатся в растениях: современным ботаникам известно 800 видов растений, вырабатывающих синильную кислоту для межвидовой борьбы, в лимоне содержится лимонная кислота, в недозрелых яблоках — яблочная кислота, в смородине, капусте, укропе, шиповнике — аскорбиновая кислота.

В организме человека кислоты выполняют важные функции: аминокислоты соединяясь друг с другом образуют белки из которых строятся почти все ткани нашего организма, соляная кислота содержится в желудочном соке создаёт условия для действия ферментов расщепляющих белки, во время продолжительной физической нагрузки в мышцах накапливается молочная кислота.

Наша с вами задача познакомиться с важнейшими представителями кислот, научиться их классифицировать,  получить новую информацию о важнейших из них.

На столах учащихся находятся лотки с растворами кислот, учитель предлагает учащимся описать их свойства и разделить на группы по сходным признакам

HСl; H2SO4; H3PO4; HNO3; HCOOH; CH3COOH;  НООССH2С(ОН)(СООН)СH2СООН

Задание 1. Опишите физические свойства выданных вам кислот и разделите их на две группы:

Ответ:

  1. HСl; H2SO4;  HNO3; HCOOH; CH3COOH — прозрачные жидкости;
  2. H3PO4; НООССH2С(ОН)(СООН)СH2СООН — твёрдые кристаллические вещества.

Задание 2. Определите вид химической связи и тип кристаллической решётки:

Ответ:

  1. вид химической связи — ковалентная полярная так как молекулы образованы неметаллами с разной электроотрицательностью;
  2. тип кристаллической решётки — ионная

Беседа:

Учитель: Почему кислоты получили такое название?

Учащиеся: Т.к. они кислые на вкус.

Учитель: Можно ли пробовать кислоты на вкус?

Учащиеся: категорически нет.

Учитель: Кто может предложить другой способ распознавания кислот?

Учащиеся: С помощью индикаторов.

Опыт №1 (проводиться по инструкции):

В одну пробирку налейте 2 мл раствора серной кислоты в другую 2 мл раствора гидроксида натрия добавьте в каждую по 2-3 капли лакмуса. Что вы наблюдаете?

  • раствор серной кислоты + лакмус = красный
  • гидроксида натрия + лакмус = синий

(Ответ: цвет раствора кислоты в присутствии лакмуса становиться красным, цвет раствора щёлочи стал синим)

Опыт №2 (проводиться по инструкции):

В одну пробирку налейте 2 мл раствора серной кислоты в другую 2 мл раствора гидроксида натрия добавьте в каждую по 2-3 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

  • раствор серной кислоты + фенолфталеин = бесцветный
  • гидроксида натрия + фенолфталеин = малиновый

(Ответ: цвет раствора кислоты в присутствии фенолфталеина не изменился, цвет раствора щёлочи стал малиновым).

Опыт №3 (проводиться по инструкции):

В одну пробирку налейте 2 мл раствора серной кислоты в другую 2 мл раствора гидроксида натрия добавьте в каждую по 2-3 капли метилового оранжевого. Что вы наблюдаете?



  • раствор серной кислоты + метиловый оранжевый = красно-розовый
  • гидроксида натрия + метиловый оранжевый = желтый

(Ответ: цвет раствора кислоты в присутствии метилового оранжевого становиться красно — розовый, цвет раствора щёлочи стал жёлтым)

Учитель: Какой индикатор убедительнее использовать для распознавания кислоты?

Учащиеся: Лакмус так как он даёт наиболее яркий цвет.

Учитель выписывает на доске формулы кислот и название, учащиеся записывают их в тетрадь.

HСl — соляная кислота;

H24 — серная кислота;

H23 — сернистая кислота; 

HNО3 — азотная кислота;

HNО2 — азотистая кислота;

H34 — фосфорная кислота;

H2S — сероводородная кислота; 

H2СО3 — угольная кислота;

H2SiО3 — кремневая кислота

Задание составляются заранее на карточке и даётся на каждую группу, все вместе проверяем и исправляем ошибки если такие имеются.

Задание 1:

подчеркните одной чертой одинаковую часть всех кислот

l; H24; H23; H3; H2; H34; H2S; H2СО3; H2SiО3

Вывод: Подчёркнутая часть общая у всех кислот — это водород, не подчёркнутая часть — это кислотный остаток.

Учитель выписывает на доске кислотные остатки и их названия учащиеся записывают в тетрадь:

Сl- — хлорид ион; SО42-— сульфат ион; SО32- — сульфит ион; NО3- — нитрат ион; NО2- — нитрит ион; PО43- — фосфат ион; S2- — сульфид ион; СО32- — карбонат ион; SiО32- — силицид ион; СН3СОО- — ацетат ион.

Учитель: Из чего состоит кислота?

Учащиеся: Из водорода и кислотного остатка?

Учитель: Какое определение можно дать кислотам?

Учащиеся: самостоятельно формулируют определение и записывают в тетрадь:

Кислоты — это сложные вещества, состоящие из водорода и кислотного остатка.

Задание 2:

Распределите кислоты по числу атомов водорода H2СО3; HNО3 ; HNО2; HСl; H34; H2S; H24; H23; H2SiО3:

Ответ:

  • HNО3 ; HNО2; HСl — одноосновные;
  • H2S; H24; H23; H2СО3; H2SiО3 — двухосновные;
  •  H34 — трёх основные

Задание 3:

Распределите кислоты на две группы по наличию кислорода H24; H2S; HСl; H23; HNО3; HNО2; H34; H2СО3; H2SiО3:

Ответ:

  • H2S; HСl — бескислородные кислоты;
  • H24; H23; HNО3; HNО2; H34; H2СО3; H2SiО3 — кислородсодержащие кислоты.

Задание 4:

Откройте таблицу растворимости и разделите кислоты на две группы H24; H23; HNО3; HNО2; H34; H2SiО3; H2СО3; H2S; HСl:

Ответ:

  • H2SiО3— нерастворимая кислота;
  • H24; H23; HNО3; HNО2; H34; H2СО3; H2S; HСl — растворимые кислоты.

Учитель:

Мы с вами составили классификации кислот по количеству водорода, по содержанию кислорода в кислоте, по растворимости в воде, описали физические свойства выданных вам кислот, к вашим знаниям о кислотах следует добавить сведения о важнейших кислотах, которые имеют большое практическое значение, послушаем ваших товарищей, которые искали информацию о кислотах из разных источников:

Сообщения учащихся (см. Приложение №2)

2 часть изучаемого материала: Определение степеней окисления элементов и зарядов ионов кислот:

Учитель: определить заряд кислотного остатка можно по числу атомов водорода в кислоте для этого нужно помнить правило:

  • водород в кислоте всегда заряжен +1;
  • численное значение заряда кислотного остатка всегда равно числу атомов водорода в молекуле:

Образец: H2+CO3-2

Задание 1: Определить заряды ионов в следующих кислотах: HСl; H2SO4;  HNO3.

Учитель: рассчитать степени окисления атомов-неметаллов в кислоте можно легко помня о правилах:

  • суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна 0;
  • степень окисления водорода +1, степень окисления кислорода -2;

Образец: H2+CO3-2

(+1)*2+х+(-2)*3=0 

х=+4

Задание 2: Определить степени окисления элементов в следующих кислотах: H2SO3; H2SO4; HNO3.

Закрепление:

Задание:

Дайте характеристику серной кислоты по плану:

  • формула;
  • наличие кислорода;
  • основность;
  • растворимость;
  • степени окисления элементов образующих кислоту;
  • заряд иона, образуемого кислотным остатком;
  • соответствующий оксид.

Ответ: H24; кислородсодержащая; двухосновная; растворимая;  H+1, O-2, S+6; SO42-;SO3.

Домашнее задание:

Параграф 20,

Письменное задание:

Подчеркните формулы кислот, выпишите и назовите их

H2OSO3H3PO4Na2CO3MgCl2HClBa(NO3)2H2SO3K2SH2SO4MnH2SiO3Al2(SO4)3H2SCOHNO3Cu(NO3)2NO2Na2SNO2




Следующий: