Открытый урок Вулканы

Цель урока: сформировать у школьников
представления об образовании, строении, типах
вулканических извержений.

Перед началом урока учащимися была оформлена
выставка макетов вулканов, сделанных детьми
самостоятельно.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

проводится в форме фронтального опроса. Ответы
ребят комментируются и оцениваются.

II. Изучение новой темы.

1. Немного истории. Окунемся в глубь веков:

Учитель. В Тирренском море, недалеко от
Италии есть небольшой остров Вулкано. Еще в
незапамятные времена люди видели, как из вершины
этой горы вырывались облака черного дыма, мерцал
огонь и в небо, взлетали раскаленные камни. На
этом же острове, по их предположениям находились
владения бога огня и кузнечного ремесла –
Вулкана. Он устроил на острове свою кузнецу и
ковал стрелы для Дианы, громовые молнии Юпитеру,
Доспехи Гераклу, щит Ахиллу…
А дым и огонь, вырывавшийся с вершины горы, по
мнению древних римлян, свидетельствовал о том,
что Вулкан раздувает мехами свой горн. Он ударяет
молотом по наковальне и с горы доносится глухой
рокот и лязг. С тех пор и начали люди называть
огнедышащие горы – вулканами.
В 1947–1948 годах шведская морская экспедиция
Средиземном море к югу от острова Крит, а в 1956–1958
годах в Критском, Ионическом, Эгейском морях
обнаружила два слоя вулканического пепла. По
вычислениям специалистов, нижний слой отложился
около 25 тысяч лет назад, верхний – во II
тысячелетии до нашей эры. Оба слоя связаны с
извержениями, расположенного в этом районе
вулкана Санторин. Подробности первого
извержения теряются в седой древности веков.
Второе произошло в богатую историческими
событиями эпоху древнего заселения Греческого
архипелага. Вулкан Санторин ныне затоплен морем;
он находился в 120 километрах к северу от Крита.
Около 1400 года до нашей эры произошло извержение
Санторина, которое разрушило остров Стронгили.
Взрывом, сопровождавшим это извержение, была
снесена центральная часть острова и на ее месте
возникла гигантская (поперечником 11 километров,
глубиной до 300 метров ниже уровня моря) Кальдера
(кратер), в которую проникло море. Ученые считают,
что взрыв Санторина был наиболее грандиозной
вулканической катастрофой. Из жерла вулкана
изверглось огромное количество пепла, который
покрыл разрушенный остров слоем толщиной более 30
метров.
На острове Анафи, в 20километрах к востоку от
Стронгили, вал цунами достиг высоты 250 метров.
Через 20–30 минут после извержения он обрушился на
остров Крит, а через 3 часа достиг северных
берегов Африки и устья реки Нил.
События, связанные с извержением Санторина
встречаются в Египетских литературных
памятниках. Есть такие свидетельства: “Хаос
царил кругом… В течение 9 дней не было выходов из
дворцов. Эти 9 дней прошли в бедствии и бурях.
Никто – ни бог, ни человек – не мог видеть лица
друг друга”. “… Этот день был днем гнева и
бедствий, днем мрака, тумана, днем непроницаемой
тьмы… Вода пришла с севера, поднялась огромным
потоком и залила страну…”
Пожалуй, наиболее ярко впечатление от извержения
Санторина выражены в мифе о борьбе Зевса с
Тифоном. Тифон, сын богини земли Геи и бога
подземного царства Тартар, был стоглавым
чудовищем, жившем в недрах земли. Он плевал огнем,
ревел сильнее быка и льва.
Земля колебалась под его шагами. Зевс бросал в
Тифона 1000 молний, моря кипели, земля и небесный
свод сотрясались. От тела убитого Тифона исходил
жар, который плавил все кругом.
Последние годы стала популярна гипотеза о том,
что миф об Атлантиде с ее высокой цивилизацией
бронзового века, погребенной морем, может иметь
свои корни в великом извержении Санторина.

2. Вулканы и продукты вулканических
извержений.

Вулкан – (от лат. Vulcanus – огонь,
пламя), геологическое образование возникающее
над каналами и трещинами в земной коре, по
которым на земную поверхность извергается лава,
пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных
пород.

Продукты вулканических извержений:

  • Газы.
  • Водяной пар.
  • Сероводород.
  • Вулканический пепел.
  • Вулканические бомбы.

3. Строение вулкана.

Вниманию ребят представлен рисунок –
строение вулкана. Учитель дает описание по
каждой части вулкана.

  • Кратер – вершина вулкана. Диаметр
    бывает от нескольких десятков метров, до двух и
    более километров.
  • Жерло – идет вглубь от кратера, по нему
    поднимается магма.
  • Очаг вулкана – расположен в глубине
    земли.
  • Лава – излившаяся на поверхность магма.
    Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300
    – 500 метров в час.

4. Типы вулканических извержений

Учитель дает характеристику каждому типу
вулканических извержений. В ходе объяснения
учитель на карте показывает примеры вулканов
данного типа.

  • Гавайский тип. Кратер этих вулканов, словно
    огненные озера всегда заполнены лавой. Во время
    дождя, когда водяные капли падают на раскаленную
    поверхность, лавовое озеро окутывается клубами
    пара. Брызги раскаленной лавы взлетают на высоту
    100–150 метров, а иногда и 1000 метров. Извержение
    усиливается, и лава переполняет озеро. Быстрый
    поток жидкой лавы, словно огненная река, стекает
    по склонам горы.
  • Пелейский тип. Лава вулканов этого типа очень
    вязкая, она застывает прямо в жерле и не дает
    выхода газовым парам. В результате происходит
    сильнейший взрыв, а затем гигантская туча
    раскаленных газов и пепла вырывается наружу. Она
    стремительно мчится по склону, уничтожая все на
    своем пути.
  • Везувианский тип. (Показана репродукция картины
    “Последний день Помпеи” К. Брюллова). В начале
    извержения над вулканом поднимается гигантское
    облако, состоящее из газов и пепла. Гигантский
    пеплопад обрушивается на прилегающую
    территорию. Толщина выпавшего слоя пепла
    достигает нескольких метров, именно горячий
    вулканический пепел во время извержения в 79 г.н.э
    засыпал и уничтожил 3 римских города. В том числе,
    трагически известную Помпею.

Учитель. Прошу еще раз выделить
существенные признаки типов вулканов?”. (Ответы
детей)

5. Виды вулканов.

  • Действующие – вулканы, которые извергались
    в наши дни или в историческое время. (На Камчатке).
  • Уснувшие – об их деятельности не
    сохранилось сведений, но иногда они начинают
    действовать.
  • Потухшие – бездействуют много тысяч лет.
    (Крым, Забайкалье).

6. Это интересно.

Дети выступают с сообщениями по темам:

1. Крупнейшие вулканы планеты.

2. Красиво, хотя и опасно.

3. Взрывные волны обогнули земной шар.

4. Лава все сжигает на своем пути.

5. Исландия – страна вулканов.

6. Горячее озеро – Киву.

7. Вулканы и космос.

III. Закрепление. Викторина.

Ответы детей на вопросы викторины.

1. Сложный процесс, при котором магма
поднимается из недр земли, прорывая земную кору,
изливается на поверхность? (Вулканизм)

2. Что такое лава? (Излившаяся на поверхность
магма)

3. Что такое кратер вулкана? (Впадина,
находящаяся на вершине вулкана)

4. Что такое жерло? (Канал, по которому
поднимается магма)

5. Назовите продукты вулканических извержений? (Газы,
водяной пар, сероводород, углекислый газ,
вулканический пепел, вулканические бомбы,
частицы горных пород)

6. Перечислить типы вулканических извержений? (Гавайский
тип, пелейский тип, везувианский тип)

7. Виды вулканов? (Действующие, уснувшие,
потухшие)

IV. Итог урока.

Вниманию детей представлен кинофрагмент –
извержение вулкана.

Учитель. Итак, сегодня в ходе урока нам
ребята удалось сформировать представления об
образовании, строении, типах вулканических
извержений. Спасибо всем за работу. Учитель дает
каждому ученику оценку, которую аргументирует.

V. Домашнее задание.

Тему «Вулканы и вулканические извержения»
– проработать.

Приложение 1.

Следующий: