Открытый урок в 9-м классе Миграция населения

(Составлен по материалам УМК по
географии: учебник Дронов В.П. и др. География
России. Население и хозяйство. 9 кл. Шестой урок в
разделе “Общая часть курса”, четвертый урок в
теме “Население России”, § 7)

Тема.

Миграции населения.

Тип урока:

комбинированный.

Вид (форма проведения) урока:

традиционный
урок.

Используемые технологии (методики):


технология применения опорных схем.

Методы обучения:


объяснительно-иллюстративный.

Цели:

1.Образовательные:

  • сформировать представление о миграционных
    потоках в России;
  • изучить особенности перемещения населения по
    территории России;
  • ввести понятие “миграция”, рассмотреть виды
    миграций;
  • ввести и добиться овладения понятиями
    “эмиграция”, “иммиграция”, “беженец”,
    “вынужденный переселенец”, “репатриация”,
    умения различать и характеризовать их на
    примерах;
  • выявить и способствовать усвоению учащимися
    содержания проблем, возникающих при активной
    миграции и наметить пути их решения.

2. Развивающие:

  • развивать умения и навыки работы с картами,
    статистическим материалом, приемы
    “сворачивания информации” и составления
    опорных схем.

3. Воспитательные: способствовать
формированию научного мировоззрения,
воспитывать толерантное отношение к
представителям различных национальностей и
вероисповедания, любовь к родине, стремление
реализовать свои способности в России.

Оснащение урока:

Доска: используется для
составления учителем рабочих схем, для
размещения карт и таблиц
(Политико-административная и физическая карты
России), стрелки для составления картосхемы.

Дидактический раздаточный материал:
статистические данные.

УМК: учебник, карты атласа
(политико-административная), рис.12 (с.35), рис.13
(с.41), рис.14, 15 (с. 42-43) учебника и таблица 12 (с. 40)
учебника.

План урока

I. Оргмомент (1 – 2 мин).

II. Актуализация и контроль знаний (10 –
12 мин).

Целевая установка: проверить уровень
усвоения знаний по теме “Национальный состав
населения России”.

1) Фронтальный экспресс-опрос по
цепочке.
2) Индивидуальный опрос по дидактическим
карточкам

II. Изучение нового материала (15-18 мин)

Целевая установка: выяснить значение
термина “миграция” и научиться определять виды
миграции

Проводится на основе составления
схемы “Виды миграции”

III. Закрепление изученного материала (5
мин).

Целевая установка: тренировка в
определении видов миграции.

IV. Обобщение, итог урока (5 мин).

Целевая установка: провести обобщение
изученного материала.

V. Домашнее задание (3 мин).

Целевая установка: инструктаж по
выполнению домашнего задания.


Ход урока



I

. Оргмомент (1 – 2 мин).

  • приветствие;
  • сообщение темы и цели урока.

  • II. Актуализация и контроль знаний (10 –
    12 мин).

    Целевая установка: проверить уровень
    усвоения знаний по теме “Национальный состав
    населения России”.

    1.

    Фронтальный экспресс-опрос (за
    правильный ответ выдается жетон; по количеству
    жетонов выставляется отметка: 8 жетонов – “5”, 6
    жетонов – “4”):

    1. Какова численность населения России на 1 января
      2008г?
    2. Какое место в мире занимает Россия по
      численности населения? Назовите страны, которым
      Россия уступает по численности населения.
    3. Как изменяется численность населения России?
      Почему?
    4. Что называют естественным приростом населения?
    5. В чем разница между абсолютным и относительным
      естественным приростом населения?
    6. Что такое демографический кризис?
    7. Каковы причины демографических кризисов?
      Пример?
    8. Что такое естественное движение населения?
    9. Объясните понятие “демографические ножницы”.
    10. Что называют рождаемостью?
    11. Что такое смертность?
    12. Какая диаграмма позволяет получить сведения о
      поло-возрастной структуре населения?
    13. Почему Россию называют многонациональным
      государством?
    14. Какое определение вы дадите понятию “народ”?
    15. В чем разница между понятиями “нация”,
      “племя”, “народность”, “народ”?
    16. Сколько республик в Российской Федерации?
    17. По какому принципу Россия разделена на
      федеративные единицы?
    18. Назовите языковые семьи на территории страны.
    19. Какая языковая семья самая многонациональная?
    20. Назовите самый многочисленный народ России. К
      какой языковой семье он относится?
    21. Сформулируйте определение понятия “титульный
      народ”.
    22. Назовите, пользуясь табл. 17 на с.37 учебника,
      республики с преобладанием титульного народа.
      Назовите республики России с преобладанием
      русского населения.
    23. Почему происходит постепенное уменьшение
      коренного населения в национальных
      образованиях?
    24. Какие религии распространены на территории
      России?
    25. Какова особенность этногеографического
      положения России?
    26. 2



      . Индивидуальный опрос по
      дидактическим карточкам – работа с атласом

      Карточка 1

      1.Где на территории России
      распространены местные традиционные верования?
      2.Приведите примеры народов России, которые
      являются приверженцами местных традиционных
      верований.
      3.К какой языковой семье относятся эти народы?

      Карточка 2

      1.Где на территории России проживают
      буддисты – ламаисты? Почему в этих районах?
      2.Определите, какие народы России являются
      приверженцами религиозных учений Будды и Ламы
      (буддисты-ламаисты).
      3.К какой языковой семье относятся эти народы?


    II. Изучение нового материала (15-18 мин)

    Целевая установка: выяснить значение
    термина “миграция” и научиться определять виды
    миграции

    Проводится на основе составления
    схемы “Виды миграции”

    1. Причины миграции – составление схемы.

    2. Виды и особенности миграций –
    составление схемы “Миграции”

  • при изучении депортации – работа с учебником
    (с.35, рис.12);
  • при изучении насильственной миграции – анализ
    рис.14 с.42 учебника;
  • при конкретизации политических причин миграции
    – работа с табл.12 на с.40 и рис.13 на с.41.

  • III. Закрепление изученного материала (5
    мин).

    Целевая установка: тренировка в
    определении видов миграции.

    1. Задание:

    Определи, какой вид
    миграции совершает каждый участник истории.
    Может быть, и несколько видов одновременно.

    Иванов получил долгожданную премию и
    решил отправиться из пыльной Москвы на озеро
    Байкал — в отпуск. Купив билет, заскочил к
    Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал,
    что тот переехал из России на постоянное место
    жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень
    недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами
    была угнана в Германию, а затем возвратилась на
    родину после победы.

    Иванов посетовал, что не застал друга и
    побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но
    сестры тоже дома не оказалось: заключила
    контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск
    контролировать нефтедобычу в Западной Сибири.
    Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в
    Таджикистане, но из-за ухудшения положения
    русского населения навсегда переехала жить в
    Россию.

    “Вот это миграции”, — подумал Иванов и
    отправился домой собирать чемоданы.

    Ответ:

    Иванов – временная,
    сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка
    Сидорова
    – в годы войны – насильственная;
    после победы – репатриация. Наталья (сестра
    Иванова)
    – трудовая вахтово-экспедиционная
    миграция. Тетка Иванова – реэмиграция.

    2. Задание: Проанализируйте данные
    Госкомстата России и определите свою позицию по
    вопросу: миграционный приток в страну – благо
    или беда для России?

    По оценке, численность постоянного
    населения Российской Федерации
    на 1 августа
    2008г. составила 141,9 млн.человек и с начала года
    уменьшилась на 125,1 тыс.человек, или на 0,09% (на
    соответствующую дату предыдущего года — на
    194,7 тыс.человек, или на 0,14%).

    Сокращение численности населения
    происходило из-за естественной убыли населения,
    которая в январе-июле 2008г. уменьшилась по
    сравнению с соответствующим периодом 2007г. на 63,5
    тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост
    на 53,8% компенсировал численные потери населения
    (Рисунок 1).

    Рис. 1

    (По данным Госкостата России)

    Схема

    IV. Обобщение, итог урока (5 мин).

    Целевая установка: провести обобщение
    изученного материала.

    • Нужны ли стране данные о миграционных потоках?
      Для чего? Каковы функции миграционных служб?
    • Когда, по-вашему, миграцию можно считать
      отрицательным явлением в жизни страны, а в каких
      случаях – условно положительным?
    • Каково значение миграции (внешней и внутренней)
      для России?
    • Какие виды миграции хотелось бы совершить вам в
      ближайшее время?


    V. Домашнее задание (3 мин).

    Целевая установка: § 7, вопросы 1-6
    (устно) на с. 44, схема в тетради.




    Следующий: