Открытый урок в 8-м классе Почвенные ресурсы России

Тип урока:

комбинированный

Цели и задачи урока:

  • сформировать понятия о почвенных ресурсах и их
    отличии от земельных, о причинах разрушения почв
    и роли мелиорации;
  • развивать у учащихся умения делать выводы и
    сжато излагать прочитанный материал, выделять
    главное; потребность в творческой деятельности,
    самоактуализации через различные виды работы;
    развивать аналитическое мышление, речь,
    любознательность;
  • вызвать интерес к уроку через придания ему
    проблемно-творческого характера, что отвечает
    личностным интересам и потребностям учащихся;
  • развивать ценностное отношение учащихся к
    окружающей природе.

Оборудование:

  • географические атласы России и КБР,
  • разноуровневые карточки-задания,
  • тесты, рисунки учеников “Человек из почвы”,
  • портрет В. В. Докучаева и его высказывание,
    вертикальные разрезы основных видов почв,
    почвенная карта России, коллекция почв, учебник
    “География: природа России 8кл. ” Э. М. Раковская

Методическая тема учителя:

Разнообразие форм
и методов ведения уроков географии.

Методическая задача урока:

создать условия
для проявления творческой активности учащихся
через личностно ориентированный подход.

Методические приемы:

географический диктант,
тестирование, разноуровневые карточки, устный
опрос, работа с картами атласа и учебником,
просмотр рисунков “Человек из почвы”,
самостоятельная работа, составление кластера.

Виды контроля:

самоконтроль, взаимоконтроль,
контроль учителя и ученика-помощника.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Проверка готовности класса к уроку.

2. Реализация домашнего задания.

Методические приемы – географический диктант,
устный опрос, работа по карточкам, тестирование,
просмотр рисунков “человек из почвы”.


Вопросы географического диктанта:

1. Самые богатые перегноем почвы. /черноземы/

2. Какие почвы занимают более половины площадей
страны? / подзолистые и дерново-подзолистые/

3. Что является характерной закономерностью
смены почв в горах? /высотная поясность/

4. Какие почвы образуются при близком залегании
пресных грунтовых вод? / торфяно-болотные/

5. Лучшие почвы нашей страны / чернозёмы/.

Приложение №1

/виды контроля: географический диктант –
взаимоконтроль; тестирование, работа по
разноуровневым карточкам – контроль ученика -
помощника; устный опрос у доски — контроль
учителя /.

/Во время устного опроса учеников идет
индивидуальная работа учащихся по выше
указанным видам контроля/.

Вопросы устного опроса:

- Какие из основных закономерностей
наблюдаются в размещении почв на равнинах и в
горах?

- Назовите главные типы почв России. Дайте
краткую характеристику каждому из типов.

/ Учитель перед устными ответами задает каждому
ребенку вопрос: “Как тебе удобнее отвечать – у
доски или с места?”

/После характеристики каждого из типов почв
учитель задает вопрос ученикам: “Кто выполнил
домашнее творческое задание “Человек из почвы”
и хотел бы защитить свою работу?”/

/Ученики показывают свои работы и защищают их/

Учитель:

“Ребята, остальные работы мы
просмотрим и выслушаем их защиту на обобщающем
уроке”.

3. Объявление темы, постановка задач урока.

4. Актуализация опорных знаний.

Методический прием — фронтальный опрос, работа
с географическим атласом КБР.

- Как почвы используются человеком?

- Используя почвенную карту КБР, определите,
какие почвы преобладают в Прохладненском районе?

5. Изучение нового материала.

Методический приём — рассказ с элементами
беседы, самостоятельная работа с учебником,
составление кластера/.


1. Почвенные и земельные ресурсы.

“Земля — один из главных ресурсов природы,
источник жизни. Недаром говорят: “Труд – отец
богатства, а земля — мать его”.

Почва покрывает поверхность суши почти
сплошным тонким слоем. И этот верхний рыхлый слой
в обыденной жизни часто называют просто землей.
Слова “земля” и “почва” здесь употребляются
как синонимы. Нередко отождествляют земельные и
почвенные ресурсы. Но это не всегда одно и то же.

Земельные ресурсы – физическая поверхность
Земли, которая может использоваться для
размещения отдельных объектов и различных
отраслей хозяйства. И для большинства отраслей
не имеет значения, какие почвы развиты на этих
землях.

Лишь для двух направлений использования земель
– для сельского и лесного хозяйства – важно
качество земель, их плодородие, т. е. основную
роль играют почвенные ресурсы. В этих отраслях
земля становится средством производства.

/ Рассказ учителя сопровождается рассмотрением
рис. 65 учебника “Основные направления
использования земельных ресурсов/

Вопросы к ученикам:

- В европейской или азиатской части России
больше земельных ресурсов?

- Какая из них более богата почвенными
ресурсами для развития земледелия?

/ученики рассматривают картосхему учебника и
почвенную карту России, делают вывод, отвечают на
вопросы/

Учитель:

Земельный фонд России составляет — 1708 млн. га, из
них

- площадь сельхозугодий – 222 млн. га -13 %
земельного фонда, в том числе:

- пашни – 132 млн. га -около 8 %, леса – 768 млн. га — 45
%.

/Учитель обращается к рис. 65 учебника/:

- В какой части страны расположена большая
часть с/х земель?

Ученик отвечает:

“Большая часть сельскохозяйственных земель
расположена в южной половине страны”.

Учитель:

Основная земледельческая зона нашей страны -
зона смешанных лесов, лесостепи и степи.

Под пашню используются наиболее плодородные
почвы – черноземы, серые лесные и
темно-каштановые.



Дерново-подзолистые почвы хотя и менее
плодородны, характеризуются устойчивым
увлажнением. Это повышает их ценность.

Подзолистые и каштановые почвы менее пригодны
для земледелия. На этих почвах преобладают
сенокосы и пастбища.

/Учитель снова обращает внимание учеников на
рис. 65 и задает вопрос/:

- На каких почвах размещены оленьи пастбища?
Пастбища овец и верблюдов?

Ученики отвечают:

- Оленьи пастбища – на тундровых глеевых;

- Пастбища овец и верблюдов — на
светло-каштановых, бурых и серо-бурых почвах
полупустынь и пустынь.

2. От чего нужно охранять почву.

/ По данному вопросу идет самостоятельная
работа учеников с учебником/.

Учитель:

“Ребята, используя текст учебника, сделайте
вывод : “от чего нужно охранять почву”.

Ученики, читая текст учебника приходят к
выводу, что почву нужно охранять от эрозии,
которая бывает двух видов :

- водная;

- ветровая.

Учитель:

“Давайте продолжим заполнение кластера,
составление которого мы начали на первом уроке”.

/Ученики дополняют кластер по теме “Почвы”/ (Приложение №2)

Учитель:

Используя карты атласа КБР, определите, какой
вид эрозии почвы преобладает в Прохладненском
районе?

/Рассказ по данному вопросу сопровождается
рисунками на доске /

Приложение №3

Учитель задает ученикам проблемный вопрос:

- Какой вид вспашки холма вы бы выбрали? И
почему?

/Активизация мыслительной деятельности, каждый
может высказать свое мнение/

Учитель:

“В результате развития хозяйственной
деятельности человека происходит загрязнение,
изменение состава и свойства почвы, снижается её
плодородие

Восстановить плодородие эродированных земель
бывает очень трудно”.

3. Роль мелиорации в повышении плодородия почвы.

/по данному вопросу идет опережающее обучение,
т. к. учитель знакомит и раскрывает понятия видов
мелиорации почв, изучение которых предусмотрено
программой 9-го класса/.

“Ребята, на первом занятии при изучении темы
“Почвы и почвенные ресурсы” был поставлен
вопрос: “Как повысить плодородие почвы?”, теперь
мы с вами, изучив этот самый важный раздел по теме
“Почвенные ресурсы России”, сможем ответить на
него. Роль мелиорации в повышении плодородия
почвы вы продолжите изучать в 9 классе при
изучении темы “Агропромышленный комплекс”,
поэтому я предоставляю вам право выбора вида
работы при изучение данного вопроса.

Я остановилась на следующих видах работы:

1. самостоятельная работа;

2. составление кластера;

3. объяснение учителя.

/В случае выбора учениками первого вида работы,
они самостоятельно изучают данный вопрос и
выполняют краткий конспект, используя опорные
слова /.

/Те учащиеся, которые выбрали второй вид работы,
дополняют кластер/. (Приложение 2).

/В случае выбора учениками третьего вида
работы, учитель начинает объяснение/

Учитель:

“Важная роль в повышении плодородия почв
принадлежит мелиорации земель.

Мелиорация с/х земель – совокупность мер по
улучшению почв с целью длительного повышения их
плодородия.

Различают виды мелиорации земель:

- Водная: орошение засушливых, осушение
переувлажненных земель, обводнение пастбищ в
засушливых районах.

- Агромелиорация – правильный выбор глубины и
направления вспашки и др.

- Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов,
создание полезащитных лесополос.

- Рекультивация — восстановление земель,
нарушенных хозяйственной деятельностью
человека/очистка от камней, пней, выравнивание
поверхности и т. п. /

- Химическая — внесение в почву различных
удобрений, химических веществ: извести, гипса и т.
п.

/Учитель обращает внимание учеников на рисунок
59 учебника “Мелиорация земель”, рисунок 63 и
задает вопросы/:

Учитель:

“- Используя рис. 63 и рис. 59 учебника
определите, где сосредоточены основные площади
орошаемых земель? Почему?

- Где находятся основные районы осушения
земель? Почему?”

/Ученики сопоставляют два рисунка, делают
выводы, дают ответы.

Выслушиваются все ответы, после чего учитель
дает правильные /.

Учитель:

“Итак, вернемся к нашему вопросу: “Как можно
повысить плодородие почвы?

/Ученики дают ответы, учитель выслушивает их,
дополняет. /

Надо помнить, что каждое поколение людей должно
оставлять своим детям в наследство землю
плодородную, а не оскудевшую”.

Учитель:

“Ребята, а теперь те ученики, которые не
завершили составление кластера, продолжат эту
работу, а тот, кто полностью составил кластер,
будет работать у доски”.

/идет работа по составлению кластера/

6. Подведение итогов урока.

- выставление оценок с комментарием.

- учитель благодарит учеников за урок и
замечает, что их творческие работы пригодятся
ему для последующих уроков.

7. Закрепление изученного материала.

Методический прием – сочинение эссе.

/Учитель предлагает ученикам темы сочинений /

“Какой я представляю почву будущего”.

“Как избавить почвы от разрушения”.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: