Открытый урок в 7-м классе Географическое положение Африки. Население Африки


Тип урока:

Изучение новой темы

Цели и задачи:



  1. Развивающая:
  2. Развитие интеллекта,
    познавательного интереса,
    самостоятельности в мышлении учебной
    деятельности, пространственного
    воображения, логического мышления.
    Развитие умения комплексного
    использования физической и контурной карт.

  3. Воспитательные:
  4. Содействовать в ходе
    урока формированию диалектико-материалистических
    и мировоззренческих идей: о взаимосвязях в
    природе. Воспитывать эстетические чувства.

Методы:

продуктивный, частично-поисковый

Приемы:

сравнение, анализ

План урока:



  1. Организация начала урока.
  2. Подготовка к усвоению.
  3. Изучение новой темы:
    • Определение географического
      положения материка по плану:

      1. Положение по отношению к
        экватору;

      2. Положение по отношению к
        начальному меридиану;

      3. Положение по отношению к
        морям и океанам;

      4. Положение по отношению к
        другим материкам;

      5. Положение по отношению к
        тепловым поясам;

      6. Крайние точки материка,
        определение протяженности (расстояния)
        материка с севера на юг и с запада на
        восток.

    • Влияние географического положения на
      природу материка.
    • Путешествие вокруг берегов Африки.
  4. Первичное закрепление.
  5. Контроль и самопроверка знаний.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Учебно-наглядный комплекс:
Интерактивные карты: Физическая карта
полушарий. Физическая карта Африки.
Настенная контурная карта Африки. Атласы с
комплектом контурных карт, учебники,
электронный учебник.

Формы проведения урока:

Повторение уже известных и
знакомство с новыми терминами и понятиями;
практическая работа — формирование умения
составить характеристику географического
положения материка на примере Африки;
Самостоятельная работа с контурной картой.

Термины и понятия:

Географическое
положение материка, крайние точки материка,
береговая линия.

Географические объекты:

Проливы:
Гибралтарский, Мозамбикский; Моря: Красное,
Средиземное; Мысы: Рас-Хафун, Игольный,
Доброй Надежды; Суэцкий перешеек, Суэцкий
канал, полуостров Сомали, остров Мадагаскар,
Гвинейский залив.

Справочно-информационный
материал:

Общая длина береговой линии – 30500
км.

Доля островов и полуостровов в
общей площади материка – 5 %.

Самый большой остров около
материка– Мадагаскар.

Самый большой полуостров –
Сомали.

Самоанализ
урока

Деятельность учителя Деятельность ученика

Здравствуйте, садитесь.

Отмечаю отсутствующих.

Поздоровались, сели.
Сегодня мы начинаем изучение
крупного раздела, о названии раздела вы
легко догадаетесь. Назвав второй по
величине материк. Как он называется?
Африка.
С чего мы начинаем изучать
любой географический объект?
С его географического
положения.
Что же такое географическое
положение? Каждый из вас имеет свой
адрес, это примерно то — же самое.
Местоположение,
месторасположение, местонахождение.
Как вы думаете, как будет
называться тема нашего урока?
Если мы начинаем изучать
Африку и говорим о географическом
положении, значит тема: Географическое
положение Африки.
Открой те тетради и запишите
тему урока: Географическое положение
Африки.
В тетрадях записывают тему
урока.
Послушайте внимательно цель
урока:
Сегодня вы научитесь изучать
ГП материка по плану. Научитесь
работать с атласом и контурной картой
одновременно.
Слушают цель урока.
Поставим задачи урока. Что
такое задачи урока?
Это то, с помощью чего и как мы
будем достигать этой цели.

Задачи:

  1. Познакомиться с планом определения
    географического положения
  2. Работать с к/к и картами атласа,
    наносить объекты.
Что вы уже знаете об этом
материке?
Второй по величине; Здесь
расположена самая большая пустыня мира;
Самый жаркий материк и.т. д.
Какие карты необходимы для
изучения материка?
Физическая, строение земной
коры, климатическая, природных зон, и т.д.
Вывод: Материк заинтересовал
вас? Не правда ли? Очень хочется узнать
о нем многое.
Да очень хочется узнать.
От того, как вы научитесь
работать по плану, будет зависеть
усвоение аналогичной темы при изучении
других материков.
Откройте в атласах Физическую
карту мира, найдите материк и сравните
какого она размера. Какая она по
величине.
Открывают в атласе Физическую
карту мира. Определяют, что Африка
вторая по величине.
Запишите в тетрадях площадь
Африки, она равна 30.3 млн.км.
Записывают в тетрадях площадь
материка
Теперь смотрим план
определения ГП материка, попробуем
определить:
Знакомятся с планом изучения Г.П.
материка
  1. Положение по отношению к экватору;
  2. Положение по отношению к начальному
    меридиану;
  3. Положение по отношению к
    морям и океанам; Нанесите объекты на
    к/к

  4. Положение по отношению к
    другим материкам; Нанесите границу с
    Евразией на к/к.

  5. Положение по отношению к
    тепловым поясам; Наличие данных
    тепловых поясов влияет на климат
    Африки?

  6. Крайние точки материка,
    определение протяженности (расстояния)
    материка с севера на юг и с запада на
    восток.

См. табл. и определяем.

Теперь попробуем определить
расстояние с сев. на юг по 20 градусу
восточной долготы. Теперь попробуем
определить расстояние с зап. на вост. по
20 градусу сев. широты и по экватору.

Это самая широкая часть материка.

  1. находится в северном и
    южном полушариях;

  2. Расположена в западном (меньшая)
    и в восточном (большая часть)
    полушариях;

  3. Северное и западное
    побережье омывается Атлантическим
    океаном ( Средиземное море),
    восточное побережье — Индийским (Красное
    море).
    Наносят на к/к объекты.

  4. Граничит с Евразией через
    Гибралтарский пролив, Средиземное
    море, Суэцкий канал, Красное море, Баб-Эб-Мандебский
    пролив и Аденский залив. От остальных
    материков удален и граничит через
    океаны.

  5. Расположена большая часть
    в жарком поясе, не большая часть в
    умеренном.

  6. Определяют координаты
    точек.
    сев. М. Бен-Сека
    Юж. — М.Игольный-
    Зап. — М. Альмади
    Вост.- М. Рас-Хафун
    С сев на юг
    35+32=67
    67Х 111=7437 км.;
    С зап на вост
    16+37=53
    104Х 53=5512 км.
    43-9=34
    111Х34=3774 км.

Влияние географического
положения на природу материка. Какой
вывод напрашивается?

Африка – это часть Гондваны (расколите
кусок сахара и вы получите береговую
линию). Береговая линия ровная, берега
высокие и обрывистые.

ГП повлияло на ее природу.Африка
расположена в жарких тепловых поясах,
протяженность ее в этих широтах
большая, поэтому она является самым
жарким материком.

Чтобы познакомится с
береговой линией Африки нам необходимо
совершить небольшое путешествие
вокруг материка. Начнем с
Гибралтарского пролива по часовой
стрелке. Помощником вам будет
кроссворд.

  1. Пролив;
  2. Море;
  3. Канал;
  4. Море;
  5. Пролив;
  6. Залив;
  7. Остров;
  8. Пролив;
  9. Залив;
  10. Океан.

И так, какова изрезанность,
что можно сказать о береговой линии?

Разгадывают кроссворд
путешествуя вокруг Африки.



  1. Гибралтарский;
  2. Средиземное;
  3. Суэцкий;
  4. Красное;
  5. Баб-Эль-Мандебский;
  6. Мандебский;
  7. Мадагаскар;
  8. Мозамбикский;
  9. Гвинейский
  10. Атлантический
Попробуйте ответить на вопросы
теста. Поменяйтесь работами, проверяем
ответы.
Работают с тестами. Меняются и
проверяют под диктовку учителя верные
ответы.
Как изменится природа Африки,
если бы ее наибольшее расстояние было
между зап и вост точками севернее?
Стало бы намного холоднее.
Материк стал бы северным.
Как изменилась бы природа, т.е.
климат, если бы на северо-востоке она
омывалась океаном?
Изменение климата в северо-восточных
частях.

Какой вывод можно сделать по
уроку, вернемся к цели.

Как ГП влияет на природу материка?

Возвращаются к цели урока и
самостоятельно делают полный вывод по
уроку.
Комментирую оценки за урок. Слушают оценки за урок.

Домашнее задание:

1 уровень: Ответить на
вопросы параграфа.

2 уровень: Определите
самостоятельно ГП Австралии и сравните
с ГП Африки.

3 уровень: Самостоятельно измените ГП
материка Африки так, чтобы он не был
самым жарким материком.

Записывают Домашнее задание в
дневниках.




Следующий: