Открытый урок в 6-м классе Вулканы, гейзеры, горячие источники

Цель урока

:

  • Познакомить учащихся с новыми понятиями и
    терминами: вулкан, очаг магмы, жерло, кратер,
    гейзер, потухший, действующий вулкан;
  • Рассмотреть причины образования вулканов и
    гейзеров.
  • Выяснить географию их размещения по Земле.
  • Рассмотреть практическое значение знаний о
    вулканах, горячих источниках, гейзерах.
  • Продолжать формирование умения определять
    географические координаты, работать с контурной
    картой.

Учебно – наглядный комплекс:

физическая
карта полушарий, коллекция минералов и горных
пород, вулканах и гейзерах.

Тип урока:

изучение нового материала.

Форма проведения урока:

беседа – анализ;
использование мультимедийных материалов,
произведений литературы и искусства для
создания образа вулкана, гейзера.

Ход урока:

I Оргмомент:

отметить отсутствующих,
посчитать присутствующих.

II Изучение нового материала:

1. Демонстрация опыта. Увидев этот опыт, вы
сможете сказать о чём пойдёт речь у нас на уроке,
а химическую сторону этого процесса вы узнаете
когда будете изучать химию.

1. фрагмент: о вулканах.

Постановка целей и задач перед учащимися.
Запись в тетради темы урока.

?

Почему вулканы так называют?

2. У древних римлян Vulcanus Бог огня и
кузнечного дела, жил под землёй, и как только он
начинал

  1. разводить свой горн – происходило извержение
    горы;
  2. начинал гневаться – происходило извержение
    горы.

Поэтому огнедышащие горы стали называть
вулканами.

3. Рассмотреть схему строения вулкана. Оставить
в тетради 1 – 2 страницы, выполнить рисунок
вулкана и подписать части вулкана: лава, кратер,
жерло, магма, конус, очаг магмы

4. Неудавшиеся вулканы называют
лакколитами.

Айю – Даг – медведь – гора.

На Земле более 800 действующих вулканов. Вулканы
расположены вдоль трещин или тектонических
разломов.

80 % из них расположено в Тихоокеанском огненном
кольце, Альпийско – Гималайской сейсмической
области.

2. фрагмент

: Извержение Этны посмотреть
фрагмент и подготовить ответ на вопрос:

?

Какие вещества выбрасываются при
извержении вулкана?

ИНТЕРЕСНО:

  • Взрыв вулкана Кракатау в 1893 году поднял частицы
    вулканического пепла на высоту 50 км и разнёс их
    на расстояние 5330 км, оседали они почти 10 дней.
  • Самое большое количество породы было извержено
    вулканом Тамбора в 1815 году – 150 – 180 км3.
  • Самый длинный лавовый язык образовался при
    извержении вулкана Лани (Исландия) в 1783 году, он
    достигал 65 – 70 км.

3. фрагмент: Продукты извержения:

  • пепел;
  • пар;
  • газы;
  • вулканические бомбы;
  • лава.

4. Фрагмент:

Некоторые вулканы
являются природными маяками.

Исалько в Южной Америке на берегу Тихого
океана 200 лет действует через каждые 8 минут,
выбрасывает столб пара, камней, пепла. Высота -
300м, из кратера излившаяся лава, свет от которой
виден очень далеко.

Вулканы извергаются по разному: (стр. 29, учебник
Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой “Начальный
курс географии”, 6 класс)

“Иногда вулканы возникают прямо на глазах
человека. Во многих книгах описан случай
возникновения вулкана Парикутин. 20 февраля 1943 г.
Один мексиканский крестьянин увидел на своём
поле трещину, из которой пробивался дымок.
Крестьянин закрыл трещину камнем, но дым шёл всё
сильнее. К концу дня под землёй начались взрывы, а
из образовавшейся на месте трещины воронки стали
вылетать камни – вулканические бомбы и пепел,
выливаться потоки раскалённой лавы. Через год
над полем возвышалась гора высотой 430 м,
сложенная продуктами извержения.”

5. Фрагмент: “Последний день
Помпеи К. Брюллова”.

В 79 году до н.э. Плиний Старший лично наблюдал
извержение Везувия и погиб во время катастрофы,
но оставил свидетельства, заложившие основы
вулканологии.



Неаполитанцы называют Везувий “Бомба” или
просто “Он”. Произносить его имя – плохая
примета. Учёные считают Везувий самым опасным
вулканом на земле: в недрах его протекает бурная
деятельность, а жерло плотно забито. Резкое
повышение активности, фиксируемое лишь за 8 – 10
дней до пика извержения, может повлечь за собой
катастрофические последствия – потоки лавы,
град камней и тучи пепла, а возможно, и цунами…
Даже оптимисты предрекают не менее 250 тысяч
погибших, поскольку именно в этом районе
отмечена наибольшая плотность населения в
Европе.

Но местных жителей, кажется, это не заботит. По
склонам Везувия разбросаны десятки ресторанов,
где проводятся балы и банкеты. “Мы любим наш
вулкан. – говорит Энцо, парикмахер из Неаполя. –
От него исходит положительная энергия. Если
начнётся извержение, я останусь здесь, и пусть
меня потом найдут в парикмахерском салоне. Где я
работаю, — как жителей Помпей, застывших в лаве”.

ИНТЕРЕСНО: за последние 400 лет вулканы
погубили 280 тысяч человек.

1883 г. Вулкан Кракатау Зондский залив поднял
волну, унесла 36 тысяч жизней.
1815 г. Вулкан Тамбора в Индонезии 92 тысячи жизней.
Из которых 82 тысячи умерли от голода и эпидемии.

6. Фрагмент раскопки 1991 г.

7. Фрагмент

Вулканы – это строгая красота.

8. Фрагмент.

9. Фрагмент.

10. Фрагмент.

Работа с картой: Показанные вулканы найти и
обозначить на карте (магнитами красного цвета).

11. Фрагмент: Таблица:

“Вулканы”
- перечертить в тетрадь, заполнить дома 2 пустые
колонки.


Название вулкана Абсолютная высота,

местоположение

Географические координаты
Ключевская Сопка
Гекла
Везувий
Этна
Кракатау
Фудзияма
Котопахи
Орисаба
Килиманджаро
Мауна – Лоа
Камерун
Эребус

12. Польза вулканов:

Вулканы согревают. Огромные запасы энергии –
одно из главных их достоинств. Вырабатывать
электричество их “научили” только в начале XIX
века. Когда нагретые вулканами подземные воды
закрутили паровые турбины. В лечебных целях
вулканы использовали с древности, и горячие
целебные ванны остаются популярными до сих пор.

13, 14, 15 фрагменты: польза вулканов.

16 фрагмент: работа с терминами:

Вулкан – огнедышащая гора.

Вулканизм – процессы и явления, происходящие в
недрах и на поверхности земной коры в связи с
перемещением магмы.

Вулканология – наука, изучающая вулканы.

Вулканологи – учёные, изучающие вулканы.

17 фрагмент: Гейзеры – дети
вулканов.

18 фрагмент – работа гейзеров.

19, 20, 21, 22, 23 фрагменты: Тест.

Вулкан – Гекла расположен в:

А) Греции,
Б) Исландии,
В) Японии.
Г) Чили.

Картина К. Брюллова “Последний день Помпеи”
посвящена извержению вулкана:

А) Этна,
Б) Эльбрус,
В) Везувий,
Г) Гекла.

Самый высокий вулкан России:

А) Алаид.
Б) Шивелуч,
В) Толбачик,
Г) Ключевская Сопка.

В Тихоокеанский сейсмический пояс входит
вулкан:

А) Фудзияма,
Б) Везувий.
В) Эльбрус,
Г) Килиманджаро.

Остров, где много горячих источников:

А) Мадагаскар,
Б) Гренландия,
В) Исландия,
Г) Сахалин.

III Домашнее задание: § 19.




Следующий: