Открытый урок в 6-м классе по теме: Одежда и требование к ней. Измерение фигуры


Цели:

  • создать содержательные и организационные
    условия для развития у школьников умения
    анализировать познавательный объект;
  • содействовать осознанию учащимися ценности
    изучаемого материала, совместной деятельности;
    развитию общей культуры, эстетического вкуса.
  • Задачи:



  • дать общие сведения о требованиях,
    предьявляемых к одежде, истории её развития,
    пропорциях фигуры человека;
  • закрепить ранее полученные навыки измерения
    фигуры, научить снимать новые мерки;
  • воспитывать ответственность каждого за работу
    в коллективе;
  • развивать эстетический вкус.

  • Объяснение нового материала.

    Одежда не имеет своей собственной
    жизни и истории. Она живет вместе с человеком,
    изменяется вместе с ним, его обычаями, понятиями
    о красоте и стандартах фигуры человека. В разные
    времена и в разных странах понятия о красоте были
    различны.

    Уже на заре человечества был создан
    первый покров – одежда или костюм – для защиты
    тела от холода и помощи в борьбе за существование
    в суровую эпоху первобытности. Первая форма
    одежды возникла, когда человек соединил вокруг
    своего тела две шкуры, закрепив их веточкой. А
    когда эти шкуры он украсил ракушками и нанес на
    них пятна соком растений – возникло искусство
    создания одежды. В костюме отразились все стадии
    развития общества. Он существовал и
    видоизменялся вместе с людьми. В различные
    времена одежда указывала на сословную и
    национальную принадлежность человека,
    имущественное положение и возраст, умственное и
    духовное состояние. Юбка, как важная
    составляющая костюма, часть платья или отдельный
    предмет туалета, претерпевала изменения вместе
    со всем обликом женщины.

    Юбка появилась в обиходе человека
    много тысячелетий назад, её прародительницей
    была набедренная повязка. Юбка прошла свой
    исторический путь вместе с человеком, являясь
    самостоятельной частью костюма или частью
    платья, исчезая на время и снова возвращаясь.

    В Древнем мире юбок не было. Например: в
    античные времена, когда существовал культ
    человеческого тела, одежда лежала на плечах и,
    свободно спадая, не скрывала естественной
    красоты, форм и пропорции фигуры (плащи, хитоны) (Рис. 1).

    Во Франции, Англии XVI-XVII вв. фигуру
    спрятали в корсет, утянув талию. Юбку расширили
    до неимоверных размеров за счет металлического
    каркаса, весившего 7-8кг. Вся эта конструкция
    стояла на полу сама по себе. В неё заходили как в
    шкаф и застегивались. Каркас имел такую объемную
    форму, что, проходя в узкую дверь или усаживаясь,
    дамы испытывали немалые трудности. Такая одежда
    скрывала недостатки фигуры, создавая
    впечатление стройности. И полные, и худые дамы
    казались одинаково подтянутыми, с прямой спиной
    и горделиво поднятой головой. В 18 веке каркас
    станет настолько громоздким и неудобным,
    вытянутым в боках, что женщина могла коснуться
    края юбки только вытянутой рукой. Такую одежду
    носили и маленькие девочки (Рис. 2).

    Испания XVII век – век инквизиции, тело
    считается греховным, одежда полностью искажает
    пропорции. Характерной деталью женского костюма
    XVII века была съемная распашная юбка со шлейфом,
    имевшим не только декоративное, сколько
    престижное значение – длина шлейфа зависела от
    знатности происхождения, например, у королевы
    шлейф был длиной 4,95 м, у принцессы 2,25 м, герцогини
    – 1,35 м. Если требовали обстоятельства и этикет,
    шлейф лежал свободно или его носили пажи.
    Особенно престижно было иметь в качестве пажей
    маленьких негритят (Рис. 3)

    В 1775 году во Франции одним из главных
    предметов женского кокетства и символом
    женственности становится нижняя юбка -
    “котильон”, давшая названию популярному в те
    времена танцу, где перепрыгивали через высоко
    поднятые платки. Неудивительно, что в таком танце
    были заметны кокетливые нижние юбки.

    Великая французская революция 1789 года
    привела к смене моды. Возвращаются античные
    традиции, т.е. естественные формы фигуры снова
    входят в моду. Происходит отказ от каркасов, и др.
    Юбка начиналась сразу под грудью и украшалось
    множеством воланов по низу. Нижняя часть тела
    зрительно вытянута за счет смещения талии под
    грудь (Рис. 4)

    Европа XIX век. Применительно к моде –
    это “бюргерская простота”. Романтизм. Снова
    носят корсет, силуэт приобретает форму
    опрокинутой рюмки. Талия возвращается на место,
    юбка сильно расширена к низу. Такую форму держит
    кринолин – нижняя юбка из конского волоса. До 1856
    года под верхней юбкой носили ещё восемь! нижних.
    Их и заменил кринолин. Надевать платье на него
    было сложно. Сама дама это сделать не могла. Две
    служанки становились на поставки по обеим
    сторонам хозяйки и накидывали платье на женщину,
    одетую в каркас – кринолин. Простые женщины
    довольствовались продолговатыми подушками,
    которые они прикрепляли под юбки. В конце XIX века
    появляется турнюр — высоко присборенные юбки
    сзади (Рис. 5).

    В XX веке история юбки была особенно
    стремительной, менялась по нескольку раз в
    десятилетие, а к концу века и того чаще. Но все это
    касалось только высших сословий. В русском
    национальном костюме юбка тоже была
    представлена. Два-три полотнища собирались
    сверху на поясе. Полы не сшивались и не сходились.
    Но это не была дань моде — так было удобно
    работать. Такая юбка называлась понёва (рис.6)

    Интересна история появления
    современной мини-юбки. В 1964 г. молодая англичанка
    Линда Квайзин делала дома генеральную уборку.
    Чтобы удобнее было мыть полы, она облачилась в
    старую, обрезанную ножницами выше колена, юбку.

    Именно в это время к ней зашла её
    лучшая подруга – Мери Куант, начинающий
    лондонский модельер. Мери была поражена, как
    сногсшибательно выглядит её хорошенькая
    подружка с точёными ножками в этой нестандартной
    обстановке. Вскоре в её магазинчике “ Фешион
    Стар” на Карнеби-стрит в Лондоне, торгующем
    швейными новинками, появились чрезвычайно
    смелые для того времени наряды, которые к тому же
    с каждым месяцем укорачивались на несколько
    сантиметров. Мини-юбка завоевала бешеную
    популярность в Англии. Весь мир носил мини целых
    восемь лет! Ещё никогда мода не была так
    постоянна!

    Покрой “мини” был модернизирован
    разными складками, разрезами, карманами,
    кокетками и т.д. Меняются времена, формы, детали,
    но присутствие юбки в гардеробе современной
    женщины остается неизменным. (рис.7)

    Какие требования мы предъявляем к
    юбке? Конечно, она должна быть модной

    красивой, удобной, хорошо сидеть на
    фигуре, не стеснять движений. Процессы
    конструирования и моделирования должны
    учитывать особенности фигуры, ее пропорции.
    Тогда можно зрительно сгладить недостатки и
    выделить достоинства или наоборот. Надо сказать,
    что влияние пропорций и формы одежды взаимно.

    В каждом возрасте фигура имеет свои
    особенности и прелести, которые влияют на фору
    одежды. Например, после 10 лет, когда у
    девочки-подростка появляется талия, одежду
    рекомендуется делить на две части — лиф и юбку,
    такая одежда подчёркивает её наличие. В более
    раннем возрасте лучше делать акцент на других
    частях тела (рис. 8).

    Форма одежды так же может зрительно
    изменить пропорции фигуры — вытянуть или
    уменьшить ту или иную часть тела, сделать фигуру
    более стройной или приземлить её (рис.9).



    Конструирование — следующий этап после
    изучения предмета проекта. Чертеж, мы знаем,
    строится по величинам, определенным размерами
    фигуры, на которую будет сшито изделие. А узнать
    эти величины можно, только сняв мерки.

    В пятом классе учащиеся шили фартук,
    поэтому навыки снятия мерок они имеют.

    Для ознакомления предлагается таблица
    размерных признаков при построении чертежа юбки
    (учебник, стр. 44). Разбирается прием снятия новой
    мерки- Дст, повторяется снятие мерок знакомых.


    Практическая работа учащихся.

    Практическая работа “Снятие мерок”
    проводится в форме “Ателье”. Учащиеся делятся
    на группы по три человека: клиент- закройщик-
    приемщик.



    Каждая из них, меняясь друг с другом, бывают и в
    роли клиента (с него снимают мерки), и в роли
    закройщика (он обмеряет клиента), и в роли
    приемщика (он заносит величины измерений в
    таблицу, рассчитывает расход ткани). Данные
    заносятся в таблицу, производится само- и
    взаимоконтроль.

    Список используемой литературы.

    1.Учебник “Технология”. В.С. Симоненко. Москва,
    2002г.

    2.Современная энциклопедия “Мода и стиль”.
    Издательство Аванта +. Москва, 2002 г.




    Следующий: