Открытый урок Строение глюкозы

Цели урока:

  1. определение сущностных характеристик глюкозы
  2. развитие навыков анализа, прогностических
    качеств ума при выполнении химического
    эксперимента по распознанию функциональных
    групп глюкозы
  3. создание условий для применения знаний и умений
    в практической деятельности и повседневной
    жизни
  4. создание условий для осознания необходимости
    грамотного отношения к своему здоровью и
    окружающей среде.

Учебная задача урока: Изучение
строения глюкозы, т.е. последовательности
соединения атомов, наличие характерных
функциональных групп глюкозы, взаимозависимости
строения и свойств данного вещества.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущие методы обучения: проблемно-поисковая
беседа, химический эксперимент.

Дидактическое обеспечение: карточки
“Проверь себя”, оборудование для проведения
лабораторных и демонстрационных опытов.

Формируемые общеучебные знания и умения:

  • знание правил по технике безопасности при
    проведении химических опытов
  • развитие умений способов умственной
    деятельности;
  • знания важнейших органических веществ,
    используемых человеком в жизни.
  • развитие умения проводить простейший
    химический эксперимент, владеть методологией
    учебного исследования; использовать свои знания
    в повседневной жизни.

Ход урока

Таблица 1

I. Актуализация темы (повторение).

На доске записаны понятия:

а) 1-ое и 2-ое положения ТХСОС (Теория химического
строения органических соединений)

б) химическое строение

в) функциональная группа

г) структурная формула

д) изомерия

(Идёт фронтальная работа с понятиями).

Учитель активизирует внимание на 2-ом положении
ТХСОС (Теория химического строения органических
соединений), подчёркивает: строение вещества,
взаимное влияние атомов определяет свойства
вещества.

Это положение – ведущая линия сегодняшнего
урока.

Задается вопрос группе:

- Как можно записать химическое строение
вещества на бумаге, на доске…

Ответ – структурной формулой, которая отражает
последовательность соединения атомов в
молекуле.

Для многих органических веществ характерны
функциональные группы.

Какие функциональные группы Вы знаете, какому
классу они принадлежат.

Для повторения этого вопроса студенты работают
с таблицами №1 “Проверь себя”, такая работа
направлена на самоанализ, самоконтроль своих
знаний по данной теме.

Результатом данной деятельности является
составление на доске и в тетрадях студентами
таблицы №2, графы 1,2,3.

Таблица 2

II. Изучение нового материала.

Учитель задаёт вопрос группе.

- Что Вы знаете о глюкозе?

Студенты называют знакомые свойства глюкозы:
сладкая, растворимая в Н2О, т.д.

Учитель заявляет, что этих знаний недостаточно
для полной характеристики глюкозы. Глюкоза –
удивительное вещество, это энергетический
резерв каждой клетки, без глюкозы клетка
погибает, избыточное содержание глюкозы в крови,
связанное с гипофункцией поджелудочной железы,
приводит к заболеванию – сахарному диабету.



Итак, чтобы узнать о данном веществе больше, с
чего нужно начать изучение глюкозы?

Химического строения глюкозы?

Это и есть тема сегодняшнего урока, который мы
назовём проектом.

Любой проект имеет задачи (идёт целеполагание),
выделяются следующие учебные задачи:

- изучение строения глюкозы

- наличие характерных функциональных групп
глюкозы

- доказательство взаимосвязи строения и
свойств данного вещества.

Проект имеет гипотезу (предположение).

Учитель обращает внимание на молекулярную
формулу глюкозы С6Н12О6, 6 атомов
кислорода войдут в определенные функциональные
группы.

Какие функциональные группы можно
предположить в глюкозе (это и есть гипотеза
данного проекта).

Студенты предполагают наличие функциональных
групп тех, которые они изучили.

альдегидную
карбоксильную

– ОН гидроксильную.

Учитель уточняет, что в глюкозе возможно
несколько гидроксильных групп и объясняет
почему.

Для реализации проекта какие используются
методы исследования?

Это химический эксперимент и наблюдения.

Студенты проводят химические опыты по
определению функциональных групп глюкозы,
заполняют таблицу № 2, графы 4 и 5.

Делают вывод:

Глюкоза – альдегид и многоатомный спирт.

Итак, мы подошли к решению задачи по выведению
структурной формулы глюкозы.

Запишите структурную формулу глюкозы (учитель
даёт дополнительную информацию:

Известен сложный эфир глюкозы с уксусной
кислотой, который называется пентауксусный эфир.

Студент записывает структурную формулу
глюкозы на доске.

Учитель обращает внимание на 3-й атом углерода,
говорит о его асимметрии.

III. Обобщение расширение и углубление
знаний по данной теме.

Учитель говорит о взаимосвязи строения
вещества и его свойств.

Задаёт вопрос группе:

- Как на примере глюкозы можно показать эту
взаимосвязь?

Студенты предполагают, что глюкоза – сладкое
вещество (наличие нескольких гидроксильных
групп).

Глюкоза альдегид, значит вступает в реакцию
окисления и восстановления.

Глюкоза – многоатомный спирт, значит, вступает
в реакцию с Си(ОН)2 с образование глюконата
меди II.

Далее учитель даёт информацию, глюкоза входит в
состав пчелиного меда и показывает опыты, с
помощью которых можно доказать это, используется
(Си(ОН)2) (гидроксид меди II). Подчеркивает,
что знания химических свойств можно
использовать: практически определить качество
мёда.

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока,
формулировка основных выводов этапов учебного
исследования:

  1. Определение темы.
  2. Цели исследования
  3. Гипотеза исследования.
  4. Результаты.

V. Даётся задание для внеаудиторной
самостоятельной работы.

Приложение 1




Следующий: