Открытый урок Сборочные чертежи

Эта тема большая, серьезная и рассчитана не на
одно занятие.

А сейчас я расскажу вам одну маленькую притчу:

Путник спросил трех строителей храма,
кативших по дороге тачки с камнями: «Что вы
делаете?» Один сказал: «Везу тачку, пропади
она пропадом!» Второй сказал: «Зарабатываю
на хлеб. Семья». А третий сказал: «Я строю
храм!»

А говорю я это потому, что вы должны знать и
понимать, что инженерная графика, чертежи, в том
числе и сборочные — это орудие, с помощью которого
современный человек познает и покоряет технику.

Мы живем во времена величайшего технического
прогресса. Тысячелетия человечество ездило на
телеге, а за последние сто лет техника шагнула
далеко вперед, общество переживает бум
технической мысли. Нас везде окружают
всевозможные машины и механизмы, которые
необходимо производить и качественно
обслуживать. Вот для этого и нужно разбираться в
чертежах, уметь их читать и составлять.

Сегодня мы будем составлять сборочные чертежи.
Запишите подзаголовок, тему сегодняшнего
занятия: «Составление сборочных чертежей«.

Цель занятия:

самостоятельно, ответственно,
технически мысля и анализируя — конструировать.

При обслуживании и ремонте машин и механизмов
используются различные приспособления,
облегчающие разборку. Например, съемники. Они
применяются для снятия или выпрессовки шкивов,
подшипников, ступиц, гильз и т. п. Используются
они при ремонте автомобилей, электродвигателей и
других машин и механизмов.

Показываются примеры применения по плакатам.

Один из них перед вами. Показывается
наглядное пособие — съемник
.

Это съемник для выпрессовки гильз двигателя
автомобиля «КАМАЗ».

Он состоит из следующих деталей:

Рисунок 1

1. Траверсы — это основная деталь,
выполняющая роль корпусной. На ее основе
осуществляется сборка всего изделия.

2. Винта - с трапецеидальной, ходовой
резьбой. Внутри винта имеется отверстие
цилиндрической формы.

3. Захватов (2) — для захватывания гильзы
изнутри.

4. Штока — проходящего через винт и траверсу,
который позволяет раздвинуть захваты.

5. Пластин (4) — которыми соединены шток и
захваты между собой.

6. Штифтов (6) — цилиндрических деталей для
крепления захватов, пластин и штока.

7. Рукоятки — с трапецеидальной резьбой,
которая упирается в опору и вращаясь вокруг
винта, позволяет выпрессовывать гильзу.

8. Гайки - которая навинчивается на шток и
используется для фиксирования захватов в
определенном положении, что позволяет
использовать приспособление для деталей с
различными нутренними диаметрами, т. е.
приспособление может быть универсальным.

Показывается пример по кодоскопу:

1. Детали к съемнику (рис. 1)

2. Поэтапная сборка изделия (рис. 2)

Рисунок 2

Сборка съемника и составление сборочного
чертежа осуществляется поэтапно. И сборку
изделия, и составление сборочного чертежа нужно
начинать с корпусной детали.

I этап. В траверсу до упора вворачивается
винт.

II этап. К штоку крепятся пластины с помощью
винтов попарно. Затем к ним крепятся захваты,
также с помощью штифтов.

III этап.

Шток снизу вставляется через
траверсу в винт, захваты вставляются в пазы
траверсы и крепятся штифтами. На винт
наворачивается рукоятка и на шток — гайка.

Сборочный чертеж (рис. 2) выполняется в том же
порядке, что и сборка.

А сейчас внимательно посмотрим на сборочный
чертеж и выясним особенности выполнения
сборочных чертежей.

Вопрос: Для чего необходимы сборочные
чертежи?

(Сборочные чертежи необходимы для выполнения
сборки готовых деталей в узлы и механизмы).

Вопрос:

Что можно представить по сборочному
чертежу?

(Взаимосвязь составных частей и способы
соединения деталей).

Вопрос:

Что должен содержать сборочный
чертеж?

(Изображения, дающие представление о
расположении и взаимной связи составных частей.
Количество изображений зависит от сложности
изображаемой сборочной единицы).

Вопрос:

Какие условности применяются при
выполнении сборочных чертежей?

(Применение разрезов и сечений позволяет
выяснить внутреннее строение сборочной единицы
и соединения, с помощью которых выполнена сборка.
Большое значение приобретают местные разрезы и
вынесенные сечения).

Вопрос:

Как заштриховываются при этом
различные материалы?

(Металлические детали — штриховка в ту или
другую сторону под углом 450 к рамке чертежа.
Неметаллические — штриховка в клетку, навстречу
друг другу).

Вопрос:

А как заштриховывают смежные
детали?

(Смежные детали заштриховывают на разрезах в
противоположные стороны: одну с наклоном вправо,
другую — влево).

Вопрос:

Для чего это делают?

(Это делают для того, чтобы легче было
отличить детали одну от другой)

Вопрос:

Как заштриховать несколько смежных
деталей, попавших в разрез?

(Когда в разрез попадают три и большее число
смежных деталей, то изменяют шаг штриховки.
Большее расстояние между линиями штриховки
оставляют для более крупных деталей)

Вопрос:

Как штрихуется одна и та же деталь
на разных изображениях сборочного чертежа?

(Одна и та же деталь на всех разрезах и сечениях
штрихуется одинаково).

Вопрос:

Как показывают в продольных
разрезах сплошные (не имеющие пустот) детали,
такие как штоки, ручки, шпонки, штифты, винты,
валы, оси, пальцы и т. п.?

(Такие детали в продольных разрезах
показывают нерассеченными и не заштриховывают.
На сборочных чертежах также нерассеченными
показывают шарики, крепежные гайки и шайбы под
ними).

Вопрос:

Что нужно сделать, чтобы выявить в
сплошных деталях углубления или отверстия?

(Необходимо применить местный разрез).

Вопрос:

Чем отделяется местный разрез от
вида?

(Местный разрез отделяется волнистой линией
обрыва).

А теперь — творческое задание.

На время урока наша аудитория превращается в
опытное конструкторское бюро. В конструкторском
бюро работает 5 бригад, или команд.

Задача каждой команды — Сконструировать
приспособление «Съемник». Начертить его
эскизный проект и защитить.

Исходные условия — Набор прозрачных чертежей
деталей для конструирования, из которых нужно,
проанализировав, выбрать необходимые. Деталей
одного наименования можно взять необходимое
количество.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

После выполнения задания и защиты — Обсуждение
проектов с выставлением оценок (на доске -
таблица). Комментарий преподавателя по поводу
выбора цвета.

(Настроение, психологические характеристики и
т.п.)

Домашнее задание:

Сконструировать на выбор:

  1. Свисток на чайник.
  2. Насос для накачивания шин.
  3. Что-либо другое на свое усмотрение.

Обмен мнениями об уроке с ребятами. Спасибо
всем за работу!

Раздаточные материалы:

Задание:

  1. Сконструировать изделие «Съемник» из
    предложенного набора деталей.
  2. Использовать необходимое количество.

  3. Выполнить эскизно сборочный чертеж съемника на
    бумаге в клетку формата А3 карандашом.
  4. Обратить внимание на компоновку (соответствие
    размеров изображений размерам бумаги).

  5. Обвести чертеж фломастерами.
  6. Цвет — на ваш выбор.

  7. Защитить свой проект.
    Вопросы к защите:
    • Как называется изделие?
    • Сколько составных частей входит в изделие и
      какие?
    • Какие изображения приведены на чертеже?
    • Каково назначение изделия?

Пример:

Комплект деталей к изделию
“Съемник” (рис. 1).

Пример:

Поэтапная сборка съемника (рис. 2).

Набор чертежей деталей

, выполненных на
прозрачной пленке (рис. 3, 4, 5).

Дополнительные вопросы:

Те, которые
рассматривались выше.

Подведение итогов (оценка по пятибалльной
системе с десятыми долями).

Команда

Конструкция

Правильность
изображений

Компоновка чертежа

Защита

Дополнительные
вопросы

Итог

1

2

3

4

5

Следующий: