Открытый урок Путешествие в мир тканей


Каково волокно, таково и полотно.
Били меня, колотили, во все чины
производили, на престол с царем
посадили.

ЦЕЛЬ:

Закрепить и обобщить знания и умения
о волокне, пряже и тканях.

ЗАДАЧИ:

– воспитывать чувство прекрасного,
творческое начало личности;

формировать практические умения и навыки;



воспитывать бережное отношение к природе и
вещам;

вырабатывать стремление к самовоспитанию,
самосовершенствованию и самопознанию.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

коллекция тканей,
плакат “Ассортимент тканей”.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

карточки-задания.

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:


клей, карандаши простые.

ХОД УРОКА:

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир
тканей. Для нашей экспедиции нужны –
“творческие лаборатории” для
исследовательской работы. Итак, каждый стол
будет являться такой лабораторией, а вы, девочки,
– научными сотрудниками.

Начнем нашу экспедицию с экскурсии в прошлое.
Наиболее древний текстиль, который остается
вечно молодым – это лен. Лен начали использовать
для прядения раньше других материалов. В эпоху
неолита, задолго до возникновения овцеводства,
человек умел из льноволокна свить веревку,
сплести циновку, и только со временем ко льну,
конопле, сизалю, крапиве и хлопку примкнула
шерсть. Археологи установили, что наиболее
древние образцы льна появились примерно за 8
тысяч лет до нашей эры. Уже 7 тысяч лет назад в
Палестине, а за 3 тысячи лет до нашей эры в Египте
и Ассирии не только выращивали лен, но и ткали из
него тонкие ткани. В погребениях фараонов XII
династии (2400-2200 гг. до нашей эры) обнаружены
льняные изделия высочайшего качества; мумии
обертывали в пелену, сотканную из тончайшей
льняной пряжи. А самая тонкая драгоценная ткань
Египта – “царский виссон” – изготовлена за
тысячу лет до нашей эры.

В Закавказье древняя культура льна
выращивалась в Колхиде. По свидетельству
Геродота, колхи выделывали полотно тем же
способом, что и египтяне. Колхида платила льном
дань туркам, а через черноморские колонии Рима
лен попадал в Европу. Именно эти обстоятельства
позволили некоторым ученым выдвинуть версию о
том, что легендарный поход аргонавтов был на
самом деле путешествием за секретом
производства тончайшей пряжи изо льна,
продававшейся на вес золота.

Легенда гласит, что в Колхиде существовала
следующая технология получения золотого руна:
шкуру барана опускали в воду золотоносной реки,
где она лежала двое суток, затем ее вынимали,
придавали товарный вид, и шкура превращалась в
сокровище во много раз дороже золота. Однако
словом “руно” в древности назывался любой
волокнистый материал, годный для прядения.

Возможно, в легенде описана известная
технологическая операция – мочения льна. Сноп
льняной соломы погружают в реку и держат двое
суток – как шкуру барана в легенде. Обработанное
льняное волокно превращали в ткань не менее
дорогую, чем золотое руно. Тонкое льняное полотно
было доступно только самым богатым, а также
жрецам и священнослужителям, считавшим
“унижением сана” носить одежду из шерсти от
ленивой овцы. Владея секретом обработки льняного
волокна, колхидяне получали необыкновенно
тонкую пряжу. Разве не могли аргонавты пойти на
то, чтобы похитить секрет производства и не
покупать драгоценную ткань за золото?

На Руси лен известен с незапамятных времен и
любовно в народе именуем “Лен – батюшка”. На
территории нашей страны он широко возделывается
с X века. Наиболее активно закупали русский лен
англичане. Плоды трудов российских крестьян –
лен-сырец, рубахи, сарафаны – скупали торговцы из
Фландрии, Германии, Византии. При Петре I в России
начали действовать крупные полотняные
мануфактуры, главным образом, вырабатывавшие
паруса.

Льняное производство было в России широко
распространенным промыслом, ставшим в
дальнейшем базой для развития крупной
текстильной промышленности.

– Уважаемые научные сотрудники, перейдем к
практической части нашего исследования.

ЗАДАНИЕ 1:

Из карточек необходимо составить
известную пословицу.

ЗАДАНИЕ 2: Составить из карточек схему
“Натуральные волокна”.

ЗАДАНИЕ 3:

В словах отсутствуют гласные буквы,
необходимо их определить, а также найти лишнее
слово.

В О Л О К Н О

Т К А Ч Е С Т В О

П Е Р Е П Л Е Т Е Н И Е

П Р Я Д Е Н И Е

П О П Е Р Е Ч Н А Я



Д О Л Е В А Я

У Т О К

Б У Л А В К А

Т К А Н Ь

А сейчас снова обратимся к истории.

Когда появился первый ткацкий станок в виде
простейшей рамы – горизонтальной или
вертикальной – неизвестно. В одном из трудов по
истории текстильной техники рассказывается о
племени бакаири, где применяли вертикальную
ткацкую раму. Это были два столба врытые в землю.
В Древнем Египте предпочитали горизонтальную
раму. Человек у такой рамы работал непременно
стоя.

Любопытно, что ткачество считалось в Древней
Греции высшим из ремесленных искусств. Им
занимались даже знатные дамы. В известном
произведении “Илиада” Гомера, например,
упоминается о том, что Елена жена царя Спарты
Минелая, из-за которой, по преданию, вспыхнула
Троянская война, получила в подарок золотое
пряслице – грузик для веретена, придававший ему
большую инерцию вращения.

ЗАДАНИЕ 4:

Разложить последовательно
карточки.

СЕМЯ – РАСТЕНИЕ – ВОЛОКНО – ПРЯЖА – ТКАНЬ –
ИЗДЕЛИЕ.

ЗАДАНИЕ 5:

У вас на столах лежат образцы
тканей и карточки с названиями тканей (ситец,
бархат, вельвет, фланель, бумазея). Каждую
карточку нужно положить на соответствующий
образец.

  1. БУМАЗЕЯ – плотная хлопчатобумажная ткань с
    начесом на одной стороне.
  2. СИТЕЦ – тонкая, легкая хлопчатобумажная ткань.
  3. БАРХАТ – низковорсовая хлопчатобумажная ткань.
  4. ВЕЛЬВЕТ – плотная хлопчатобумажная ткань в
    рубчик.
  5. ФЛАНЕЛЬ – мягкая хлопчатобумажная ткань,
    ворсовая с обеих сторон.

ЗАДАНИЕ 6:

Нужно сделать коллекцию тканей.

  1. С растительным рисунком.
  2. С тематическим рисунком.
  3. С геометрическим рисунком.
  4. Со смешанным рисунком.

И снова немного истории.

“Паки” – так называется домотканая материя,
которую в Конго издавна изготавливают из
пальмовых листьев.

Листья тщательно сортируют, сушат на солнце,
отбивают. Полученные волокна окрашивают в яркие
цвета. Одежда из “паки” – мягкая, прочная и
красивая. Ткань из пальмовых листьев, секрет
изготовления которой передается из поколения в
поколение, успешно конкурирует с тканями
фабричного производства.

ЗАДАНИЕ 7:

Необходимо отметить
соответствующей буквой, из какой части
перечисленных растений вырабатываются волокна.
(К – корень, С – стебель, П – плод).

КОНОПЛЯ – С

ДЖУТ – С

КЕНАФ – С

ХЛОПОК – П

КРАПИВА – С

ЛЕН – С

ЗАДАНИЕ 8:

Правильно разложить карточки с
ответами (игра в виде “лото”).


Свойство ткани впитывать
влагу

Нить основы

Простейшее переплетение

Ткань состоит

Ткачество

Ткань имеет

Ткань меньше растягивается

Ткачи

Нить утка

Нить состоит

Кромка

Хлопок, лен, джут и т. д.

Прядение

Рисунок яркий и четкий

ЗАДАНИЕ 9:

Что значат позиции на рисунке?
Обозначьте их буквами (основа – О, уток – У,
кромка – К).

ЗАДАНИЕ 10:

Пройдя лабиринт и собрав буквы, вы
узнаете название одной из заключительных
операций по отделке тканей.

ЗАДАНИЕ 11:

Найдите в этой сетке 12 слов.


Н И Т К А Ш
Ъ У Т О К Е
Х Л О П Ш Л
С Т Е Ж О К
Ш Р Ш О В Р
Е О С Н О О
Р Ч К А В М
С Л Е Н А К
Т Ь И Г Л А

  1. нитка
  2. уток
  3. хлопок
  4. шелк
  5. основа
  6. шов

7. строчка
8. лен
9. стежок
10. кромка
11. игла
12. шерсть

ЗАДАНИЕ 12:

Кроссворд

ПО ВЕРТИКАЛИ:

8. Ткань, полученная из волокон плода растения.

9. Жгучий сорняк, из которого принцесса в сказке
“Дикие лебеди” сделала рубашки для своих
братьев.

10. Профессия прядильного производства.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Нити, полученные путем скручивания волокна.

2. Природные материалы, из которых получают
пряжу.

3. Хлопчатобумажная ткань.



4. Ткань, полученная из волокон стебля растения.

5. Нить, расположенная поперек ткани.

6. Одна из сторон ткани.

7. Узкая полоса по краю ткани.

ИТОГ УРОКА

Обсудить типичные ошибки учащихся. Дать общую
оценку.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Принести иглы, нитки, ножницы, лоскуток ткани
размером 10 ?10.




Следующий: