Открытый урок Природные зоны Южной Америки. Высотная поясность в Андах

Тема: Природные зоны Южной
Америки. Высотная поясность в Андах.

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с проявлением широтной
    зональности и высотной поясности в Южной
    Америке; создать образные представления об
    особенностях каждой природной зоны;
    познакомить учащихся с типичными растениями и
    животными Южной Америки; оценить
    природные богатства зон и степень
    изменения их природы человеком; разобрать с
    учащимися новые термины и понятия.
  • Продолжить формирование у учащихся
    представлений и знаний о природе Южной Америки;
    вспомнить уже известные и разобрать с учениками
    новые термины и понятия; сформировать у них
    представление о растительном и животном мире
    Южной Америки; продолжить формирование умения
    устанавливать причинно-следственные связи между
    различными компонентами природы на примере
    природных зон.
  • Воспитывать любознательность, бережное
    отношение к природе, cообразительность,
    ответственность, трудолюбие.

Учебно-методический комплекс: карты
Южной Америки – физическая, климатическая,
природных зон; картины, таблицы «Растительный
мир материков», «Высотная поясность Анд»,
«Животный мир Южной Америки», энциклопедии,
видеофильм «Южная Америка. Анды», карты атласа,
контурные карты.

Методы и формы: частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный, наглядный,
репродуктивный, самостоятельная работа,
индуктивный; индивидуальная, групповая,
дифференцированная.

Тип урока: комбинированный.

Термины и понятия: Сельва, Кампос,
Льянос, Пампа, эндемики, энифиты, ходульные корни,
антропогенные комплексы, высотная поясность.

Номенклатура: Льянос, Ориноко,
Гран-Чако, Атакама, Патагонская пустыня.

Имена: А. Гумбольдт, Г. Бейтс
(английский натуралист, исследователь Амазонки)

Справочно-информационный материал:
см. Приложение.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Этап проверки домашнего задания.

1. Индивидуальная работа.

Разноуровневые карточки для
учащихся.

Для учащихся I группы:

– Используя карту, объясните причины
значительной высоты горной системы:

а) с точки зрения строения земной коры;
б) с позиции теории движения литосферных плит.

Для учащихся II группы:

– Определите, как и в чём проявляется влияние
рельефа на реки Южной Америки.

Для учащихся III группы:

– Какие основные элементы земной коры
формируют материк? Каким образом они выражены в
рельефе?

2. Географический диктант на контурных картах.

1)
Амазонка
7) Риу-Негру
2)
Титикака
8) Игуасу
3)
Анхель
9) Ориноко
4)
Сан-Франсиску
10) Поопо
5)
Маракайбо
11) Мадейра
6)
Парана 12)
р. Парагвай

3. Фронтальный опрос.

– Объясните причины сильной влажности Южной
Америки.
– Какова роль рельефа в формировании речной
сети?
– В чём отличие и сходство речных систем Южной
Америки и Африки?

III. Этап подготовки учащихся
к усвоению новых знаний

1. Объяснение учителя с использованием таблиц,
учебных картин.

– Природа Южной Америки очень своеобразна.
Наряду с растениями, которые растут в Африке и в
Австралии в Южной Америке есть свои виды –
каучуконос, гевея, дерево какао, хинное дерево.
Южная Америка – родина многих культурных
растений. Своеобразен и животный мир. Некоторые
животные – муравьеды, броненосцы, пумы –
встречаются почти во всех зонах материка.

2. Просмотр видеофрагмента «Южная Америка»

Проблемные вопросы перед просмотром.

– От чего зависит разнообразие природных зон?
– Что такое «широтная зональность?»

3. Работа с новыми терминами и понятиями.

Таблицы и картины.

4. Работа с картами «Природные зоны мира».

Определение состава приёма характеристики
природной зоны.
– Что такое «природная зона»?
– Какие природные зоны есть на материке?
– Как ГП влияет на климат, на почвы, на
растительность и животных и в целом на
природную зону?

5. Работа в группах с применением карт атласа.

Составление характеристики природных зон по
плану на стр. 278.

I
группа
II
группа
III группа

Экваториальный
лес
саванны
пампа

– Какие природные зоны занимают наибольшую
площадь и почему?
– Дополнительная информация о сельве. (См.
Приложение).

6. Анализ таблицы «Высотная поясность Анд» и
рис. учебника стр. 157.

– Что называют высотной поясностью?
– От чего она зависит?
– Какие компоненты наиболее заметно сменяются
при подъёме от подножий гор к вершинам?
– Через какие климатические пояса протянулись
Анды?

IV. Этап закрепления новых знаний

1. Работа с комплексной картой

– В каких природных зонах расположены
национальные парки?
– Где их больше? Почему?

2. Работа с контурными картами по группам

Учащимся III группы нанести на
контурную карту природные зоны Южной
Америки.
Учащимся I и II групп
сравнить, как располагаются природные зоны
в Южной Америке и Африке.

– Каковы различия в количестве зон, их
размещении и природе этих двух материков?

3. Вопросы на стр.159.

V. Этап информации учащихся о
домашнем задании

Прочитать статью 156-158, а учащимся I и II групп
записать в тетрадь особенности высотной
поясности.

Приложение

Справочно-информационный
материал

Сельва – самый большой по площади
массив дождевых лесов на Земле, с самым богатым и
разнообразным растительным миром.
Атакама – одна из самых засушливых пустынь мира.
Виктория амазонская – самое большое амазонское
растение, диаметр её листьев достигает 2 м.
Орхидеи с самыми крупными (диаметр 90 см) и самыми
мелкими (диаметр 1 мм) цветами.
Колибри – самая маленькая птица (вес 1,6-1,8 г, длина
5,5 см ).
Гоацин – единственная птица, чьи родившиеся
птенцы имеют 2 пальца с когтями на концах крыльев.
Птицеед – самый большой паук, до 28 см.
Мегалопрепус – самая большая стрекоза с
размахом крыльев 19 см.
Сколопендра – самая большая (27 см длиной)
многоножка.
Жук-геркулес – самый большой жук в мире, длина
его тела 20 см.
Лонгипен – самый крупный таракан, длина тела до 10
см.
Анаконда – самая тяжёлая змея. Она достигает
длины 8,5 м и весит до 230 кг.
Пиранья – самая опасная рыба, единственная
охотящаяся стаей.
Угорь – рыба с самым сильным электрическим
зарядом (до 650 в).
Капибара – самый крупный грызун весом до 100 кг и
длиной 1 м.
Карликовая игрунка – самая маленькая обезьянка
весом 50-70 кг и ростом до 30 см.
Ленивец – самое маленькое млекопитающее.
Скорость его передвижения – 2,5 м в мин.

Дополнительная информация.

Сельва

«Как же выглядит знаменитый лес? Прежде всего в
нём относительно светло. Структура его такова,
что громадные и тенистые деревья растут не
скученной массой, а разбросаны. Благодаря этому
солнечные лучи проникают до самой земли и
освещают нижние ярусы. Леса Амазонки – это
страна лиан. Они стелются по земле, взбираются на
стволы, перебрасываются с ветки на ветку, с
одного дерева на другое, снова сползают на землю,
исчезают в чаще. Иные предательские лианы так
крепко опоясали стволы, что деревья, задыхаются в
этих смертельных объятиях, спустя несколько лет
погибают. Самая страшная из всех опасностей –
заблудиться в лесу. Ни один индеец не рискнёт
отправиться в глубь леса, не оставив за собой
нити Ариадны – отметки на деревьях. Без таких
отметок ему не выбраться из лесу…» (А. Фидлер).

Следующий: