Открытый урок по всемирной истории в 6-м классе на тему Арабский халифат


Цели и задачи:

  • Выяснить роль Ислама в объединении арабских
    племен и образовании государства у арабов.
  • Формировать навыки работы с книгой, картой,
    таблицей, историческим источником.
  • Продолжить формирование критического мышления
    учащихся в процессе определения роли личности в
    истории
  • Развитие мировоззрения учащихся на
    исторических примерах прошлого.

Тип урока: Урок изучения нового
материала с использованием интерактивных
методов и методов технологии критического
мышления.

Оборудование:

  • карта “Арабский халифат”,
  • атлас,
  • раздаточный материал для учащихся,
  • классная доска, заранее оформленная к уроку,
  • иллюстрации.

Основные понятия:

  • бедуины,
  • Ислам,
  • мечеть,
  • халиф,
  • эмир,
  • мусульмане.

Основные даты:

  • 570–632 гг. – годы жизни Мухаммеда;
  • 622 г. – начало мусульманского летоисчисления;
  • 630 г. – объединения арабов.

Ожидаемые результаты:

После урока ученики смогут:

– показывать на карте территорию Арабского
халифата;
– будут иметь представление об истории
Арабского халифата;
– знать особенности жизни арабов;
– развивать коммуникативные навыки, навыки
критического мышления и работы с исторической
информацией.

Ход урока

I. Организационный момент

Объяснение учащимся целей и задач урока.
Оформление учащимися рабочих тетрадей


II. Актуализация опорных знаний

Вступительное слово учителя.

– Рассмотрите карту Атласа “Арабские
завоевания в VII–IX в образование халифата и дайте
ответ на вопросы:

  1. Какими были природно-климатические особенности
    арабского полуострова?
  2. Чем занималось его население?

На основе ответов учащихся и анализа
материала учебника учащиеся составляют схему:
(1-й ученик возле доски, остальные – в тетрадях)
(смотри приложение)



Арабы


Земледельцы – феллахи Скотоводы – бедуины
Запад и Юг Аравии – оазисы. Выращивали:
хлебные злаки, сахар, арбузы, дани, маслины и
виноград
Остальные территории Аравии –
плоскогорье, пустыня. Разводили: коней, овец,
верблюдев.
Торговля на ярмарках, в городах
Мекка и Яериб, через который проходил “путь
пряностей”

После заполнения учащимися схемы учитель
беседует (эвристическая беседа) с учащимися по
следующим вопросам:

  1. Что расположено в центре Аравийского
    полуострова?
  2. Где проживали бедуины? Чем они занимались?
  3. Какие области Аравии были наиболее развитыми?
  4. Что проходило через эти земли?
  5. К какой группе народов принадлежали арабы?
  6. В каких богов верили арабы до VI в?

III. Изучение нового материала

Слово учителя:

– Переход арабов к единой религии – Исламу
(“покорность богу”) связана с именем Мухаммеда.

После рассказа учителя учащиеся
самостоятельно прорабатывают по учебнику вопрос
“Возникновение ислама” по следующему плану:
(задание №1)

План ответа на вопрос: “Возникновение
Ислама” (смотри приложение)

  1. Цель (Почему? Зачем? Для чего?)
  2. План (Как? Каким образом?)
  3. Действие (Что? Где? Когда?)
  4. Результаты (Какие последствия? Какие итоги?)

Примерные ответы учеников:

  1. Цель. Отказаться от язычества и
    уверовать в единого бога.
  2. План. Проповедование Мухаммедом
    собственных снов и написание священной книги
    мусульман “Корана”.
  3. Действие. Переселение в г. Джасриб,
    чтобы оттуда начать войну с неверными ему
    городами, которая закончилась победой мусульман.
  4. Результаты. Победа ислама, уничтожение
    язычества, объединение арабов в 630 г.

– Составьте план, проработав подпункт в
учебнике “Халифат при Омейядих и Аббасидах”
(задание №2)

Примерный план, составленный учащимися:

  1. Первые завоевания арабов: Сирия, Месопотамия,
    Северная Африка.
  2. Образование халифата Омейядов и расширение его
    владений.
  3. Аббсиды – новая династия арабского халифата.

Составить сообщение “Основные
вероисповедающие принципы” по алгоритму:
(задание №3)

догматы ислама культы и
обряды религиозные течения
ислама.



Примерные ответы учеников:

  1. Догматы ислама
    – единообразие;
    – почитание пророка Мухаммеда;
    – почитание Святого Письма – Корана
  1. Морально-этические нормы:
    – Коран – источник морального учения;
    – тяга человека к Аллаху и получение его
    благословения – заветная мечта жизни каждого
    мусульманина
    – мужчина – наставник женщины, которая должна
    быть ему покорной, и служить;
    – джихад – война за веру;
    – 4 пути к духовному росту;
    – шариат – правильный путь к цели.
  1. Культы и обряды
    – исповедовать и признавать пророческую миссию
    Мухаммеда;
    – осуществлять ежедневные пятиразовые
    молитвы-намазы;
    – паломничество в Мекку (1 раз в жизни);
    – пост в месяц (рамадан);
    – совершать благие дела в пользу бедных и
    униженных;
    – отдавать 1/10 на божье дело.
  1. Религиозные течения ислама
    – Сунниты (90% мусульман) – это те, кто признаёт
    первые 4 правоверных хамидов и правдивость
    сорняков хадисов;
    – Шииты – признают только 12 имамов из всех
    потомков Али;
    – Хариджиты – вера должна подтверждаться
    добрыми делами, только вера в догматы ислама и
    исполнение всех его норм – этого мало.

Задание 4 на развитие хронологических
умений учащихся:

  • Какое событие произошло раньше: Верденский
    договор или начало мусульманского
    летоисчисления?
  • Могли ли купцы VIII в рассказывать о торговле с
    Арабским Халифатом?
  • В каком тысячелетии образовалось государство
    Мухаммеда?

Задание 5. Работа с историческим
источником:

Багдад. Предположите, о каких чудесах могли
рассказывать легенды Багдада?

“Самым большим городом мусульманского мира
был Багдад, построенный в VII в на р. Тигр в центре
Ирака, недалеко от руин древнего Вавилона.
“Город мира”, так называемый Багдад, поражал
современников своими размерами, роскошью, садами
и фонтанами. Здесь можно было встретить купцов,
которые привозили драгоценности из Индии, шелк
из Китая, мех из славянских земель. Это блестящее
время сохранили для нас сказки Шахерезады”

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся

(Самостоятельная разноуровневая работа, см. Приложение 1)

Уровень 1 (1–3 балла)

  1. Как называется религия, основанная Мухаммедом?
  2. Какое событие стало началом мусульманского
    летоисчисления?



Уровень 2 (4–6 баллов)

  1. Дайте определение следующих понятий:
  • Мусульманин
  • Халиф
  • Мечеть
  1. Как Мухаммеду приходилось утверждать свою
    власть над арабами?

Уровень 3 (7–9 баллов)

  1. Какую роль сыграл Ислам в арабских завоеваниях?
  2. Территории каких современных государств
    целиком или частично входили в Арабский Халифат?

Уровень 4 (10–12 баллов)

  1. Укажите причины военных успехов арабов IV–VIII вв.
  2. Выявите общине черты и характерные особенности
    Ислама и Христианства.

V. Подведение итогов урока

Выставление оценок учащимся. Объяснение нового
домашнего задания.

Вопросы для повторения:

  1. Какие народы входили в Арабский Халифат в VII–IX вв.?
  2. Что общего между исламов и иконоборчеством?
  3. Заполнимте таблицу: (смотри приложение)

Вклад арабской культуры в мировое
духовное наследие


Развитие математики
Астрономия и география
Литература
Архитектура
Сохранение наследия античности

VI. Домашнее задание

  • Отработать текст соответствующего параграфа
    учебника.
  • Завершить заполнение таблицы (если не успели на
    уроке).
  • Из текста ученика выписать и выучить нове
    термины (в словаре в конце тетроди).



Следующий: