Открытый урок по технологии

Цели:

  • Образовательные – определить основные особенности приемов подготовки
    семян к посеву, расширить и закрепить понимание значимости этих приемов для
    получения хорошего урожая;
  • Развивающие – продолжить формирование аналитических умений,
    умений работать с фактическим материалом, делать выводы и обобщения,
    способствовать развитию мыслительных операций;
  • Воспитательные – воспитывать стремление к знаниям, вызвать
    познавательный интерес к сельскохозяйственному труду.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная
презентация к уроку.

Структура урока трехфазовая:

  • первая фаза– вызов,
  • вторая– осмысление,
  • третья– рефлексия.

Ход урока

Учитель: Ребята, послушайте некоторые пословицы и поговорки народов
мира. “От плохого семени не жди хорошего племени”, “Сея рис, надо отбирать
семена”, “Лучше голодай, а добрым семенем засевай”, “ Посеешь крупным зерном–
будешь с хлебом и вином”, “Что посеешь, то и пожнешь”. О чем эти пословицы и
поговорки? Что их объединяет?

(Ответы учащихся.)

Придумайте, пожалуйста , заголовок для этих пословиц.

(Варианты учащихся.)

Итак, тема сегодняшнего урока “Подготовка семян к посеву”.

Делают ли ваши родители предпосевную подготовку семян? Какие приемы они
используют? А вы с какими приемами знакомы? Можно обсудить в паре.

А теперь обменяйтесь мнениями в группе, выберите того, кто озвучит ваши
мнения. На их основе мы составим кластер предположений

Рис. 1

(Составление кластера с помощью компьютера.)

Учитель. Ваши предположения нужно проверить и если есть необходимость
– исправить и дополнить кластер. Для этого мы обратимся к источникам информации.
У вас на столах лежат информационные тексты (Приложение
1)
, над которыми нужно поработать с карандашом, делая пометки: !–
главное, + – новое. Можно в нужных местах подчеркнуть снизу.

(Работа с текстами, оформление таблицы-синтез в тетради.)

Учитель. Что у нас получилось?

(Учащимися делаются выводы и вносятся исправления в кластер.)

1. Обеззараживание – обязательный прием предпосевной подготовки всего
посевного материала с целью уничтожения вредителей, болезней. Способы:
протравливание, прогревание, облучение кварцевыми лампами.
Так, семена
томата против вирусов выдерживают 20 мин в 1% растворе марганцовки с последующей
тщательной отмывкой семян в воде. Семена огурцов и томата против вирусов
прогревают в термостате при 50оС трое суток, а четвертые сутки– при
70–80оС. Семена капусты против бактериоза прогревают при 50оС
в течение 20 мин.

Учитель. Давайте сразу определим положительные и отрицательные стороны
этого приема.

+
Уничтожение болезней и вредителей
Повышение устойчивости к не благоприятным факторам среды
Раннее созревание
Повышение урожая

Есть определенные затраты
Нужно работать осторожно

Яды могут вызвать аллергию

2. Сортировка (калибровка)– деление семян на фракции. На посев используют
только крупные и тяжелые семена. Мелкие партии разделяют на фракции с помощью
сита, а крупные партии– на сортировальных машинах.
В домашних условиях можно
использовать 3% раствор поваренной соли. Всплывшие семена удаляют, а осевшие
промывают.

+
Повышение всхожести
Раннее созревание
Повышение урожая

Есть затраты

3. Намачивание и проращивание – приемы, способствующие получению более
ранних всходов.
Для этого семена намачивают и проращивают на фильтровальной
бумаге, которую помещают на влажный песок. Продолжительность– от 12 до70 часов –
зависит от культуры.

+
Ранние всходы
Ранний урожай

Сеять такие семена нужно во влажную почву

4. Барботирование– продавливание газа (воздуха или кислорода) через
жидкость с семенами для перемешивания.

Делают это в барботерах или можно использовать аквариумы с компрессором.

+
Дружные и ранние всходы
Повышение урожая

Нужны барботеры
Сеять такие семена нужно во влажную почву

5. Для ускорения прорастания используют термическую обработку семян:
прогревание или закаливание.

Прогревание дает результаты при выращивании огурца и растений семейства
Тыквенных.

Для этого семена прогревают в термостатах при 50–60оС в течение
4–5 часов.

Вариантом служит воздушно-солнечный обогрев семян в течении 5–12 сут, при
ежедневном перемешивании семенян по несколько раз.

Закаливание проводят для приспособления проростков к пониженным температурам.
Для этого намачивают семена до появления 1-5% наклюнувшихся семян и действуют на
них низкими положительными или близкими к 0оС отрицательными
температурами. Закаливание семян теплолюбивых культур ведут переменными
температурами. Начавшие прорастать семена на 3–5 суток помещают в снег или
холодильник с температурой 0оС.

+
Раннее прорастание
Повышение урожая

Сеять такие семена нужно очень аккуратно

6. Обогащение – намачивание семян питательными и биологически
активными веществами, увеличивающее количество и качество урожая.

Из питательных веществ чаще используют различные соли микроэлементов. Из
стимуляторов роста используют янтарную кислоту и гетероауксин.

+
Улучшение питания проростков
Повышение урожая

Эффект проявляется только на бедных почвах

7. Дражирование – обволакивание семян органо-минеральной питательной
смесью, в которую добавляют стимуляторы роста, протравители.
Смесь, которой
обволакивают семена при дражировании, состоит из наполнителя, раствора клеящих и
питательных веществ. В качестве клеящего вещества можно использовать коровяк.
Все это делают в дражираторах. Перед посевом такие семена нужно увлажнить.

+
Улучшение питания
Уменьшение нормы посева
Уменьшение поражения
Повышение урожая

Требуется увлажнение
Затраты большие

8. Физическое воздействие на семена ультрозвуком, импульсами, лазером,
электромагнитным полем высокой частоты.

+
Всхожесть повышается

Трудоемкость

9. Комплексная предпосевная обработка семян. Сортировка + дезинфекция +
обогащение.
Для этого после сортировки семена намачивают в растворе
ядохимикатов и питательных веществ.

(Показ компьютерной презентации.)

Учитель. Сейчас выполним самостоятельную работу по карточкам
(Приложение 2)
.

(Анализ работ учащихся и подведение итогов урока.)

Учитель. Приемов подготовки семян к посеву много. Каково же их
значение в сельскохозяйственном производстве?

Давайте составим синквейн.

  1. Подготовка семян.
  2. Обязательная, эффективная.
  3. Создает, препятствует, повышает.
  4. О будущем думать заставляет.
  5. Урожай.

Учитель. А сейчас вернемся к началу нашего урока. Существование
большого количества пословиц и поговорок о необходимости подготовки семян к
посеву свидетельствует о ее значимости в сельскохозяйственном производстве.
Действительно, “что посеешь, то и пожнешь”.

Следующий: