Открытый урок по технологии Выполнение работы в технике коллаж Осень

Цели и задачи урока:

  • Реализация полученных знаний в практическом
    применении.
  • Развитие образного мышления, художественного
    вкуса, совершенствование навыков культуры труда,
    взаимоконтроля и самоконтроля.
  • Раскрывать способности , творческий потенциал
    самостоятельности, становления и
    профессионального самоопределения личности.

Структура урока.


Этапы работы

Содержание

Материально-техническая
база

Организационно-подготовительный Приветствие. Проверка явки учащихся на
урок, их готовности к уроку. Формулировка темы,
целей урока. Постановка перед учащимися учебной
задачи.
Рабочие коробочки с материалом для
урока.
Формирование новых знаний. Беседа по картинам, передача
художественного образа в картине, основы
цветовой грамотности, правила перспективы;
материалы и инструменты; организация рабочего
места, техника безопасности. Объяснение учителем
приемов выполнения картины в технике “Коллаж”.
DVD фильм “Эрмитаж”, компьютер, экран.
Эскизы картины.
Применение знаний, формирования умений Самостоятельная коллективная работа
учащихся в группах.
Рабочие коробочки с материалом для
выполнения работы: разноцветные с разной
фактурой кусочки ткани, клей, ножницы.
Предварительный просмотр работ Определение уровня формирования знаний
и умений.

Выставка работ. Анализ учителем и
учащимися ошибок и недочетов. Самооценка
учащихся. Выставление оценок.

Работы, выполненные учащимися.

“Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд возвышается до творчества”.

М.Горький.

ХОД УРОКА.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами
продолжаем выполнять коллективную работу
“Осень”. Практическая значимость этой работы
обуславливается деятельностным процессом, в
ходе которого раскрываются творческие задатки
личности, ваши способности, формируется
мышление, способность к эмоциональному освоению
деятельности, на чем и строится
образовательно-интеллектуальное
совершенствование и понимание вами творческих
процессов. На прошлых уроках мы с вами
познакомились с разной техникой выполнения
картин. Это: флористика, роспись по шелку,
живопись, вышивка, коллаж. Живописью
заинтересовались вы больше всего. Но, учитывая,
условия крайнего севера (нет ни одного
художественного салона, в котором можно было бы
приобрести все принадлежности для выполнения
таких картин), сегодня мы попробуем выполнить
работу в технике “Коллаж”. Вы, как художник
кистью наносит, мазки на холст будете
приклеивать разного цвета и размера кусочки
ткани на планшет. Создание различных композиций
– весьма увлекательное занятие. Оно позволяет
глубже ощутить великолепие природы и раскрыть
свои, возможно, скрытые способности. “Коллаж”,
то есть выполнение различных композиций из
разных материалов, соединяет в себе элементы
профессионального искусства и самодеятельного
творчества. Авторы аранжировок и картин из
природного или другого материалов в своей
деятельности опираются на законы и опыт
изобразительного и прикладного искусства в
области композиции, перспективы, цвета.
Трудно сказать, где находятся истоки этого
увлечения. Однако известно, что во времена
А.С.Пушкина девушки коротали долгие зимние
вечера, составляя букеты из сухих листьев и
цветов, которые затем наклеивали на картон. Это
забытое занятие стало постепенно возрождаться в
начале 60-х годов хх века. Постоянно
экспериментируя, люди научились выполнять
работы, соединяя разные материалы. В такие работы
добавляли соломку, перья, кору деревьев, камушки,
ткань и т.д. Вот так, расширилась тематика
композиций – от панно из цветов и листьев до
натюрмортов, поэтичных пейзажей портретов,
аранжировок для оформления интерьеров социально
бытового назначения.
Итак, на доске закреплены эскизы вашей картины
“Осень”. На планшетах выполнен рисунок этой
картины. Сегодня ваша задача нанести “ мазки” из
ткани на этот рисунок. Для того чтобы передать
настроение, вы должны подобрать цветовую гамму
для выполнения этой работы. А как же художники
работают красками? С помощью какого цвета
показывают времена года? Как выделить главное в
картине и передать передний план? Для того чтобы
ответить на эти вопросы, давайте побываем на
экскурсии в эрмитаже. (Просмотр фильма).



Вывод. Одно из важнейших
выразительных средств в искусстве аранжировки –
цвет, создающий гармонию красок. От
ассоциативного восприятия цвета возникли и
некоторые общепринятые правила построения
композиций в технике “Коллаж”. Светлые,
зрительно легкие кусочки ткани, применяют для
неба. Дальний план композиции “раскрашивают” не
яркими, с бледным и мелким рисунком на ткани.
Получается фон. Смело применяются ткани с
крупным рисунком, насыщенным цветом для
выделения главного в картине и для передачи
переднего плана. Например, если нужно показать
ствол березы, то можно взять ткань белого цвета в
черную полоску. Разрезать на кусочки так, чтобы
при наклеивании ствол получился белый и кое-где
черные черточки. А если на переднем плане растет
дуб, то для ствола дерева можно взять толстую
ткань “шерсть” темно-коричневого цвета,
наклеить, а для того, чтобы показать объем можно
сверху наклеить кусочки ткани более светлых
оттенков коричневого, желтого и т.д.

– С помощью цвета можно подчеркнуть красоту
форм и линий, сделать необходимые акценты.
Подбирать кусочки ткани в тон природным и не
применять цвета не свойственные такому времени
года, как осень. Желтый, красный, коричневый,
оранжевый самые родные краски осени. У вас очень
большой ассортимент кусочков ткани.
Для начала, мы с вами разобьемся по группам. Панно
состоит из 12 планшетов. Делим по вертикали.3
планшета на группу. Каждая группа выполняет свой
участок работы.
Для того чтобы работа выполнялась в одном
колорите, группы должны поделиться кусочками
ткани. (Те ребята, которые слабо чувствуют цвет
и форму, выполняют вспомогательную роль – режут
ткань на мелкие и крупные кусочки, остальные,
намазывают клеем и наклеивают кусочки ткани на
готовый рисунок, согласно эскиза. Так в работе
участвуют и слабые и сильные ученики.)

– Очень важно соблюдать технику безопасности
на уроке. Перед вами лежат правила работы с
ножницами. Повторите их. А теперь представьте,
что вы художники, я надеюсь, у вас получится “
написать” картину в технике коллаж. Эта работа
рассчитана на четыре урока. Сегодня на уроке вы
должны выполнить небо.

Самостоятельная коллективная работа
учащихся в группах.

Выставка работ. Анализ учащимися,
затем учителем недочетов и ошибок. Определение
личного вклада каждого участника в выполнении
задания (активная или пассивная позиция).

Подведение итогов. На сегодняшнем
уроке мы с вами познакомились с новой техникой
выполнения декоративных работ. Как она
называется?

– Как художники используют цвет красок для
передачи художественного образа в своих
картинах?
– Какая цветовая гамма присутствует в вашей
картине для передачи осеннего неба?
– Какие цвета ткани вам потребуются на следующий
урок для “росписи” леса ?

Выставление оценок.




Следующий: