Открытый урок по технологии Экспедиция в мир тканей

Цели:

  1. Обобщить знания о свойствах сырья для производства тканей и их применении.
  2. Продолжить формирование умений высказывать свои суждения, анализировать, давать обоснование своей оценки, информации.
  3. Предоставить ученикам возможность делового публичного выступления.

Оборудование: Коллекция тканей, образцов. Плакат «Области применения тканей».

Оценочный лист (представляет собой таблицу из шести столбцов: 1 столбец – № группы; 2-5 столбец – № заданий; 6 столбец – итог. Во 2-5 столбцах наклеиваются цветные житоны (н/р красный – оценка – 5 и т.д)

Ход урока

I. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности. Зачитываются отрывки из сказок – индийской, персидской, рассказа К. Ушинского, загадки, пословицы.

Отрывки из сказок.

Персидская сказка «Коробочка».

Жил-был воробей. Летал он как-то по степи, искал зернышки. Вдруг прямо перед его носом упало большое семечко, видно, ветер принес. Схватил воробей семечко и полетел домой. Уселся в гнездо и спрашивает у соседа, другого воробья:
– Что, это такое?
– Хлопковое семя.
– А что с ним делают?
– Cеют. Из него вырастает куст, на кусте созревают коробочки, коробочки лопнут, а в них – хлопок.

Как кроту штанишки сшили. (по сказке Э. Петишки, польская сказка)

Маленький крот мечтает о штанишках с большими карманами. Он хочет сложить туда сокровища: шарик, гвоздик, зеркальце. Только где же ему взять штанишки?
Тут цветок, под которым он стоял, наклонился к нему и сказал: Меня зовут Лен, и если сделаешь все, что Я тебе скажу, ты получишь свои штанишки.

Загадка

По горам, по долам ходит шуба, да кафтан? Кто это?

Народная пословица

  • Шерсть в войлоке козловая – спи на нём на здоровье.
  • Шерсть стриги, а шкуры не дери.

Постановка проблемы:

  1. Какая ключевая мысль прочитанного?
  2. Почему урок-экспедиция? ( Ответы учащихся)

Учитель: Я – научный руководитель, ученики научные сотрудники. Значение слова экспедиция – зачитывается и прикрепляется на доске, на стол учащимся ставится таблички «научные сотрудники».

Объявление цели урока:

  1. Обобщить знания о сырье для производства тканей, свойствах сырья и тканей и их применении с которыми мы уже с вами знакомились на предыдущих уроках.
  2. Продолжить формирование умений высказывать свои суждения, анализировать давать обоснования своей оценки, информации.
  3. Предоставляется возможность делового публичного выступления.

Называю тему урока: «Экспедиция в мир тканей»

II. Экскурсия в Китай.

В древней стране Востока, где впервые стали изготавливать натуральный шелк.

На доске (пейзаж Китая)

Учитель: Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей «КРЕПДИШИН» которое переводится как «ткань сделанная в КИТАЕ».

На доске КРЕП – шероховатая ткань из крученых нитей.

ШИН – КИТАЙ (на вещевых маркировках пишут Shina)

В других странах еще много веков шелковые ткани будут известны лишь как товар из таинственной страны Востока. Торговать шелком китайцы начали еще в V в до н.э. Возили его и морским путем и по суше – по пути, который впоследствии венецианский купец и путешественник.

На доске (фото) МАРКО ПОЛО назвал ВЕЛИКИМ ШЕЛКОВЫМ

Великий шелковый путь – это обобщенное название караванных дорог, связавших Китай с передней Азией и Европой. Открыл его в I ой половине II века до н.э. путешественник и купец – офицер дворцовой стражи.

На доске: ЧЖАН ЦЯНЬ

Учитель: Я сообщила только один исторический факт, а Вам «научным сотрудникам» что известно?

Учащиеся сообщают исторические факты.

Заглянув в историю, проследим путь появления ткани.

– Какой была одежда первобытного человека?

Первая одежда человека первобытнообщинного строя – шкуры убитых животных, листья и травы, сплетенные между собой. Эта одежда не всегда была удобна (летом в шкурах было жарко, они быстро загрязнялись, были жесткими и грубыми; листья и травы не были пригодны в холодное время, быстро выходила из строя одежда из них). Желание сделать свой костюм удобным и красивым, а также развитие таких видов человеческой деятельное, как охота, рыбная ловля, мореплавание, воздухоплавание (демонстрация рисунков-репродукций) побудили человека мыслить и экспериментировать, и, наконец, люди научились делать ткани.



Первыми материалами для производства тканей были растительного происхождения – луб, лен, джут, конопля, кенаф. (Демонстрация образцов). Затем стала использоваться шерсть домашних животных, шелк в Китае. (Демонстрация шерсти и шелка)

Затем, с развитием земледелия, семенные растительного происхождения – хлопок (в Индии),а с развитием химической промышленности, химические волокна (получаемые с помощью химических реакций при переработке нефти, газа, каменного угля).

Учитель: Выслушав друг друга, в экспедиции мы попытаемся углубить свои знания;

III. Работа в группах

Участники экспедиций объединяются в группы на основе личных симпатий.

Учитель: Так как в любой экспедиции каждый отвечает за определенный вид деятельности, то распределим роли:

  • Руководитель и помощники руководителя – отвечают за поисковую деятельность,
  • Секретарь – записывает всю информацию о проделанной работе на лист-отчет

На доске оценочный лист

Учитель: И так , приступаем к работе

Задание 1. Представьте, что в экспедиции вы нашли карточку-задание с познавательными затруднениями.

Понять:

  1. вид ткани
  2. выбрать из образцов соответствующую наклеить на карту, подписать.

Учащиеся озвучивают задания и показывают выполненную работу .

Вопрос-проблема. Вспомнить название 1 группе шелковых тканей, 2 группе шерстяных.

Задание 2. В экспедиции вы нашли карточки-задания. Составьте их последовательность (определить логическую связь и объяснить). Осуществить взаимоконтроль групп. Озвучить задания.

На доске – образец правильной схемы.

Оценочный лист.

Задание 3. Составить схему

1 группа «Натуральные волокна»

2 группа Указать переплетения тканей и назвать ее дефекты.

 

На доске Образцы правильной схемы. Озвучивание выполнения задания.

Оценочный лист.

Задание 4. Работа в экспедиции продолжается: вы нашли таблицы.

Группа 1. Пользуясь таблицей «Свойства натуральных волокон» выбрать волокна по заданным свойствам; закончить мысль.

  1. самое тонкое волокно
  2. самок короткое волокно
  3. имеет малую упругость
  4. гладкое волокно

Группа 2. Пользуясь таблицей «Свойства тканей из натуральных волокон» закончить мысль.

  1. Значительной гигроскопичностью обладают
  2. Большой пылеемкостью обладают ткани
  3. Лучше других драпируются ткани
  4. Имеют сильную осыпаемость

Осуществление взаимоконтроля групп

Оценочный лист

Задание 5. В экспедиции обнаружены образцы ткани. Ваша задача: На данную модель предложить несколько вариантов моделей одежды различного ассортимента.

Оценочный лист.

IV. Итог урока:

Секретарь каждой группы научных сотрудников озвучивает отчет о проделанной работе: начиная рассказ словами

  1. Мы научились…
  2. Мы умеем…
  3. Где применяется…
  4. Распознаем …

Вопрос-проблема: Как знания, полученные по разделу «Материаловедение» пригодятся вам в жизни?

Выставление оценок в соответствии с оценочным листом.

V. Домашнее задание творческого плана:

По данному образцу ткани, обсудить фасон модели для мамы и для себя. Нарисовать модель.

VI. Рефлексия.

На улице зима, а у нас в классе тепло и появилась «Веселая радуга». Я хочу попросить вас закрепить на одной из полос радуги «смайликов», в соответствии с тем настроением с каким вы работали на уроке. (Мы знаем, что желтый, красный – это теплые цвета – хорошее настроение; голубой – холодный – не очень хорошее настроение.




Следующий: