Открытый урок по теме Природа света

Цели урока:

Обучающие:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать знания
    учащихся по данной теме.
  2. На основе закона единства и борьбы
    противоположностей дать учащимся представление
    о дуализме и материальности света.
  3. Объяснить физический смысл
    корпускулярно-волновой природы света.
  4. Показать примеры использования интерференции,
    дифракции, поляризации и фотоэффекта в быту,
    технике и науке.

Развивающие:

  1. Показать роль наблюдения и эксперимента в
    познании мира.
  2. Доказать, что практика есть основа и цель
    познания.
  3. Развивать у учащихся логическое мышление и
    сообразительность.
  4. Развивать у учащихся интерес к научно-техническим
    достижениям.

Воспитывающие:

  1. Убедить учащихся в познаваемости мира и
    объективности наших знаний о нем.
  2. Воспитывать у учащихся творческое отношение к
    поставленной задаче, ответственность за
    поручение.
  3. Воспитывать умение заинтересовать аудиторию,
    используя монологическую речь.


Ход 1-го урока

  1. Урок начинается с показа мультимедийной
    презентации (Приложение 1), в которой
    объясняются цели урока и эпиграф: (3 мин.)

“Мирозданье постигая, все познай, не отбирая:
Что – внутри, во внешнем сыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки”.
Гете

Эпиграф читает учитель на фоне красивой
спокойной музыки. Затем объясняет, что на урок
приехали гости – специалисты разных профессий,
чтобы объяснить свойства света.

Перед их выступлениями учащиеся выполняют
тестовую проверочную работу.

  1. Тест – на 2 варианта (7 мин.)
  2. Выступает астроном. Он объясняет прямолинейное
    распространение света. Демонстрирует с помощью
    прибора “Теллурия” солнечные и лунные затмения.
    По плакату объясняет ход лучей и образование
    сходящихся и расходящихся теневых конусов.
    Выступление длится 5 минут, в конце которого
    астроном задает аудитории вопрос: “Есть ли
    периодичность у солнечных и лунных затмений?”
    Получает исчерпывающий ответ и садится на место.
  3. Учитель предлагает решить задачу № 1 на
    прямолинейное распространение света, вызывает
    ученика к доске, остальные решают в тетрадях.
    Условие задачи – на экране в виде слайда. (2 мин.)
  4. Выступает путешественник с презентацией
    “Миражи – простое чудо”. Он объясняет причины
    возникновения миражей, их разновидности,
    показывает опыты преломления света в воде,
    полного внутреннего отражения (8 мин.) Задает
    вопрос: “Что такое рефракция света?” Получив
    правильный ответ, садится на место.
  5. Учитель поясняет, что выступали представители
    “Геометрической оптики”, частного случая
    “Волновой оптики”.
  6. Следующим выступает энтомолог. Показывает
    слайды бабочек и стрекоз (Приложение 2),
    объясняет интерференцию в тонких пленках,
    демонстрирует опыт с мыльными пузырями (4 мин.)
    Задает вопрос: “Что такое монохроматический
    свет? Какова будет окраска тонких пленок в таком
    свете?”
  7. Выступает инженер завода “Оптика”, который
    рассказывает о изготовлении “просветленной”
    оптики, объясняет по слайду ход лучей в такой
    оптике. Предлагает для просмотра проспекты
    новейших оптических приборов. Демонстрирует
    лупу, театральный бинокль, микроскоп,
    фотоаппарат (3 мин.) Задает вопрос: “Почему
    объектив фотоаппарата имеет сиреневую окраску в
    отраженном свете?”
  8. Учитель предлагает решить задачу №2 на закон
    преломления света. Условие задачи на слайде,
    вызывает ученика к доске, остальные решают в
    тетради (2 мин.)
  9. Выступает инженер завода “Спектр”, который
    выпускает спектральные приборы. Он рассказывает
    о дифракции света. Демонстрирует разного типа
    дифракционные решетки, объясняет их
    изготовление. По слайдам объясняет
    дифракционные картины белого и
    монохроматического (красного и синего) света.
    Задает вопрос: “Где в природе встречаются
    дифракция и дифракционные решетки?” (5 мин.)
  10. Учитель предлагает решить задачу №3 на
    дифракционную решетку (2 мин.) На этом
    заканчивается первый урок.


Ход 2-го урока

  1. Вначале выступает фольклорист. Рассказывает
    пословицы о световых явлениях и показывает
    презентацию “Загадки” (Приложение 3),
    которые отгадывают присутствующие (5 мин.)
  2. Выступает метеоролог с презентацией “Все
    секреты радуги”: дает определение дисперсии и
    комментирует слайды. Задает вопрос: “Как
    переводится латинское слово “spectrum”?” (8 мин.)
  3. Учитель предлагает решить задачу № 4 на
    дисперсию света (3 мин.)
  4. Выступает инженер лаборатории дефектоскопии
    машиностроительного завода. Вначале он
    объясняет явление поляризации света.
    Демонстрирует опыт с кристаллами турмалина,
    делает вывод о том, что свет – поперечная
    электромагнитная волна. Показывает слайды
    деталей машин в поляризованном свете, объясняет
    способы определения дефектов с помощью
    поляризованного света. Задает вопрос: “Какое
    преимущество имеют защитные стекла из
    поляроидов?” (5 мин.)
  5. Учитель подводит итог после выступлений
    представителей “Волновой оптики” и задает
    вопрос: “Что такое свет?” Ученики отвечают, то
    есть делают вывод по прослушанным выступлениям (1
    мин.)
  6. Выступает инженер завода “Фотоэлемент”.
    Вначале рассказывает о фотоэффекте (внешнем и
    внутреннем). По слайдам объясняет устройство и
    применение фотоэлементов. Задает вопрос:
    “Почему фотоэлементы не применяют в качестве
    источника тока?” (5 мин.)
  7. Учитель предлагает решить задачу №5 на внешний
    фотоэффект (3 мин.)
  8. Выступает инженер лаборатории спектрального
    анализа НИИ. Вначале объясняет виды спектров,
    показывает слайды “Спектр Солнца” и “Спектр
    поглощения водорода”. Дает пояснение метода
    спектрального анализа, рассказывает примеры
    использования этого метода. Задает вопрос: “Кто
    и когда основал спектральный анализ?” (5 мин.)
  9. Выступает организатор “ слета специалистов” и
    рассказывает свои впечатления от наблюдения
    оптического явления гало. На доске рисунок гало.
    Докладчик объясняет причины данного явления (2
    мин.)
  10. Учитель подводит итоги выступлений последних
    специалистов. И опять задает вопрос: “Какова
    природа света?” Ученики делают вывод: свет
    обладает двойной природой – корпускулярно –
    волновой (1 мин.)
  11. Демонстрируются заключительные слайды со
    стихотворением “Солнце – это свет”:

“Чудный дар природы вечной,
Дар бесцветный и святой
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звезд сиянье,
Море в блеске голубом,
Всю природу и создания
Мы лишь в свете познаем”.
И. Бунин (2 мин.)

  1. Выставление оценок (1 мин.)
  2. Рефлексия: Ученикам предложены бумажные
    квадратики: коричневые, сиреневые, синие,
    зеленые, желтые и красные. Они выбирают тот цвет,
    который ассоциируются с их настроением (душевным
    состоянием) после урока. Ученики подсчитывают
    количество квадратиков разного цвета: больше
    всего зеленых, желтых, несколько красных и совсем
    нет синих, фиолетовых и коричневых. Учитель
    объясняет значение каждого цвета:
  • Зеленый цвет – отличное настроение,
    стремление к самовыражению, успеху.
  • Красный цвет – отличное настроение, воля к
    победе, творческое начало, потребность в
    самоутверждении.
  • Желтый цвет – хорошее настроение,
    раскованность, стремление к новому.
  • Синий цвет – состояние покоя,
    удовлетворенность, потребность в отдыхе.
  • Фиолетовый цвет – потребность в уходе от
    реальной действительности.
  • Коричневый цвет – ощущение дискомфорта,
    стресс (тест Люшера) (2 мин.)
  1. Домашнее задание: составить произвольную
    таблицу “Свойства света” и заполнить ее.
    Учитель благодарит всех за выступления и работу
    на уроке.



Следующий: