Открытый урок по теме Плотность вещества. 7-й класс


План урока

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный

3

2. Проверка знаний и умений
учащихся, полученных на предыдущих
уроках

8

Фронтальная письменная
работа (физический диктант)

3. Постановка учебной
проблемы. Изучение нового материала

15

Беседа, эксперимент, записи в
тетрадях

4. Закрепление знаний

11

Беседа, решение задач,
эксперимент

5. Закрепление новой темы.
Домашнее задание

3

Фронтальный опрос,
заключение учителя. Записи на доске и в
дневнике

Ход урока

1. Организационный момент

а) Отметить отсутствующих.

б) Проверить подготовленность
учащихся к уроку.

Дать установку на слушание. На
каждой парте лежит памятка этой установки.

Слушай и ты сможешь:

  • понять и задать вопросы;
  • пересказать;
  • проанализировать;
  • оценить.

2. Проверка знаний и умений
учащихся, полученных на предыдущих уроках.

Учитель: Тема нашего урока «Плотность
вещества». Какое слово вам уже знакомо в
названии темы.

Учащиеся: Вещество.

Учитель: Дайте определение
понятию «Вещество».

Учащиеся дают различные
определения этому понятию.

Учитель: Физический диктант
поможет вам вспомнить свойства вещества.

Вопросы для диктанта:

  1. В каких состояниях могут находиться
    вещества? (Твердом, жидком, газообразном).
  2. В каком состоянии промежутки между
    молекулами самые большие?
    газообразном).
  3. Существует лед, вода, пар. Ребята как вы
    думаете, в каком веществе число молекул
    больше в 1 м3 объема? (Лед).
  4. Какую физическую величину измеряют с
    помощью весов? (Массу).
  5. Запишите единицы измерения в СИ для
    массы? (Кг).
  6. Сколько в 1 г – кг, а в 1 см3 – м3
    (0,001 кг; 0, 000001 м3).

3. Постановка учебной проблемы.
Изучение нового материала.

Учитель: Теперь рассмотрим
второе слово из названия темы. Что вы
понимаете под словом «плотность».



Учащиеся: Плотность ткани (технология),
населения (география), популяции (биология),
плотная фигура.

Учитель: А теперь послушайте,
какое определение этому понятию дается в
словаре русского языка Ожигова. Плотность
– масса единичного объема вещества.

Проведем эксперимент: сравним
массы двух брусков одинакового объема (взвешивают
бруски из металла и пенопласта).

Учащиеся: В металле. Так как в
пенопласте имеются пустоты, в которых
находится воздух. А в нем промежутки между
частицами намного больше. Поэтому в
пенопласте число молекул в 1 см3
меньше, чем в металле, а значит и масса этого
объема будет меньше.

Таким же образом сравниваются
массы меда и воды.

Учитель: Правильно, каждая
единица объема металла имеет большую массу,
чем единица объема пенопласта. Значит, чем
больше частиц в единице объема вещества и
чем больше их масса, тем тело будет более
плотным.

Учащиеся записывают определение
плотности в тетрадь (Плотность – это
физическая величина, показывающая, какая
масса приходится на единицу объема
вещества).

,
где

-
плотность, m – масса тела, V – объем
тела

Единица плотности в СИ:

Учитель: плотности различных
веществ уже определены их значения вы
найдете в учебнике. Найдите в таблице
вещество с наибольшей и наименьшей
плотностью (наиб. – осмий; наимен. -
водород).
Что означает это число? (Осмий
– 22600 кг/м3, 1м3 осмия имеет массу
22600 кг).
Найдите массу 1м3 железа (7800
кг).

Учитель: Решите задачу –
Кусок металла массой 461,5 г имеет объем 65 см3.
Что это за металл? Выразите эту величину в

4. Закрепление новой темы

Учитель: Ответьте на ряд
вопросов

  1. С понятием какой физической величины вы
    познакомились?
  2. Как определите плотность вещества?
  3. Одинакова ли плотность вещества
    находящегося в различных состояниях (твердом,
    жидком и газообразном).

Домашнее задание:

§ 21, упр. 7
(2,4).




Следующий: