Открытый урок по теме Механическая работа

Цели урока:

1. Сформировать знания о механической работе,
единицах её измерения.
2. Развивать интерес учащихся к предмету с
помощью литературных произведений.
3. Развивать умения анализировать учебный
материал.

Тип урока: изучение и первичное закрепление
новых знаний.

Время Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика

1

мин

1. Орг.момент Сообщить цели, задачи, план урока. Принять цели познавательной
деятельности.

10 мин

2. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечить выполнение задач на перевод
единиц измерения в СИ.
Выполнить задания. Исправить
допущенные ошибки.

10

мин

3. Усвоение новых знаний Обеспечить усвоения новых знаний.
Просмотр презентации.
Слушает рассказ учителя. Делают краткие
записи в тетради.

10

мин

4. Обратить внимание на нахождении работы
в различных примерах.
Работа с рисунками по презентации.

12

мин

5. Закрепление знаний и способов
действий.
Проверить первичное и осознанность
усвоения нового материала при разборе задач.
Решают задачи и отвечают на вопросы
учителя.

2

мин

Подведение итогов, дом. задание Анализ и оценка успешности работы на
уроке.
Записывают д/з

§ 53,упражнение 28(1,3)

Ход урока

1. Организационный момент.

2.

На этом этапе урока часто предлагаю
разминку в виде задач на перевод единиц
измерения в СИ.

5,5 Н = 5500 Н 8,4 МН = 8400000 Н
540 см2 =0,054 м2 270 см = 2,7 м
8000 мм2 = 0,08 м2 347 мм = 0,347 м
4 кН = 4000 Н 45,8 КН = 45800 Н
980 мН = 0,98 Н 300 см2 = 0,03 м2

3.

«Труд — источник всякого богатства…
труд создал человека.»
(Ф. Энгельс.)

Работа- «труд, занятие, дело, упражненье,
деланье. Египетская работа — тяжкая и долгая.
Черная работа- работа, где не нужно знанье и
уменье.»
(В. Даль.)

Каждый из нас встречался с таким понятием, как
работа.

В.Перов. «Тройка»

Кукрыниксы. Иллюстрация к басне. И.А
Крылова «Лебедь, рак и щука»

И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»

Рассмотрим примеры: (просмотр презентации)

1. Работа по преодолению силы трения.

2. Работа силы тяжести.

а) если тело движется вверх, то А<0.
б) если тело движется вниз, то А>0.

3. Работа силы трения.

Fтр^^A, А> 0 FТР

Fтр^vA, А<0

4. Движение по инерции.

А=0, т.к результирующая сила F=0

5. Умственная работа. А=0

Для нахождения работы используют формулу:

Механическая работа совершается тогда, когда
на тело действует сила, и оно движется.

В каких случаях совершается механическая
работа?

  • Санки скатываются с горы.
  • Юноша разговаривает по телефону.
  • Девочка рисует.
  • Выстрел из арбалета.
  • Штангист удерживает штангу.
  • По льду катится шайба.
  • Спортсмен поднимает гирю.
  • Ученик поднимается по лестнице.

Введём единицы измерения механической работы.

За единицу работы принимают работу,
совершаемую силой в 1Н при перемещении на 1м.

Эта единица называется 1Дж

1кДж=1000 Дж

1МДж=1000000 Дж

Единица работы названа в честь учёного Джемса
Прескотта Джоуля.(приложение
1)

5. Решение задач.

  1. Автомобиль проехал расстояние 5км равномерно.
    Сила тяги автомобиля- 3000Н. Какую работу совершил
    автомобиль?
    (15МДж)
  2. Какая масса снега падает с горы при снежной
    лавине, если лавиной совершается работа 5МДж, а
    высота горы 100м?
    (5000кг)
  3. Вода массой 2т при падении совершает работу
    400кДж. С какой высоты падает вода?
    (20м)
  4. Насос поднимает воду объемом 100л на 5 этаж. Какую
    работу совершает насос, если высота 5 этажа
    соответствует 15м.
    (15кДж)

По пословицам и поговоркам.

  • С горы вскачь, а в гору хоть плачь.
  • Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.
  • В гору семеро тащат, а с горы и один толкает.
  • Работа не черт, в воду не уйдет.
  • День к вечеру, а работа к завтраку.
  • С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки.
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Весёлые задачи от Григория Остера.

1. Пока Петины друзья занимались уборкой
территории, Петя, масса которого 35кг, залез на
самую верхушку берёзы, высота которой 12м. Какую
механическую работу совершил Петя?

(Пока Петины друзья тратили время на
общественную работу, Петя наработал 4116 Дж. Вот
какой работоспособный мальчик теперь сидит на
берёзе и кричит, чтоб его кто-нибудь оттуда снял.)

2. Дядя Боря мечтал создать у себя в комнате уют,
2 часа толкал свой шкаф с пиджаками и брюками, но
так и не смог сдвинуть его с места. Какую
механическую работу совершил дядя Боря?

(Никакой, потому что под действием приложенных
к шкафу слабеньких дядибориных сил шкаф с места
не сдвинулся.)

Вопросы на закрепление нового материала:

1. Какие силы совершают работу?
2. От каких величин зависит работа?
3. В каких случаях работа положительна, в каких-
отрицательна?

6.Домашнее задание:

§53,практическое задание — Определить работу
силы тяжести при подъёме портфеля.

Следующий: